Трансакционные издержки: сущность и динамика в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 12:18, реферат

Краткое описание

Последние два века капиталистическая экономика развивалась в основном за счет интенсивного использования факторов производства. Главной задачей переходного периода для России является интенсивный экономический рост, при котором снижение издержек играет немаловажную роль. Одним из основных показателей эффективности предприятия является прибыль. Основными путями роста прибыли является увеличение объема производства, цены реализации, снижение издержек производства. Но и первый, и второй пути сдерживаются рынком. Поэтому наиболее реальным должен стать фактор, предусматривающий минимизацию издержек. Для приведения в действие всех факторов снижения издержек производства необходимо исследовать природу издержек, специфику данного производства, особенности формирования затрат на производство продукции, проанализировать структуру издержек, выявить имеющиеся резервы снижения затрат. Введение в экономический анализ понятия трансакционных издержек явилось крупным теоретическим достижением.

Содержание

Введение .......................................................................................3-5
1. Теоретические аспекты трансакционных издержек .............5
1.1. Понятие и сущность трансакционных издержек .................5-8
1.2. Виды трансакционных издержек ....................................... 8
1.3. Масштабы деятельности трансакционного сектора ..........8
2. Анализ трансакционных издержек в российской экономике .10
2.1. Динамика трансакционных издержек ................................. 10
2.2. Трансакционные издержки как экономические потери
общества ....................................................................... 13
2.3. Совершенствование образования трансакционных
издержек в России ........................................................... 16
Заключение ........................................................................ 17
Список использованных источников ...................................... 19

Вложенные файлы: 1 файл

по экономической истории.docx

— 41.02 Кб (Скачать файл)

2.2. Трансакционные издержки  как экономические потери общества  Экономические потери общества  от существования административных  барьеров ведения хозяйственной  деятельности, введенных нормативными  актами органов государственного (федерального и регионального)  и муниципального управления, складываются  из двух составных частей: Прямых потерь населения от роста розничных цен, связанных с необходимостью несения хозяйствующими субъектами непроизводительных издержек, нацеленных на преодоление административных барьеров и отвлекаемых, тем самым, из процессов создания стоимости; Косвенных потерь, связанных с недопроизводством стоимости (и валового внутреннего продукта) из-за неэффективного использования ресурсов, вызванного несовершенством структуры рынков и слабостью стимулов к развитию производства, обусловленной низким уровнем конкуренции; снижение объемов производства, т.е. объемов предложения на рынке, также проявляется в росте уровня цен, который был бы ниже, если бы предложение оказалось относительно более высоким. По своей экономической природе эти потери складываются из двух компонентов: во-первых, непроизводительных трансакционных издержек, связанных с необходимостью преодоления искусственных административных барьеров, а во-вторых, снижения эффективности использования имеющихся ресурсов. Косвенные потери общества лишь частично сказываются на благосостоянии населения, выражаясь в сокращении налогов, из которых финансируется заработная плата работников бюджетной сферы, а также в сокращении заработной платы работников, занятых в недостаточно эффективно работающих организациях. Одновременно косвенные потери, как отмечалось, могут отразиться и в повышении цен, поскольку предприниматели в условиях нынешнего российского рынка могут повышать цены, не рискуя сразу столкнуться со спросовыми ограничениями вследствие невысокого уровня конкуренции на большинстве отечественных рынков. Непосредственным основанием для возникновения прямых потерь для населения от роста розничных цен служат официальные и теневые выплаты, которые вынуждены осуществлять хозяйствующие субъекты для формального выполнения правил, устанавливающих административные барьеры хозяйствования. Эти выплаты по своей экономической природе представляют разновидность трансакционных издержек. Трансакционные издержки, как известно, представляют собой затраты ресурсов на фиксацию, изменение и защиту прав собственности на различные факторы (ресурсы) экономической деятельности. Это не плата за сами ресурсы, а плата за право пользования ими. Тем самым, различные помехи и барьеры на пути получения прав пользования и порождают трансакционные издержки. Поскольку наилучшие стимулы к эффективному использованию ресурсов создаются в условиях четко определенных и надежно защищенных прав собственности, те затраты ресурсов общества, которые осуществляются для спецификации и защиты подобных прав, представляют собой необходимую часть общих трансакционных издержек; очевидно, они имеют производительный, общественно полезный характер. Те же трансакционные издержки, которые приходится нести экономическим агентам для обеспечения соответствия своей деятельности вводимым государством правилам, которые не способствуют росту общественного богатства, - именно такие правила и представляют собой административные барьеры, - являются непроизводительными, приводящими к упомянутым выше потерям в благосостоянии общества. Непроизводительные трансакционные издержки, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, можно сгруппировать следующим образом: Получение доступа к ресурсам и правам собственности на них (регистрация предприятия, регистрация изменений в статусе предприятия, его уставных документах, получение права на аренду помещения, доступ к кредитам, лизингу оборудования и т.п.);Получение права на осуществление хозяйственной деятельности (лицензирование деятельности, рабочих мест, сертификация производимой и ввозимой из-за рубежа продукции);Поддержание деловых отношений и применение санкций (согласование принимаемых решений с контролирующими организациями, получение различных льгот)9.Особый вид трансакционных издержек ведения хозяйственной деятельности представляет собой явление, получившее в экономико-правовой литературе название "вымогательство ренты". Речь идет о создании властями различных угроз (в форме "информационных утечек") ухудшения условий хозяйствования, в ответ на которые предприниматели, как правило, развивают активную лоббирующую деятельность, дабы не допустить воплощению угрозы в реальность. Выплачиваемые при этом суммы тем значительнее, чем большую угрозу бизнесу несет намечаемое изменение правил. Непроизводительные трансакционные издержки в торговле и промышленности, оцененные в расчете на одно рабочее место в течение месяца, умножаются на число соответствующих рабочих мест. К ним должны быть приплюсованы также и другие издержки преодоления административных барьеров, если для них имеются оценки той же размерности. "Внесистемные" оценки, которые не представляется возможным выразить в указанном измерении (руб. на рабочее место в месяц), исключаются из совокупной оценки.

2.3. Совершенствование образования  трансакционных издержек в России

Трансакционные издержки могут иметь место только при  определенных условиях. Речь идет об отношениях контрагентов по поводу специфических  активов, ограниченной рациональности и оппортунизме. Специфические активы обладают особой ценностью для реализации конкретного проекта и в то же время завязывают контрагентов таким  образом, что отказ одного из них  выполнять условия контракта  может принести большие убытки другому. Ограниченная рациональность не позволяет  заранее предсказать необходимость  адаптации условий контракта  к новым обстоятельствам, а опасность  оппортунизма заставляет искать "соответствующие  контрактные гарантии". Таким  образом, в контракте всегда есть слабые места с точки зрения его  потенциальной гибкости. Следует  заметить, что в современной российской экономике условия существования  трансакционных издержек имеют особенно яркое выражение по сравнению  с развитыми странами. Специфичность  активов в России проявляется  в тесной зависимости поставщиков  и потребителей, а также в узкой  предметной специализации предприятий, что было унаследовано от плановой системы. Ограниченная рациональность имеет особенно яркое выражение  благодаря характерной для российской переходной экономики нестабильности. Очевидно, что в таких условиях трансакционные издержки должны быть очень высоки. В развитых рыночных экономиках "минимизация трансакционных издержек достигается путем дифференцированного  закрепления трансакций . . . за структурами  управления ими». К подобным структурам управления относятся вертикальная интеграция и достоверные обязательства. Однако в современной России, где  отсутствует разработанная правовая база, институты, описываемые западными  экономистами, не могли бы эффективно функционировать. Поэтому в российской переходной экономике в качестве своеобразного института, направленного  на минимизацию трансакционных издержек, выступили денежные суррогаты, а  именно бартер и неплатежи. Экономия трансакционных издержек в развитых странах осуществляется в рамках институтов, требующих разработанного законодательства, регулирующего экономическую деятельность. Поскольку в России нет условий для возникновения цивилизованных институтов, способствующих минимизации трансакционных издержек, в ней стихийно возникают специфические для переходного периода институты. К ним можно отнести денежные суррогаты.

Снижение трансакционных издержек, не относящихся к прямым затратам на реализацию конкретных проектов, осуществляется развитием информационной инфраструктуры инвестиционного рынка, регулированием тарифов на услуги монополий, обеспечением защиты собственности  и личности инвестора от криминальной сферы. В отношении защиты собственности  инвесторов необходимо разработать  единый порядок определения размеров ущерба, причиняемого растратами и  хищениями, а также недобросовестной конкуренцией. Для обеспечения личной и имущественной безопасности инвесторов необходимо разработать специальные  государственные программы предупреждения преступности в криминогенных сферах экономики, а также в регионах России с повышенным уровнем правонарушений. Под эти цели необходимо предусмотреть  материально-техническое, информационное укрепление соответствующих оперативных  служб, следственных органов и судов. В части информационного обеспечения  инвестиционной деятельности необходимо содействие государства действующим  и создаваемым коммерческим консалтинговым организациям, фирмам по разработке бизнес- планов, проектным институтам. Конкретными  задачами информационного обеспечения  инвестиционной деятельности являются: сбор, обработка и актуализация информации о законодательстве, состоянии рынка, перспективах развития экономики и  отдельных отраслей, о планах предприятий, заинтересованных в привлечении  инвестиций, о ходе приватизации, продаже  акций, конверсии производства.По инициативе Правительства России создана качественно  новая структура - Консультативный  совет по иностранным инвестициям  в России, в состав которого входят представители зарубежных фирм, осуществляющих прямые инвестиции в российскую экономику  в крупных размерах. Его основная задача - обеспечение постоянного  диалога между Правительством Российской Федерации и крупными иностранными инвесторами с целью выработки  конкретных рекомендаций по совершенствованию  инвестиционного климата в России, налогового и таможенного законодательства Российской Федерации, созданию привлекательности  образа России как страны, принимающей  инвестиции. Для развития экономики России и продвижения частных иностранных прямых инвестиций важное значение имеет сотрудничество России с ведущими международными финансовыми организациями, прежде всего с Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Европейским банком реконструкции и развития и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

В современных условиях российские предприятия функционируют в  обстановке высокой рентабельности как экономической, так и законодательной. Глубокие преобразования, произошедшие в отечественной экономике за последние годы, специфика нашего переходного периода к рыночным условиям, создали дополнительные сложности  для выживания предприятий в  такой ситуации. Полное риска развитие проявляется в таких тенденциях, как насыщение рынка, стремление к концентрации и интернациональности предприятий, сокращение технологических и жизненных циклов продукции, устранение барьеров для конкуренции. Поиску места издержек в системе рыночных отношений и было посвящено это исследование. Рассматривая теорию трансакционных и постоянных издержек, мы пришли к выводу, что в принципе трансакционные издержки - это те же постоянные издержки, часть их. Трансакционные издержки - это издержки (денежные и неденежные), появляющиеся при принятии управленческих решений о реализации товаров (информационных затрат по поводу рынков сбыта, покупателях, поставщиках, конкурентах, ценах реализации, затрат по рекламе, по заключению развития России правильнее было бы считать "маркетинговыми договоров и т.п.) Без понятия трансакционных издержек, невозможно понять работу экономической системы, нельзя с пользой проанализировать многие проблемы. Существование трансакционных издержек будет подталкивать желающих торговать к введению различных форм деловой практики, обеспечивающих сокращение трансакционных издержек в том случае, когда затраты по выработке таких форм оказываются меньше, чем экономия на трансакционных издержках. Выбор партнеров, тип контракта, выбор предлагаемых продуктов и услуг - все может оказать влияние на уменьшение трансакционных издержек. В экономической теории, предполагающей, что трансакционные издержки не существуют, рынкам нечего делать. Рассматриваемая экономистами структура рынка не имеет ничего общего с рынком как институтом, а уделяет внимание лишь таким предметам, как число фирм, дифференциация продуктов и т.п., при том, что влияние социальных институтов, облегчающих обмен, полностью игнорируется. Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующее заключение: в условиях рынка не только можно, а необходимо всегда управлять издержками. Идет перестройка экономического мышления, при этом прослеживается следующая логическая цепочка: изменение теории издержек влечет за собой необходимость обучения специалистов и использование этих новых теорий на предприятиях материального производства с целью прогрессивного управления ими.

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Coase R.H. The nature of the firm// Economica, 1937. V4. # 5.Гутник В. Рыночные институты и трансформация российской экономики // МЭиМО 1995. .№7. С. 33-39.Клямкин И., Тимофеев Л. Теневая Россия. М.: РГГУ, 2000, с. 91-115.Ляско А. Особенности бартерных обменов в переходной экономике. // Вопросы экономки, 2000, № 6. С. 42-54.Малахов С. Некоторые аспекты теории несовершенного конкурентного равновесия (двухфакторная модель трансакционных издержек) //Вопросы экономики. 1996. № 10, с. 77-86.Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М., 1997. С.45.Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. - М.: Норма - Инфра-М, 2000. - 81-82, 421-422 с.Олейник А. Издержки и перспективы реформы в России :институциональный подход. // МЭиМО.-1998-№1, с. 18-29.Олейник А.Н. Институциональная экономика. Учебное пособие // Вопросы экономики. 1999. №1-12. Полтерович В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы // Экономика и математические методы. 1999. №2. С. 47-60.Радаев В.В. Российский бизнес: структура трансакционных издержек // Общественные науки и современность. 1999. №6. С. 32-38.Радаев В.В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М.: Центр политических технологий, 1998, с. 16.Радыгин А., Энтов Р. Институциональные проблемы развития корпоративного сектора: собственность, контроль, рынок ценных бумаг. М., ИЭПП, 1999, с.65-66.Российская экономика: финансовая система. / Под ред. Герасименко В.В., Городецкого Д.Е. - М.: МГУ, ТЕИС, 2000. С. 334-341.Современная экономика. / Под ред. Мамедова О.Ю. - Ростов-на-Дону, 1996. С. 215.Тамбовцев В.Л. Институциональные изменения в российской экономике // Общественные науки и современность. 1999. №5. С. 54-65.Теория переходной экономики. Микроэкономика. /Под ред. В.В. Герасименко. - М.: ТЕИС, 2001. С. 182.Экономика: Учебник /Под ред. Булатова А.С., 2-е изд., перераб. и доп. - М.: изд-во БЕК, 1999. С. 154-178.Экономические реформы в России. Итоги первых лет 1991-1996. /Под ред. В. П. Логинова, А. В. Барышевой, Р. Лекача. - М., 1997. С. 41.Уильямсон О. Экономические институты капитализма. - Спб., 1996. С. 52.Волков А., Привалов А. А ну-ка, отниму! // Эксперт, 2001, № 1-2, с.28-29. 1 Р. Коуз - лауреат Нобелевской премии в области экономики 1991 года за пионерские работы в области исследования трансакционных издержек и их значения для институциональной структуры экономики. 2 Coase R.H. The nature of the firm// Economica, 1937. V4. # 5. 3 Теория переходной экономики. Микроэкономика. /Под ред. В.В. Герасименко. - М.: ТЕИС, 2001. С. 182 4 Малахов С. Некоторые аспекты теории несовершенного конкурентного равновесия. (двухфакторная модель трансакционных издержек) //Вопросы экономики. 1996. № 10, с. 77-86. 5 Олейник А. Издержки и перспективы реформы в России :институциональный подход// МЭиМО.-1998-№1, с. 18-29. 6 Wallis J.J., North D.C. Measuring the transactional sector in Amerncan economy, 1870--1970. -- In: Long-term factors in American economic growth. Ed. by Engerman S., Chicago, 1986. 7 Радыгин А., Энтов Р. Институциональные проблемы развития корпоративного сектора: собственность, контроль, рынок ценных бумаг. М., ИЭПП, 1999, с.65-66. 8 Волков А., Привалов А. А ну-ка, отниму! - В: Эксперт, 2001, № 1-2, с.28-29. 9 Радаев В.В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М.: Центр политических технологий, 1998, с. 16. 10 Клямкин И., Тимофеев Л. Теневая Россия. М.: РГГУ, 2000, с. 91-115. 11 Экономические реформы в России. Итоги первых лет 1991-1996. /Под ред. В. П. Логинова, А. В. Барышевой, Р. Лекача. - М., 1997. С. 41. 12 Уильямсон О. Экономические институты капитализма. - Спб., 1996. С. 52. 19


Информация о работе Трансакционные издержки: сущность и динамика в российской экономике