Транспорт в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:15, реферат

Краткое описание

Транспорт — важная составная часть мировой экономики, так как является материальным носителем между государствами. Специализация государств, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих и размещаются предприятия. Важное значение транспорт имеет и в решение социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, является важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект.

Содержание

1. Введение
2.Международные перевозки.
3.Виды транспортных операций.
4.Конвенции и соглашения о международных перевозках
5. Характеристика видов транспорта использующихся в международных перевозках.
6.Выбор вида транспорта.
7.Организация международных перевозок.
8.Системы связи для автоперевозчиков.
9.Заключение.
10.Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Транспорт в мировой эк-ке.docx

— 36.26 Кб (Скачать файл)

К числу международных  соглашений по воздушному транспорту относится конвенция для унификации некоторых правил, касающихся воздушных  международных перевозок, подписанная  в Варшаве в 1929 году и дополненная  в последующем протоколами: Гаагским 1955 года, Гватемальским 1971 года и 
Монреальским 1975 года. В ней участвуют большинство стран мира.

Варшавская конвенция  применяется в регулярных воздушных  сообщениях. 
Правовой основой договора о воздушной перевозке в нерегулярных (чартерных) сообщениях являются положения Гвадалахарской конвенции об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1961 года.

Международные железнодорожные соглашения

Наиболее универсальными, многосторонними соглашениями о  международных железнодорожных  сообщениях являются Бернские конвенции  о перевозках грузов 
(сокращенно МГК) и о перевозках пассажиров (МПК), первоначально заключенные в конце прошлого века между несколькими европейскими странами. В последующем, они многократно пересматривались. В настоящее время действует единая Конвенция о железнодорожных перевозках в редакции 1980 года (КОТИФ), содержащая объединенный текст Бернских конвенций. Участниками Бернских конвенций являются большинство европейских и ряд азиатских и африканских стран.

Международные автомобильные соглашения

Этот вид сообщений  регулируется Конвенцией о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом (КДПГ) и  Европейским соглашением о международных  автомобильных перевозках опасных  грузов (ДОПОГ), вступившими в силу, соответственно, в 1961 и 1968 годах. Участниками этих соглашений являются большинство стран.

В целях упрощения  таможенных процедур в международных  автомобильных сообщениях европейских  стран в 1959 году была заключена Таможенная конвенция о международной перевозке  грузов с применением книжки международной  дорожной перевозки (МДП, Конвенция  МДП). В 1975 году была принята ее новая  редакция.

Международные смешанные соглашения

В 70-х годах  в рамках нескольких международных  организаций проводилась разработка проекта соглашения о договоре прямой смешанной перевозки. В результате этого в 1980 году была принята Конвенция  ООН о международных смешанных  перевозках грузов.

Характеристика  видов транспорта, используемых при  международных перевозках

Железнодорожный транспорт

Железные дороги являются наиболее рентабельным видом  транспорта для перевозок вагонных партий грузов навалом - каменного угля, руды, песка, сельскохозяйственной и  лесной продукции - на дальние расстояния. Недавно железные дороги начали увеличивать  число услуг с учетом спецификации клиентов. Было создано новое оборудование для более эффективной грузообработки отдельных категорий товаров, платформы для перевозки автомобильных прицепов (рейсовый контрейлер), стали предоставляться услуги в пути, такие как переадресование уже отгруженных товаров в другой пункт назначения прямо на маршруте и обработка товаров в ходе перевозки.

Водный транспорт

Стоимость перевозки  водным транспортом громоздких не скоропортящихся  товаров невысокой стоимости  типа песка, каменного угля, зерна, нефти, металлических руд очень мала. С другой стороны, водный транспорт  самый тихоходный и нередко подвержен  влиянию погоды.

Автомобильный транспорт

Грузовой автотранспорт  постоянно увеличивает свою долю в перевозках. 
Этот вид перевозок чрезвычайно гибок в отношении маршрутов и графиков движения. Грузовики в состоянии перевозить товар "от двери до двери", избавляя отправителя от необходимости лишних перевозок. Грузовики - рентабельный вид транспорта для перевозки на небольшие расстояния дорогостоящих товаров. Во многих случаях автотранспортные тарифы конкурентно сопоставимы с тарифами железных дорог, но при этом грузовики обычно обеспечивают более высокую оперативность оказываемых услуг.

Трубопроводный  транспорт

Трубопроводы - специфическое средство транспортировки  нефти, каменного угля и химических продуктов от мест их происхождения  к рынкам. 
Транспортировка нефтепродуктов по нефтепроводам обходится дешевле, чем по железной дороге, но несколько дороже, чем по воде. Большинство трубопроводов используются владельцами для транспортировки их собственных продуктов.

Воздушный транспорт

Этот вид транспорта приобретает все большую значимость. Хотя тарифы грузовых авиаперевозок  гораздо выше железнодорожных или  автомобильных тарифов, транспортировка  по воздуху оказывается идеальной  в тех случаях, когда основное значение имеет скорость или/и когда  необходимо достичь отдаленных рынков. Среди наиболее часто доставляемых по воздуху грузов скоропортящиеся  продукты (такие, как свежая рыба, живые  цветы) и не громоздкие изделия высокой  стоимости (такие, как приборы, ювелирные  изделия). Фирмы убеждаются, что использование  авиационного транспорта позволяет  снизить требуемый уровень товарных запасов, уменьшить число складов, сократить издержки на упаковку.

Выбор вида транспорта

Выбирая средство доставки конкретного товара, отправители  принимают в расчет до шести факторов.

Если отправителя  интересует скорость, то основной выбор  оказывается между воздушным  и автомобильным транспортом. Если цель - минимальные издержки, делается выбор между водным и трубопроводным транспортом. Больше всего выгод  связано, с использованием автомобильного транспорта, чем и объясняется  рост его доли в объеме перевозок.

1 - Скорость (время  доставки от двери до двери)

2 - Частота отправок (по плану в сутки)

3 - Надежность (соблюдение  графиков доставки)

4 - Перевозочная  способность (способность перевозить  разные грузы)

5 - Доступность  (число обслуживаемых географических  точек)

6 - Стоимость  (за тонно-милю)

Благодаря контейнеризации  отправители все чаще прибегают  к одновременному двух или более видов транспорта. Контейнеризация - это загрузка товара в ящики или трейлеры, которые легко перевозить с одного вида транспорта на другой. Рельсовый контрейлер - это перевозка с использованием железнодорожного и автомобильного транспорта, судовой контрейлер - это перевозка с использованием водного и автомобильного транспорта, "рельсы-судно" - это перевозки с использованием водного и железнодорожного транспорта, "воздух -шоссе" - это перевозки с использованием воздушного и автомобильного транспорта. Любой смешанный вид транспортировки обеспечивает отправителю определенные выгоды. Например, рельсовый контрейлер обходится дешевле чисто автомобильных перевозок и в то же время обеспечивает гибкость и удобство.

Характеристики  основных видов транспорта

|Вид транспорта|Грузооборот|Наиболее часто перевозимые| 
| |за 1990 г. |товары | 
| |% || | 
| |16.0 | | 
|Железно-дорожн|62.1 |Сельхскохозяйствен-ные | 
|ый | |продукты, полезные | 
| | |ископаемые, песок, | 
| | |химикаты, автомобили | 
|Морской |8.3 |Нефть, зерно, песок, | 
| | |гравий, металлические руды,| 
| | |каменный уголь | 
|Автомобильный |10.8 |Одежда, книги, компьютеры, | 
| | |бумажные товары | 
|Трубопроводный|0.1 |Нефть, каменный уголь, | 
| | |химикаты | 
|Воздушный | |Приборы, скоропортящиеся | 
| | |пищевые продукты |

Суммарный поток  мировых внешнеторговых грузопотоков в межконтинентальных сообщениях:

1959 г. – 6.88 трлн. т.

1990 г. – 45.7 трлн. т.

Морской вид  транспорта обеспечивает перевозки  более 80 % объема международной торговли. Грузовладельцы оплачивают судовладельцам в виде фрахта за перевозки грузов в международных морских сообщениях 105 - 110 млрд. $ ежегодно, что равно  приблизительно 7 % стоимости мирового экспорта.

Основную часть  международных морских грузопотоков составляют массовые наливные и навалочные грузы: Сырая нефть (около 1000 млн. т. р год), нефтепродукты (300 млн. т.), железная руда (300 млн. т.), каменный уголь 
(270 млн.т.), зерно (200 млн т.).

Организация международных  перевозок

Основные положения, определяющие организацию и условия  перевозок грузов и пассажиров в  международных сообщениях, содержатся в транспортных конвенциях и международных  соглашениях. Вопросы правового  регулирования перевозок являются также содержанием многих двухсторонних  соглашений, заключенных на межгосударственном уровне или между транспортными  представителями двух стран. Наконец, эти вопросы зачастую регламентированы внутренним транспортным законодательством  отдельных стран. Но и отсутствие международного регулирования перевозок  грузов и пассажиров не препятствует перевозчикам и грузовладельцам (пассажирам) вступать в отношения по поводу международной  перевозки.

Морской транспорт  можно по праву считать наиболее универсальным видом транспорта, специализированным на обслуживании международной  торговли. 
Здесь зародились и получили развитие основные правовые институты и организационные формы международных перевозок грузов и пассажиров.

Развитие системы  правоотношений между участниками  перевозочного процесса на других видах  транспорта происходило под большим  или меньшим влиянием международной  практики морского торгового судоходства. Поэтому при изучении вопросов организации  перевозок в международных сообщениях этой практике целесообразно уделить особое внимание.

В международном  судоходстве сложились две формы  организации перевозок - линейная (регулярная) и трамповая (нерегулярная).

Международное линейное судоходство. Международные  линейные сообщения организуются морскими перевозчиками на устойчивых географических направлениях международной торговли готовой промышленной продукцией, полуфабрикатами, продовольствием и другими товарами. 
Международные линии связывают между собой основные мировые экономические центры (Западную Европу, Северную Америку и Дальний Восток) и эти центры с другими регионами. Особенностью линейного судоходства является закрепление судов на данном направлении и их регулярные заходы в определенные порты по заранее объявленному расписанию. Перевозки оплачиваются грузоотправителями по ставкам тарифа, установленным перевозчиками. Линейные тарифы стабильны в течение продолжительного периода времени.

Объем услуг, оказываемый  морскими линейными перевозчиками  грузоотправителям и грузополучателям значительно больше, чем в трамповом  судоходстве. Обычно морские линейные перевозчики принимают на себя обязательства  оплачивать стоимость погрузки товаров в порту отправления и выгрузки - в порту назначения. Дополнительные издержки судовладельцев, связанные со спецификой линейных условий, возмещаются в тарифах линейного судоходства. Конкретное толкование линейных условий перевозок дается в проформах линейных коносаментов.

Международная линейная перевозка оформляется  коносаментом, выдаваемым морским перевозчиком грузоотправителю в момент передачи груза в ведение перевозчика. По своей юридической природе  коносамент является доказательством  принятия перевозчиком поименованных  в нем грузов. Кроме того, он подтверждает наличие договора перевозки между  перевозчиком и грузоотправителем. Наконец, коносамент предоставляет  грузоотправителю и иному обозначенному  в нем лицу право распорядится грузом и потребовать его выдачи в порту назначения против предоставления этого документа. Таким образом, коносамент является товарораспорядительным документом. В последние годы в  практику международных линейных перевозок  вместо коносамента начал входить  другой транспортный документ - морская  накладная. Этот документ, не являющийся товарораспорядительным, ускоряет процедуру  сдачи груза в порту назначения.

Международное трамповое судоходство. В отличие  от линейного, в трамповом судоходстве  суда эксплуатируются на нерегулярной основе. Они не закрепляются за определенными  направлениями, а свободно перемещаются из одной секции фрахтового рынка  в другую в зависимости от спроса на тоннаж и от предложения грузов. Цена перевозки и другие коммерческие условия устанавливаются на каждый рейс или несколько рейсов на основе договора.

Договор морской  перевозки (договор фрахтования  судна) в трамповом судоходстве  заключается между морским перевозчиком (фрахтовщиком) и грузоотправителем  или грузополучателем (фрахтователем), имеет форму чартера. В большинстве  случаев этот договор заключается  с помощью посредника или фрахтового брокера.

В любом чартере  содержится ряд обязательных условий, относящихся к судну, грузу, фрахту, порядку оплаты стивидорных работ, диспача, демеража.

При перевозке  груза в международном трамповом  судоходстве перевозчиком обычно выдается коносамент, который, помимо прочего, регулирует отношения между перевозчиком и  получателем груза, не являющимся фрахтователем.

Информация о работе Транспорт в мировой экономике