Торговля результатами интеллектуальной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 07:54, реферат

Краткое описание

Понятие и объекты интеллектуальной деятельности
В настоящее время термин «интеллектуальная собственность» широко используется на страницах теоретических исследований, популярных изданий, в национальных законодательствах, а также в международных конвенциях и соглашениях. Статьей 11 Конституции Республики Беларусь гарантируется охрана законом интеллектуальной собственности.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие и объекты интеллектуальной деятельности.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

Торговля  результатами интеллектуальной деятельности в международной практике 

     Рынок знаний не имеет четких границ. Его  можно определить, как рынок, где  происходит продажа и передача знаний.

     Рынок знаний своеобразен. Так, значительная часть знаний на нем распространяется безвозмездно или за символическую плату, например, школьное и в большей части среднее и высшее образование. Бесплатность или низкая плата за эти знания для их потребителей объясняется тем, что процесс передачи этих знаний финансируется из государственного бюджета или некоммерческими организациями.

     Структурно  рынок знаний представлен большим  количеством секторов: наука: НИОКР (научные исследования и опытно-конструкторские  работы), НИР (научные исследования и разработки), образование (образовательные  услуги), средства массовой информации, хранение информации (архивы, библиотеки, информационные сети) и др.

     Наконец, своеобразная черта рынка знаний – большое количество посредников  на этом рынке между производителями (например, НИОКР) и потребителями (домашними  хозяйствами, фирмами, государственными учреждениями).

     В ходе НИОКР рождаются новые знания, которые называются интеллектуальным продуктом. Интеллектуальный продукт имеет самые разные формы: открытия, изобретения и рационализаторских предложений, полезные модели и промышленные образцы, конфиденциальная деловая информация (ноу-хау), программы для ЭВМ, достижения селекции, произведения литературы и искусства.

     Собственники  интеллектуального продукта получают исключительное право на использование  своей интеллектуальной собственности и в силу этого имеет возможность определить условия ее использования, в том числе цену реализации.

     Научно-технический  прогресс и развитие производительных сил ведут к увеличивающемуся углублению международного разделения труда.

     Предприниматели России испытывают большую потребность в современных энерго- и ресурсосберегающих технологиях; в малогабаритном высокопроизводительном оборудовании по переработке мяса, рыбы, молока, овощей, фруктов, зерна, лекарственных трав, сырья и т.п. Актуальными становятся вопросы международной кооперации и специализации при изготовлении товаров как на собственных предприятиях, так и на арендованных за рубежом.

     В связи с этим вопросы использования  предприятиями и фирмами России зарубежных научно-технических достижений, тесного сотрудничества на основе аренды, подряда становятся необходимыми и целесообразными.

     В международном кодексе поведения  в области передачи технологий, разработанном  Конференцией по торговле и развитию (ЮНКТАД), определены виды сделок, регулирующие порядок передачи технологий и различных технологических новшеств:

  • Передача, продажа или предоставление по лицензии всех форм промышленной собственности, запатентованной лицензиаром;
  • Предоставление ноу-хау и технологического опыта;
  • Предоставление технологических знаний, необходимых для монтажа и использования машин и оборудования;
  • Промышленное и технологическое сотрудничество по содержанию машин, оборудования;
  • Оказание инжиниринговых услуг – расчет технико-экономического обоснования, технологического проекта, консультации, технический надзор и т. п.
  • Передача технологии по производственной и научной кооперации;
  • Передача технологий на основе инвестиционного сотрудничества – продажа техники и технологии, надзор, обучение специалистов.

     Все эти подходы дают возможность привлечь передовую технологию и наладить собственное производство на основе мировых достижений.

     Лицензия  – разрешение на передачу физическими или юридическими лицами принадлежащих им прав на использование изобретения, промышленного образца другим физическим или юридическим лицом.

     Наряду  с лицензиями большим спросом  на внешнем рынке пользуются ноу-хау, представляющие знания, опыт, способы и навыки в проектировании, строительстве, экономике, управлении и т.п.

     Ежегодная стоимость продукции, производимой на основе лицензионных соглашений, составляет в среднем 330-350 млрд. долл. Крупнейший в мире экспортер лицензий США, на долю которых приходится две трети от всех продаж. К экспортерам относятся Великобритания, Япония, Аргентина, Бразилия, Россия.

     Международный инжиниринг – это выполнение комплекса операций по оказанию услуг производственного, коммерческого и научно-технического характера, осуществляемых специализированными инженерно-консультативными промышленными, строительными и другими компаниями.

     Торговля инжиниринговыми услугами получила развитие под воздействием научно-технической революции.

     Ведущими  экспортерами являются компании таких стран с рыночной экономикой, как США, Великобритания, Франция, ФРГ, Япония. Международный инжиниринг обладает рядом особенностей.

     Первая  особенность – это функционирование в качестве одной из услуг производственного  назначения, реализуемой не в вещественной форме продукта, а полезном эффекте, например, проектирование, консультирование, обучение.

     Второй  особенностью инжиниринговых услуг является то, что они связаны с подготовкой и обеспечением процесса производства и реализацией, рассчитанных на промежуточное и конечное потребление реальных благ и услуг.

     Третья  особенность инжиниринга заключается в том, что ему присущи коммерческие свойства, проявляющиеся в процессе купли-продажи.

     Четвертая особенность инжиниринга - это его отличие от лицензий и ноу-хау. Объектом купли-продажи на рынке инжиниринга являются услуги по подготовке, систематизации, приспособлению к использованию в конкретных условиях и передаче доступных любым квалифицированным специалистам научно-технических. Производственных знаний и опыта. Такого рода услуги являются воспроизводимыми, то есть, их могут оказать многие фирмы. В то же время продажа лицензий, ноу-хау, новых технологий осуществляется их реальным владельцем или автором.

     Вполне  возможно подкрепление инжиниринговых услуг лицензиями и ноу-хау. Основными  факторами успеха на мировом рынке  являются профессионализм, специализация, комплексность на основе свободного, многостороннего сотрудничества с другими фирмами.

Произведения  науки, литературы, искусства, результаты технического и иных видов творчества, являясь главной составной частью понятия "интеллектуальная собственность", не исчерпывают собой всего его содержания. Последнее охватывает также иные результаты интеллектуальной деятельности, в том числе и такие, которые не имеют творческого характера. Примером могут служить многие секреты производства ("ноу-хау"), которые хотя и представляют большую коммерческую ценность, но результатами творчества часто не являются. Действующее российское законодательство не признает результатами творчества также фирменные наименования, товарные знаки и другие средства индивидуализации юридических лиц, продукции, работ и услуг. "Однако поскольку правообладателям указанных объектов закон гарантирует исключительное право на их использование, их правовой режим приравнен по ряду моментов к режиму результатов интеллектуальной деятельности и они также включаются в понятие интеллектуальной собственности".

    Такой широкий спектр объектов определяет и разнообразие средств правовой охраны. Однако, деление объектов интеллектуальной собственности по способам правовой охраны (охраняемые авторским правом, патентным правом и т.д.) столь же непродуктивно, как и деление по "видам интеллектуальной собственности" (промышленная литературная, художественная, научная и т.п.), так как, во-первых, невозможно выдвинуть четкие и неоспоримые критерии (основания) такого деления, а во-вторых, один и тот же объект может охраняться различными способами и рассматриваться как принадлежащий к нескольким "видам интеллектуальной собственности" одновременно (в настоящее время данное положение справедливо, например, в отношении промышленных образцов и дизайна изделий, программ для ЭВМ и т.д.). 

    Наиболее  целесообразным представляется осуществление классификации  интеллектуальной собственности  непосредственно  по видам ее объектов с учетом их специфики, возможных способов охраны и степени  законодательного обеспечения, аналогично все активнее происходящему на протяжении последних столетий процессу "дифференциации" правовых режимов различных видов вещной собственности в зависимости от способов ее приобретения и охраны, исходя из различий в функциях и социальном назначении того или иного имущества.

    В современных условиях торговля изобретениями, ноу-хау, промышленными образцами, моделями и товарными знаками на внешнем рынке имеет огромное значение для экономического развития любого государства. Часто экспорт технологий становится одним из наиболее значительных источников получения валютных средств.

    Международная торговля лицензиями является основной формой научно - технического обмена между  странами. Анализ мировой практики обмена научно - техническими достижениями, изобретениями, ноу-хау, промышленными образцами и товарными знаками между странами свидетельствует о том, что в основе возникновения и развития современной международной торговли лицензиями лежат объективные экономические факторы.

    В международной и отечественной  практике под лицензией понимается разрешение, в соответствии с которым одно лицо – лицензиар – владелец исключительного права на изобретение,  промышленный образец, товарный знак или другие научно – технические достижения и сопутствующие им услуги, а также собственник какого-либо иного интеллектуального продукта, не имеющего правовой охраны, - разрешает другого лицу – лицензиату – за обусловленное вознаграждение и в определенных пределах пользоваться объектом этого права или собственности.

    Предметами  лицензии являются:

    1.      запатентованные изобретения;

    2.      промышленные образцы;

    3.      товарные знаки;

    4.      ноу-хау.

    Изобретением  признается техническое решение, обладающее  новизной и существенными отличиями. Сходные однородные изобретения называются аналогами, а наиболее близкий из них к предложенному техническому новшеству - прототипом.

    Охрана  прав изобретателя осуществляется при  помощи патентов - документов, удостоверяющих государственное признание технического решения изобретением и закрепляющих за лицом, которому они выданы(патентообладателем), исключительное право на это изобретение. Срок действия патента устанавливается национальным законодательством страны выдачи. Как правило, он составляет 15 - 20 лет.

    Промышленным  образцом (industrial design) признается новое художественно - конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. При помощи промышленных образцов устанавливается монополия на форму продуктов труда. На них также выдаются патенты.

    Патенты на изобретения и промышленные образцы, сертификаты, подтверждающие регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания, охраняются Парижской конвенцией 1883 г. и относятся к промышленной собственности, которая в совокупности с авторскими правами составляет понятие интеллектуальной собственности.

    Авторское право (copyright) распространяется на любые творческие произведения, независимо от их формы, назначения и достоинств. Это право означает, что без согласия автора или его правопреемников никто не может ни в каком виде использовать охраняемые им объекты.

      Ноу-хау дословно переводится с английского как "знать как", то есть знать, как это сделать. Сюда относятся непатентованные научно - технические достижения и производственный опыт конфиденциального характера. Ноу-хау не пользуются правовой охраной, поэтому лучший способ их защиты - коммерческая тайна. В международной практике более 80% торговли лицензиями – это торговля ноу-хау.

    В зависимости от объекта лицензии подразделяют на патентные и беспатентные.

    Патентные предполагают наличие у покупателя развитой технологической базы для проведения дальнейших исследований в области НИОКР, так как они передают лишь право на использование патента без соответствующего ноу-хау. В данном случае для лицензиата велик коммерческий риск, так как изобретение может в конечном счете оказаться слишком дорогостоящим и труднореализуемым.

Информация о работе Торговля результатами интеллектуальной деятельности