Трансакционные издержки в современной рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 22:07, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе рассмотрен феномен так называемых трансакционных издержек (далее ТАИ), являющийся ключевым понятием в одной из самых прогрессивных направлений современной экономической мысли – так называемой современной институциональной теории, которая позволяет взглянуть на экономическую систему и функционирующие институты под другим углом, а именно с точки зрения возможностей экономии на ТАИ, а не, например, конфликта классовых интересов. Именно поэтому она часто определяется и рассматривается как экономическая теория трансакционных издержек. Работа основывается на фундаментальном понятии трансакции, такой, какой видит её представители новой институциональной экономической теории. Также дано определение этому понятию, обособляющего его от более примитивных понятий типа «обмен» или «сделка», обозначить их значение и влияние на прочие экономические феномены.

Вложенные файлы: 1 файл

на загрузку Трансакционные издержки в современной рыночной экономике.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

В числе способов снижения издержек заключения контрактов иногда используются стандартные формы контрактов, если ситуации, которые регулируются с помощью данный контрактов, типовые с точки зрения взаимных обязательств сторон. Кроме того, для снижения издержек заключения контракта используют в качестве гаранта третью сторону, которая отчасти может компенсировать недостаток доверия сторон контракту друг другу.

Издержки  спецификации и защиты прав собственности. Поскольку благо имеет множество измерений с точки зрения возможных способов его использования, требуются определённые ресурсы и время для чёткого определения объекта и субъекта права собственности и способа наделения им. Характерный пример — это определение границ между соседними государствами или садовыми участками. С этой точки зрения издержки, связанные с урегулированием пограничных споров (в том числе и содержание вооружённых подразделений в непосредственной близости от границы, сооружение укреплённых районов), так же как и стоимость услуг землемера должны быть отнесены к категории ТАИ. Проблема спецификации прав собственности, а также разграничения прав возникает практически повсеместно, если воспроизводится система взаимодействия между людьми по поводу ограниченных ресурсов. В частности, определение сферы компетенции в рамках фирмы, домашнего хозяйства, государственного учреждения также сопряжены с определением субъекта-носителя права, объекта, набора действий, которые могут быть осуществлены в отношении данного объекта, а также условий делегирования данного права.

В той степени, в какой деятельность по спецификации прав собственности  подчиняется закону убывающей предельной производительности, можно говорить о некотором оптимальном уровне их «размывания» (то есть воспроизводства ситуации, когда не удаётся обеспечить точное соблюдение того или иного правового режима). Таким образом, совершенная исключительность в реализации того или иного правомочия — скорее исключение, чем правило.

Ключевой фактор экономии на издержках обеспечения соблюдения правил, и в частности заключённых контрактов — идеология. Посредством использования идеологии осуществляется не только экономия на издержках принятия решений, но и интериоризация норм, так что они выполняются даже в том случае, если их нарушение проходит незамеченным окружающими. Формирование общего поля взаимодействия (в виде единого языка, культуры и т.п.) порождает позитивный сетевой внешний эффект, который существенно облегчает обмен деятельностью между экономическими агентами.

Издержки  оппортунистического поведения. Оппортунистическим можно считать такое поведение, которое направлено на достижение собственных целей экономического агента и не ограничено соображениями морали. В основе оппортунистического поведения лежит несовпадение экономических интересов, обусловленное ограниченностью ресурсов, неопределённостью и как следствие несовершенной специфицированностью условий контракта. Если ожидаемые, связанные с уклонением от условий контракта, оказываются меньше, чем те выгоды, которые оно принесёт, то данный экономический агент скорее всего выберет ту или иную форму оппортунистического поведения.

С точки зрения контрактного процесса выделяется два типа оппортунистического поведения — предконтрактное и постконтрактное.

Формой предконтрактного оппортунизма является неблагоприятный, или ухудшающий условия обмена, отбор (adverse selection). Он характеризуется неблагоприятными для части экономических агентов свойствами внешней среды, выделяющими в ней как потенциальных партнёров тех экономических агентов, которые являются наименее желательными для рассматриваемого субъекта. Это является следствием существования скрытых для экономического агента характеристик благ. В качестве примера можно привести рынок подержанных автомобилей, или «лимонов», на котором автомобили худшего качества вытесняют автомобили лучшего качества.

Суть данной модели сводится к следующему. Предположим, что на рынке предложение представлено 160 владельцами, каждый из которых предлагает на продажу один автомобиль. Спрос также представлен 160 покупателями. Автомобили и соответственно владельцы делятся на три группы, в каждой из которых цена предложения одинакова для всех автомобилей. Распределение автомобилей по категориям представлено в таблице:

 

Категория автомобиля

Доля автомобилей

Цена спроса

Цена предложения

Потенциальная величина выигрыша покупателей и продавцов

Высокое качество

0,5

50000

48000

160000

Среднее качество

0,25

40000

36000

160000

Низкое качество

0,25

30000

28000

80000


Кроме того, цена спроса на автомобиль определённого качества одинакова для всех покупателей. Асимметричность информации проявляется в том, что каждый владелец автомобиля осведомлён о его качестве, в то время как покупатели обладают информацией о доле автомобилей различного качества на рынке, которые соответствуют вероятности приобретения автомобиля соответствующего качества.

 

Если бы информация была полной и  распределялась симметрично, то существовало бы три субрынка автомобилей, на каждом из которых покупатели и продавцы получили бы общий выигрыш, оцениваемый в 400000 рублей (способ распределения данного выигрыша здесь значения не имеет).

Однако для покупателя, приобретающего автомобиль, сумма, которую  он готов заплатить за него, соответствует  математическому ожиданию цен спроса (предполагается, что он нейтрален  по отношению к риску): 0,5*50000 + 0,25*40000 + 0,25*30000 = 42500. Таким образом, покупатель готов заплатить за случайно выбранный автомобиль 42500 рублей. Данная цена устроит продавцов автомобилей среднего и худшего качества. Автомобили лучшего качества вытесняются с данного рынка.

Однако и после этого повторяется  ситуация для автомобилей среднего качества (теперь они стали «сливами», то есть автомобилями лучшего качества). Математическое ожидание цены спроса равно: 0,5*40000 + 0,5*30000 = 35000 рублей. Данная цена оказывается ниже той, на которую согласились бы владельцы «слив». Таким образом, на рынке остаются только автомобили худшего качества, а общая величина выигрыша покупателей и продавцов в силу того, что рынок сузился до одной категории автомобилей, составит 80000 рублей. Недополученный выигрыш равен 320000 рублей.

Недополученный выигрыш создаёт  стимулы для владельцев машин более высокого качества производить сигналы, позволяющие выделить данные машины из общей массы. В том случае, если это не удаётся, можно предположить, что ТАИ, связанные с измерением качества, являются запретительно высокими.

Один из вариантов, который  могут использовать владельцы «слив», — гарантии. В нашем случае продавец машин первой категории может предложить сделку, в соответствии с которой, если в процессе использования машины обнаружится низкое её качество, покупателю выплачивается заранее определённая в соглашении сумма.

Система сигналов далеко не всегда позволяет удовлетворительно решить проблему неблагоприятного отбора, поэтому в качестве дополнения к ней используют систему самоотбора. Она может быть построена на существовании меню контрактов, которое формирует ожидания потенциальных работников и позволяет им выбрать форму соглашения в соответствии со своими межвременными предпочтениями и способностями. Например, М. Аоки отмечает, что на японском рынке труда широко используется принцип выбора между изначально более высокой оплатой труда без гарантий долгосрочной занятости и дальнейшего роста заработной платы и первоначально низкой заработной платой с определёнными долгосрочными перспективами занятости и повышения оплаты труда:

Аналогичная ситуация возникает с  отбором покупателей страховок  на рынке страховых услуг. Если бы услуги по страхованию здоровья предоставлялись всем категориям населения по одной и той же цене, то в результате страховым компаниям пришлось бы иметь дело только с клиентами, у которых риск болезни наиболее высок. Институциональной реакцией на неблагоприятные свойства среды со стороны страховых компаний является использование возраста, а также результатов медицинского обследования как сигнала, который дополняется дифференциацией страховых премий.

Поскольку контракт в экономической  теории - это процесс, который состоит  из нескольких стадий, то наряду с предконтрактным, то есть до заключения контракта как документа, существует также постконтрактный оппортунизм. К постконтрактному оппортунистическому поведению относят моральный, или субъективный, риск (moral hazard). Он выражается в сокрытии информации одной из сторон, позволяющей извлечь выгоду в ущерб другой стороне. Например, использование рабочего времени в собственных целях как свободного посредством имитации бурной деятельности является средством сокрытия информации о действительных результатах. Данная форма постконтрактного оппортунистического поведения получила название «отлынивание» (shirking). Возможен и такой вариант: после заключения контракта одна из сторон, воспользовавшись благоприятным стечением обстоятельств, преимуществами в информированности, настаивает на изменении условий, которые позволяют перераспределить выигрыш от обмена в свою пользу. В этом случае имеет место другая форма постконтрактного оппортунистического поведения — «вымогательство», или шантаж (hold-up).

Другой крайней формой оппортунизма является оппортунизм по Макиавелли, который возникает сразу после заключения соглашения. Однако более распространённой является, видимо, стратегическая форма постконтрактного оппортунизма, которая основана на преднамеренном сокрытии информации и действий, противоречащих условиям контракта, но вызванных изменившимися обстоятельствами.

Институциональной реакцией минимизации подобного рода издержек на возможность постконтрактного оппортунистического поведения, таким образом, является разносторонний контроль.

 

Заключение

Новая институциональная экономическая  теория на основе приведённого в работе инструментария, очевидно, является мощным средством экономического анализа, позволяющего эффективно исследовать, например, такой важный феномен, как  разнообразные виды экономической организации, ведь ТАИ, по сути, являются издержками по координации деятельности экономических агентов и снятию распределительного конфликта между ними. А поскольку координация - это ключевой компонент любой организации, то без учёта ТАИ в явном или скрытом виде экономический анализ был бы малопродуктивным.

Расчленение издержек производства на трансформационные и трансакционные позволяет утверждать то, что ТАИ  являются важной частью производственного  процесса, а дискретизация самих  ТАИ на основе приведённого в работе определения и значения трансакций как таковых - более широко взглянуть на такие простые вещи, как обмен правами собственности и свобод с целью минимизации издержек, неизбежно возникающих при протекании этих фундаментальных экономических процессов.

Таким образом, работа достаточно позволяет  более глубоко и ёмко рассмотреть  и понять одну из самых интересных проблем современной экономики  – проблему ТАИ.

 

Список литературы

  1. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник / Под общей ред. д.э.н., проф. А.А. Аузана. – М.:ИНФРА-М, 2010.
  2. Аоки М. Фирма в японской экономике. Информация, стимулирование и заключение сделок в японской экономике , СПб.: Лениздат, 1994.
  3. Акерлоф ДжорджРынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм // THESIS, 1994, вып. 5, с.91-104.
  4. Уильямсон О.И. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа // THESIS, 1993, т. 1, вып. 3, с.39-49.
  5. Coase Ronald Harry The Nature of Firm // Economica, Vol. 4, No. 16, November 1937 pp. 386-405.
  6. Commons, John R. Institutional Economics // 21 American Economic Review, 1931, с. 648-657.
  7. Demsetz, Harold Cost of Transacting // 81 Quarterly Journal of Economics, 1968, с. 33-53.
  8. Wallis, John J. and North, Douglass С Measuring the Transaction Sector in the American Economy», 1870-1970, in Long-term factors in American Economic Growth, Stanley Engermann and Robert Gallman (eds.) // Chicago: University of Chicago Press, 1986, с. 95-161.
  9. www.libertarium.ru – сайт московского либертариума.

 

 

 


Информация о работе Трансакционные издержки в современной рыночной экономике