Трансакционные издержки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 11:45, реферат

Краткое описание

Критика положения неоклассической теории о том, что обмен происходит без издержек, послужила базисом для введения в экономический анализ нового понятия – трансакционные издержки (transaction cost).

Содержание

1. ПОНЯТИЕ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК………………….3
2. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ. ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ.ТЕОРЕМА КОУЗА……………………………………..7
3. ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ И КОНТРАКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ………………………………………………………….9
Список использованной литературы……………………………………11

Вложенные файлы: 1 файл

институц.docx

— 34.62 Кб (Скачать файл)

Невинномысский  Институт Экономики Управления и  Права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине:  Институциональная  экономика

На тему: «Трансакционные издержки»

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 2курса.

Зангиева Е.А.       

 

Проверил  преподаватель:

Винниченко Т.М.

 

 

 

 

 

Невинномысск

2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

   

  1. ПОНЯТИЕ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК………………….3
  2. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ. ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ.ТЕОРЕМА КОУЗА……………………………………..7
  3. ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ И КОНТРАКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ………………………………………………………….9

Список  использованной литературы……………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.ПОНЯТИЕ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК

 

 

Критика положения неоклассической  теории о том, что обмен происходит без издержек, послужила базисом  для введения в экономический  анализ нового понятия – трансакционные издержки (transaction cost).

 

 О возможности существования  издержек обмена и об их  влиянии на решения обменивающихся  субъектов, писал еще Менгер в своих “Основаниях политической экономии”.

 

Экономический обмен происходит только тогда, когда каждый его участник, осуществляя акт мены, получает какое-либо приращение ценности к ценности существующего  набора благ. Это доказывает Карл Менгер в работе “Основания политической экономии”, исходя из предположения о существовании двух участников обмена. Первый имеет благо А, обладающее ценностью W, а второй благо В с такой же ценностью W. В результате произошедшего между ними обмена ценность благ в распоряжении первого будет W + х, а второго – W + у. Из этого можно сделать вывод, что в процессе обмена ценность блага для каждого участника увеличилась на определенную величину. Этот пример показывает, что деятельность, связанная с обменом, есть не напрасная трата времени и ресурсов, а такая же продуктивная деятельность как производство материальных благ.

 

Исследуя обмен, нельзя не остановиться на пределах обмена. Обмен будет  происходить до тех пор, пока ценность благ в распоряжении каждого участника  обмена будет, по его оценкам, меньше ценности тех благ, которые могут  быть получены в результате обмена. Этот тезис верен для всех контрагентов обмена.

   Но мы сих пор мы рассматривали обмен как процесс, происходящий без издержек. Но в реальной экономике любой акт обмена связан с определенными издержками. Такие издержки обмена получили название трансакционных. они обычно трактуются как “издержки сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решения, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта”.

 

Понятие трансакционных издержек было введено Р. Коузом в 30е годы в его статье “Природа фирмы”. Оно было использовано для объяснения существования таких противоположных рынку иерархических структур, как фирма. Р. Коуз связывал образование этих “островков сознательности” с их относительными преимуществами в плане экономии на трансакционных издержках. Специфику функционирования фирмы он усматривал в подавлении ценового механизма и замене его системой внутреннего административного контроля.

 

В рамках современной экономической  теории трансакционные издержки получили множество трактовок, иногда диаметрально противоположных.

 

Так К. Эрроу определяет трансакционные издержки как издержки эксплуатации экономической системы. Эрроу сравнивал действие трансакционных издержек в экономике с действием трения в физике. На основании подобных предположений делаются выводы о том, что чем ближе экономика к модели общего равновесия Вальраса, тем ниже в ней уровень трансакционных издержек, и наоборот.

 

В трактовке Д. Норта трансакционные издержки “состоят из издержек оценки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению”. Эти издержки служат источником социальных, политических и экономических институтов.

 

В теориях некоторых экономистов  трансакционные издержки существуют не только в рыночной экономике (Коуз, Эрроу, Норт), но и в альтернативных способах экономической организации и в частности в плановой экономике (С. Чанг, А. Алчиан, Демсец). Так согласно Чангу максимальные трансакционные издержки наблюдаются в плановой экономике, что, в конечном счете, и определяет ее неэффективность.

 

 

 

В экономической литературе существует множество классификаций и типологий  трансакционных издержек. Наиболее распространенной является следующая типология включающая пять типов трансакционных издержек:

 

1. Издержки поиска информации. Перед  тем, как будет совершена сделка  или заключен контракт, нужно  располагать информацией о том,  где можно найти потенциальных  покупателей и продавцов соответствующих  товаров и факторов производства, каковы сложившиеся на данный  момент цены. Издержки такого  рода складываются из затрат  времени и ресурсов, необходимых  для ведения поиска, а также  из потерь, связанных с неполнотой  и несовершенством приобретаемой  информации.

 

2. Издержки ведения переговоров.  Рынок требует отвлечения значительных  средств на проведение переговоров  об условиях обмена, на заключение  и оформление контрактов. Основной  инструмент экономии такого рода  затрат – стандартные (типовые)  договоры.

 

3. Издержки измерения. Любой  продукт или услуга-это комплекс  характеристик. В акте обмена  неизбежно учитываются лишь некоторые  из них, причем точность их  оценки (измерения) бывает чрезвычайно  приблизительной. Иногда интересующие  качества товара вообще неизмеримы и для их оценки приходится пользоваться суррогатами (например, судить о вкусе яблок по их цвету). Сюда относятся затраты на соответствующую измерительную технику, на проведение собственно измерения, на осуществление мер, имеющих целью обезопасить стороны от ошибок измерения и, наконец, потери от этих ошибок. Издержки измерения растут с повышением требований к точности.

 

Громадная экономия издержек измерения  была достигнута человечеством в  результате изобретения стандартов мер и весов. Кроме того, целью  экономии этих издержек обусловлены  такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные  ярлыки, приобретение партий товаров  по образцам и т. д.

 

4. Издержки спецификации и защиты  прав собственности. В эту категорию  входят расходы на содержание  судов, арбитража, государственных  органов, затраты времени и  ресурсов, необходимых для восстановления  нарушенных прав, а также потери  от плохой их спецификации  и ненадежной защиты. Некоторые  авторы (Д. Норт) добавляют сюда же затраты на поддержание в обществе консенсусной идеологии, поскольку воспитание членов общества в духе соблюдения общепринятых неписаных правил и этических норм является гораздо более экономным способом защиты прав собственности, чем формализованный юридический контроль.

 

5. Издержки оппортунистического  поведения. Это самый скрытый  и, с точки зрения экономической  теории, самый интересный элемент  трансакционных издержек.

 

Различают две основных формы оппортунистического  поведения. Первая носит название ”морального  риска”. Моральный риск возникает  тогда, когда в договоре одна сторона  полагается на другую, а получение  действительной информации об ее поведении  требует больших издержек или  вообще невозможно. Самая распространенная разновидность оппортунистического  поведения такого рода – отлынивание, когда агент работает с меньшей  отдачей, чем от него требуется по договору.

 

Особенно удобная почва для  отлынивания создается в условиях совместного труда целой группой. Например, как выделить личный вклад  каждого работника в совокупный итог деятельности “команды” завода или правительственного учреждения?

 

Приходится использовать суррогатные  измерения и, скажем, судить о производительности многих работников не по результату, а  по затратам (вроде продолжительности  труда), но и эти показатели сплошь и рядом оказываются неточными.

 

Если личный вклад каждого агента в общий результат измеряется с большими ошибками, то его вознаграждение будет слабо связано с действительной эффективностью его труда. Отсюда отрицательные  стимулы, подталкивающие к отлыниванию.

 

В частных фирмах и в правительственных  учреждениях создаются специальные, сложные и дорогостоящие структуры, в задачи которых входят контроль за поведением агентов, обнаружение случаев оппортунизма, наложение наказаний и т. д. Сокращение издержек оппортунистического поведения главная функция значительной части управленческого аппарата различных организаций.

 

Вторая форма оппортунистического  поведения- вымогательство. Возможности для него появляются тогда, когда несколько производственных факторов длительное время работают в тесной кооперации и настолько притираются друг к другу, что каждый становится незаменимым, уникальным для остальных членов группы. Это значит, что если какой-то фактор решит покинуть группу, то остальные участники кооперации не смогут найти ему эквивалентной замены на рынке и понесут невосполнимые потери. Поэтому у собственников уникальных (по отношению к данной группе участников) ресурсов возникает возможность для шантажа в форме угрозы выхода из группы. Даже когда “вымогательство” остается только возможностью, оно всегда оказывается, сопряжено с реальными потерями. Самая радикальная форма защиты от вымогательства – превращение взаимозависимых (интерспецифических) ресурсов в совместно владеемое имущество, интеграция собственности в виде единого для всех членов команды пучка правомочий.

 

Приведенная классификация является не единственной, например, существует еще классификация К. Менара:

 

1. Издержки вычленения.

 

2. Информационные издержки.

 

3. Издержки масштаба.

 

4. Издержки поведения.

 

С введением в анализ трансакционных издержек необходимо уточнить структуру издержек фирмы.

 

В рыночной экономике издержки фирмы  можно разделить на три группы: 1) трансформационные, 2) организационные, 3) трансакционные.

 

Трансформационные издержки – это  издержки по трансформации физических свойств продукции в процессе использования факторов производства.

  Организационные издержки –  это издержки по обеспечению  контроля и распределению ресурсов  внутри организации, а также  издержки по минимизации оппортунистического  поведения внутри организации. 

  Трансакционные и организационные издержки являются взаимосвязанными понятиями, увеличение одних ведет к уменьшению других и наоборот.

   В современном экономическом  анализе трансакционные издержки получили операционное применение. Так в некоторых исследованиях воздействие трансакционных издержек на спрос и предложение аналогично введению налогов.

  Также использование трансакционных (TС) издержек позволяет выразить через них функцию спроса на институты при анализе институционального равновесия и институциональной динамики. В качестве предложения институтов “на институциональном рынке” выступают издержки коллективного действия (CAC).

  САС – это предельные  издержки по созданию институтов, ТС - выражают предельную полезность  институтов, выраженную через их  альтернативную стоимость в форме  трансакционных издержек.

 

2.ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ. ТРАНСАКЦИОННЫЕ  ИЗДЕРЖКИ. ТЕОРЕМА КОУЗА

 

Теорема Коуза имеет в современной научной литературе множество трактовок, с половиной из которых вряд ли согласился бы сам Р. Коуз.

  В начале кратко остановимся на круге проблем и понятий, которые фигурируют в теореме Коуза.

  Внешние эффекты (экстерналии) – дополнительные издержки или выгоды не получившие отражения в ценах.

  Положительные внешние эффекты  возникают тогда, когда деятельность  одних экономических субъектов  приводит к возникновению дополнительных  выгод для других субъектов,  причем это не отражается в  ценах на производимое благо.

  Отрицательные внешние эффекты  возникают тогда когда деятельность одних экономических субъектов вызывает дополнительные издержки для других.

  Традиционно в неоклассической  теории проблема внешних эффектов  связывалась с “провалами рынка”, что оправдывало государственное  вмешательство, и решалась с  помощью “налога Пигу”.

       Налог Пигу” должен быть равен MEC, тогда MSB = MSC.

 

   Коуз предложил оригинальную гипотезу следуя, которой отрицательные внешние эффекты могут быть интернализированы с помощью обмена правами собственности на объекты порождающие экстерналии, при условии что эти права четко определены и издержки обмена незначительны. И в результате такого обмена рыночный механизм приведет стороны к эффективному соглашению, которое характеризуется равенством частных и социальных издержек.

  Трудности при реализации  положений данной теоремы заключаются: 1) в четком определении прав  собственности; 2) в высоких трансакционных издержках.

Наиболее распространенным является формулировка теоремы Коуза, данная Джорджем Стиглером: “в условиях совершенной конкуренции (при нулевых трансакционных издержках, т.к. в этом случае монополии будут вынуждены действовать как конкурентные фирмы В.В.) частные и социальные издержки будут равны”.

Информация о работе Трансакционные издержки