Торговля как отрасль народного хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 06:09, курсовая работа

Краткое описание

Торговля в настоящее время является, пожалуй, одним из наиболее привлекательных видов деятельности, в особенности для так называемого малого и среднего бизнеса. В первую очередь, эта привлекательность заключается в довольно быстром обороте денежных средств и получении прибыли. Многие, начиная собственное дело, как способ накопления первоначального капитала используют именно торговую деятельность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ТОРГОВЛИ КАК ОТРАСЛИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА 5
1.1. Роль торговли в формировании потребительского рынка 5
1.2. Функции и виды торговли 14
1.3. Типы торговых предприятий и их характеристики 18
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ 25
2.1. Источники коммерческого (торгового) права в РФ 25
2.2. Особенности нормативно-правового регулирования в сфере торговли 32
2.3. Федеральный закон ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

Вложенные файлы: 1 файл

курс Торговля.doc

— 269.50 Кб (Скачать файл)

По общему правилу, хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, самостоятельно определяют ассортимент и цены на продовольственные товары (ст. 8). Государственное регулирование цен (прямое регулирование) на отдельные виды товаров и торговых надбавок к ценам на них может быть установлено федеральными законами, а также принятыми на их основе нормативными правовыми актами субъектов федерации и органов местного самоуправления.

Прямое регулирование цен на отдельные виды товаров применяется государством как метод государственного регулирования внутренней торговли и в ныне действующем законодательстве. Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти, но в этом перечне отсутствуют продовольственные товары.

Среди товаров народного потребления в перечень включены только водка, ликероводочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28 процентов, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая на таможенную территорию РФ.

Этим же постановлением Правительства РФ утвержден аналогичный перечень продукции, товаров и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ. В этом перечне товары, реализуемые на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средне-специальных и высших учебных заведениях, продукты детского питания (включая пищевые концентраты).

Закон неоднократно упоминает перечень социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, который в развитие нового федерального закона будет утвержден Правительством РФ.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Торговля – важная составляющая экономики любого государства. Именно предприятия торговой сферы создают развитую инфраструктуру услуг, вносят весомый вклад в создание благоприятных условий для ее дальнейшего развития. Благодаря эффективному труду сфера торговли из года в год поднимается на новый качественный уровень.

Торговля - одна из крупнейших отраслей экономики любой страны, как по числу занятых в ней людей, так и по объему деятельности и вкладу в общий экономический потенциал.

Сущность торговли и ее миссия реализуются через функции: по оказанию услуг производителям и по оказанию услуг потребителям. Объектом любой торговли является товар. Неотъемлемым признаком товара выступает его качественная характеристика, направленная на удовлетворение различных нужд и потребностей. По объемам купли-продажи торговля делится на оптовую и розничную.

Торговая деятельность осуществляется при помощи предприятий торговли.

Источниками коммерческого права признаются нормативные правовые акты, судебная практика и обычаи делового оборота, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие коммерческие отношения.

Некоторые важные вопросы правового регулирования внутренней торговли отражены в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 года.

Основной идеей закона, по мнению авторов его проекта, является упорядочение на федеральном уровне отношений, связанных с организацией торговой деятельности на территории России, в целях создания прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности, необусловленного какими-либо произвольными требованиями местных властей, а также устранения излишних административных барьеров в торговле.

Документ определяет права и обязанности торговых сетей при заключении договоров поставки продовольственных товаров, перечисляет недопустимые действия по отношению к поставщикам, оговаривает возможность регулирования торговых наценок и цен.

Законом устанавливаются барьеры для применения разнообразных негативных практик во взаимоотношениях между торговлей и поставщиками. Также закон упорядочивает сроки расчетов за поставленный товар.

Подводя итоги, следует отметить, что закон о регулировании торговой деятельности в РФ является лишь первой ступенью на пути создания единой нормативно-правовой базы для регулирования стремительно развивающейся торговой деятельности в России и оставляет возможность для его дальнейшего совершенствования.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная литература:

 

  1. Безбородова Т.М., Дюжева М.Б. Управление предприятиями торговли. Учебное пособие. – Омск: Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2013. – 340 с.
  2. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли: учебник. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2011. – 575 с.
  3. Николаева Т.И. Экономика предприятий торговли и общественного питания: учебное пособие. – М.: КНОРКС, 2008. – 400 с.
  4. Смирнов Э.А. Теория организации: учебное пособие. – М., 2002. – 248 с.
  5. Технология розничной торговли: учебное пособие / Под ред. Л.А. Брагина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 128 с.

 

Дополнительная литература:

 

  1. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. – М.: ИНФРА-М, 2010 – 123 с.
  2. Памбухчиянц О.В. Технология розничной торговли. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2000. – 184 с.
  3. Экономика и организация деятельности торгового предприятия / Под ред. А.Н. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 344 с.

 

Нормативно-правовая литература:

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). -  http://base.garant.ru/10164072/
  2. Конституция РФ. – http://www.garant.ru/doc/constitution/
  3. Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 
    «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». - http://base.garant.ru/10103866/
  4. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 г. №381-ФЗ. - http://base.garant.ru/12171992/

 

 

 


Информация о работе Торговля как отрасль народного хозяйства