Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 23:16, доклад
Эссе, про отношения России со странами ЦВЕ
На данный момент Центральная и Восточная Европа (ЦВЕ) является одним из быстро развивающихся регионов мира. Структура экономики ЦВЕ постепенно приобретает черты постиндустриальной с характерным преобладанием сферы услуг.
Регион ЦВЕ представляет сферу традиционных геополитических и экономических интересов России, играет важную роль в обеспечении экономической безопасности, что обусловлено, прежде всего, значительными объемами поставок российских энергоносителей в эти страны и большим транзитным значением региона.
Структура российского экспорта в страны ЦВЕ за последнее десятилетие в целом остается неизменной и характеризуется большой долей поставок энергоносителей. Импортируются продовольственные товары, продукция химии и нефтехимии, медикаменты, потребительские товары, машины и оборудование.
Как известно, Чехия относится к числу важных торгово-экономических партнеров России в регионе Центральной Европы, занимая 21 место по объему товарооборота по итогам 2011 года. Россия также входит в число основных внешнеторговых партнеров Чехии, занимая 6-е место среди стран мира по объему товарооборота с Чехией по итогам 2011 года (по данным Чешского статистического управления).
российский государственный
торгово-экономический университет
Факультет ________
Курс ___________________
Группа __________________
по дисциплине «Международная торговля» на тему:
Торгово-экономические отношения России со странами Центральной и Восточной Европы
Работу выполнил:
Научный руководитель:
На данный момент Центральная и Восточная Европа (ЦВЕ) является одним из быстро развивающихся регионов мира. Структура экономики ЦВЕ постепенно приобретает черты постиндустриальной с характерным преобладанием сферы услуг.
Регион ЦВЕ представляет сферу
традиционных геополитических
Структура российского
Как известно, Чехия относится к числу важных торгово-экономических партнеров России в регионе Центральной Европы, занимая 21 место по объему товарооборота по итогам 2011 года. Россия также входит в число основных внешнеторговых партнеров Чехии, занимая 6-е место среди стран мира по объему товарооборота с Чехией по итогам 2011 года (по данным Чешского статистического управления).
Российско-чешское торгово-экономическое сотрудничество в докризисное время развивалось достаточно высокими темпами. Однако, в 2009 г. в связи с мировым финансово-экономическим кризисом и падением цен на энергоносители российско-чешский товарооборот сократился по данным ФТС России на 37,8%, а по данным Чешского статистического управления на 38,9%. В 2010 г. мировая экономика постепенно выходила из кризиса, что положительно отразилось на росте российско-чешского товарооборота.
По данным Чешского статистического управления (ЧСУ) российско-чешский товарооборот в 2010 г. превысил 10,3 млрд. долл. США (увеличение на 28,9%), в том числе экспорт России в Чехию вырос на 26% и достиг 6,8 млрд. долл. США, а импорт России из Чехии превысил 3,5 млрд. долл. США, увеличившись на 35%. Положительное для России сальдо составило + 3,26 млрд. долл. США.
По данным Росстата, российско-чешский товарооборот по итогам 2010 г. вырос на 24,9% по сравнению с аналогичным показателем 2009 г. и составил 8,4 млрд. долл. США, при этом российский экспорт достиг 5,5 млрд. долл. США (увеличение на 24,5%), а импорт продукции из Чехии превысил 2,9 млрд. долл. США (рост на 26,7%). И по данным Росстата положительное для России сальдо составило + 2,6 млрд. долларов.
Товарооборот между Россией и Чехией за 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличился на 28,5% и составил 13,31 млрд. долл. США, в том числе российский экспорт – 8,09 млрд. долл. США (увеличение на 18,6%) и импорт – 5,22 млрд. долл. США (увеличение на 47,6%). Положительное для России сальдо составило 2,87 млрд. долл. США.
Рассмотрим отношения России и Белоруссии. В настоящее время завершается поэтапный переход торгово-экономического взаимодействия России и Белоруссии к универсальным рыночным отношениям. В рамках реализации данного подхода в 2010 году была осуществлена поставка российской нефти для внутреннего пользования Белоруссии на беспошлинной основе. Объём беспошлинной поставки нефти составил 6,3 млн т., что стало прогрессивным скачком в развитии экономического партнёрства между двумя крупнейшими странами. С учётом формирования с января 2011г. таможенной «тройки» стран России, Белоруссии и Казахстана, данная схема беспошлинных поставок нефти стала развиваться семимильными шагами, в результате чего, Минск получил возможность самостоятельно распоряжаться доходами от экспорта 1,7 млн т. нефти.
Благодаря активному развитию российско-белорусских торговых отношений, объём товарооборота между двумя странами достиг колоссальной цифры 27,9 млрд долларов в течение 2010 года, что превысило на 18,9% объёмы предыдущего года. В течение 2011 года прогрессирует российский экспорт в Беларусь энергоресурсов и товаров сырьевой группы, а также отмечены тенденции возрастания импорта из Белоруссии машиностроительного оборудования, обуви, молочной продукции, дорожной и строительной техники.
Важнейшим этапом на пути становления интеграционного взаимодействия России и Белоруссии стало в 2011 г. финансирование из бюджета более 40 совместных межгосударственных экономических и социальных проектов. Сумма финансирования таких программ составила 4,87 млрд российских рублей. Около 40% этих средств было направлено на развитие промышленности, энергетики и транспорта, 26% - на военно-политическое сотрудничество, а 17% - на политику в социальной сфере и отрасли здравоохранения. Дальнейшее продвижения в рамках такого торгово-экономического сотрудничества уже в 2012 году сможет значительно укрепить российско-белорусские взаимоотношения и представить их на новый, более продуктивный уровень.
Подводя итоги, можно отметить, что не смотря на мировой финансово-экономический кризис, дефолты и т.д. Россия старается поддерживать отношения со своими соседями, включая Чехию и Белоруссию. Остается надеяться, что эти отношения будут продолжать развиваться , положительно влиять на экономику страны. Также будут решены такие проблемы как: подъем уровня жизни населения, сглаживание дифференциации доходов и борьба с бедностью.
Все развитые страны активно участвуют в мировой торговле. Основная доля в мировом товарообмене приходится на торговлю между самими развитыми странами – 65%.
В целом 3/5 мирового товарообмена происходит в треугольнике ЕС- США-Япония. Экспортная и импортная квоты стран – членов ЕС неизменно находилась вблизи 30%-ной отметки, тогда как США –9-11%, Японии – 11-13%.
США в 2011 году экспортировали товаров на сумму - 1 трлн 481 млрд долл., рост на 16% и 8,1% от мирового объема экспорта; импортировали товаров на сумму 2 трлн 265 млрд долл., что на 15% больше предыдущего года. ( 12,3% всего мирового объема).
На протяжении значительной части своей истории США были больше известны как сторонники жесткого протекционизма. Новый отсчет времени начат в 1934 г. когда Конгресс одобрил Закон о взаимности в торговых соглашениях, наметивший курс на либерализацию торговли. Еще в годы Второй мировой войны США разработали "Предложения по расширению мировой торговли и занятости", которые были обнародованы в конце 1945 г. в качестве основополагающих либеральных направления международных торговых отношений. С тех пор США официально придерживался принципа рыночной открытости в системе мировых внешнеторговых связей. США являются активным организатором и участником различных международных региональных организаций и форумов, как политических (основные из них - ООН, Организация американских государств, НАТО), так и экономических (ВТО, ОЭСР, АТЭС, НАФТА, МВФ, МБРР, Всемирный банк и т.д.), значительная часть которых размещается на территории США.
Весьма энергично американская администрация действует и в вопросе создания "охватывающих весь мир" зон свободной торговли с отдельными странами и региональными группировками. В 2004 г. Конгрессом одобрены два новых соглашения о свободной торговле (Австралия, Марокко), подписаны соглашения с пятью странами Центральной Америки - КАФТА (Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас и Никарагуа), а также с Доминиканской Республикой, завершены переговоры по соглашению о свободной торговле с Бахрейном. Ведутся переговоры по заключению подобных соглашений с Панамой, Эквадором, Колумбией, Перу, Таиландом и пятью государствами Южно-Африканского таможенного союза (Ботсвана, Южная Африка, Лесото, Свазиленд и Намибия).
Средний уровень таможенного обложения импорта в США составляет в адвалорном эквиваленте 5.7% против 6.9% в ЕС и 6.5% в Японии. Тем не менее таможенные органы США ежегодно собирают пошлины в размере 20 млрд. долл. Половина из них приходится на поступления от обложения импорта готовой одежды. Если средний уровень тарифа для продукции обрабатывающей промышленности составляет 3%, то для готовой одежды – 16.5%. В США сохраняются и другие островки протекционизма. Особенно экстремально высокие тарифы существуют для таких товарных групп, как продовольствие, текстиль, обувь, изделия из кожи, ювелирные и керамические изделия, стекло, грузовые автомобили и железнодорожные вагоны.
Средняя взвешенная ставка таможенной пошлины на шерстяные ткани и одежду из них составляют 31.5 и 33.3% соответственно. Пошлины на керамическую и стеклянную посуду достигают 33.2 и 38%. Подписав соглашение ВТО по информационным технологиям, США, тем не менее, отказались устранить "пиковые" тарифы на оптическое волокно, также из числа товаров, пошлины на которые в дальнейшем будут снижены, были выведены кинескопы для компьютерных мониторов.
Существенной проблемой, с которой сталкиваются иностранные компании, имеющие внешнеэкономические связи с США, являются технические барьеры для импорта. Для США характерно сравнительно ограниченное использование или даже полное непризнание международных стандартов. Всего в стране существует свыше 2.7 тыс. различных организаций, которые разрабатывают стандарты. Некоторые из них, например, Американский институт чугуна и стали или Американский институт нефти, претендуют на то, что разрабатываемые ими стандарты для США должны приниматься их торговыми партнерами наравне с мировыми.
США нередко используют достаточно экзотические требования для ограничения импорта. Так, эмбарго на импорт некоторых пород тунца из Мексики, Панамы, Колумбии и Венесуэлы вводилось на том основании, что при его вылове наносится ущерб дельфинам. Был запрещен импорт креветок из ряда стран, поскольку США предполагали, что их лов производится сетями, которые могут причинить увечья морским черепахам.
Для ограничения импорта широко
применяется налоговое
США активно разрабатывают новые торгово-политические инструменты для защиты достижений науки и культуры. Для США это особенно важно, поскольку почти 50% всего американского экспорта так или иначе зависят от формы защиты интеллектуальной собственности. Подавляющая часть мирового рынка кино- и телефильмов, а также видео- и аудиозаписей приходится на продукцию США.
Отрасли по производству и сбыту информационных технологий (ИТ) – это самый крупный сектор американской экономики (5% ВВП). За счет внедрения ИТ обеспечивается 1/3 прироста ВВП страны за последние годы. Американцы поддерживают идею разработки единого международного кодекса для оказания содействия развитию электронной торговли и выступают за "беспошлинное киберпространство", чтобы не создавать новые барьеры в глобальном рынке электронной торговли.
Защита национального
Специальная комиссия осуществляет надзор, целью которого является не допустить незаконное использование марки "made in the USA", также таможенная служба контролирует правильность использования других марок и требует, чтобы все товары иностранного происхождения были маркированы с указанием страны производства.
Что же касается Японии, то в настоящее время она является членом таких торговых блоков как АТЭС и ВАЭГ (англ. OPEC и EAEC), также организаций ВТО, МВФ и т.д. Объем экспорта составляет 542.3 млрд. долл., импорта – 499.7 млрд. долл., или 7% и 5.5% мирового объема экспорта и импорта, кроме того, Японии принадлежит лидерство на основных мировых рынках продукции микроэлектроники.
Таблица 2.1 Внешнеторговый оборот Японии (млрд. долл.)
1995 |
2000 |
2004 |
2008 |
2009 | |
Торговый баланс |
123.45 |
125.63 |
137 |
38.2 |
42.6 |
Экспорт |
402.6 |
495.26 |
538.8 |
746.5 |
542.3 |
Импорт |
279.15 |
369.62 |
401.8 |
708.3 |
499.7 |