Трансформационная экономика: понятие основные черты и особенности. Белорусская модель перехода к рынку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - исследование понятия трансформационной экономики и особенностей формирования рыночной экономики Республике Беларусь на современном этапе на основе анализа теоретического и практического опыта.
В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:
раскрыть сущность понятия трансформационной экономики;
проанализировать зарубежный опыт формирования рыночной экономики и возможность его применения в условиях Республики Беларусь;
исследовать состояние и особенности процесса перехода в Республике Беларусь на современном этапе.

Содержание

Введение
. Сущность, необходимость и основные черты трансформационной экономики
. Основные направления трансформационных преобразований в современных условиях
. Роль государства в трансформационной экономике
. Особенности белорусской модели экономического развития
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Учреждение образования Федерации Профсоюзов Беларуси.docx

— 134.17 Кб (Скачать файл)

 

    3) Переход к рынку осуществляется  по следующим главным направлениям: либерализация экономики, институциональные  преобразования, структурные преобразования, формирование адекватной рыночному  хозяйству системы социальной  защиты населения.

 

    4) Существуют 2 концепции  перехода к рыночной экономике: градуализм и шоковая терапия. Различие между ними заключается  в сроках проведения системных  преобразований и стабилизационных  мер, объёме регулирующих функций  государства и др. Однако ни  одна модель не может быть  реализована в чистом виде.

 

    5) В отличие от большинства  республик, выбравших «шоковый»  вариант реформы, Беларусь предпочла  эволюционный путь рыночных преобразований (градуализм). Государство отказалось  от масштабной приватизации государственных  предприятий, сохранив над ними  административный контроль.

 

    6) Главным направлением  социально-экономического развития  Республики Беларусь является  построение социально ориентированной  рыночной экономики. Социально ориентированная рыночная экономика базируется на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии её неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых слоёв населения, социального партнёрства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей.

 

    7) Для решения поставленных  задач Республика Беларусь обеспечивает  реализацию Программ социально-экономического  развития. Наша страна не только  достигает выполнения прогнозируемых  показателей, но и перевыполняет  их.

 

    8) Наша страна выбирает  свой путь построения будущей  экономической системы с сильным  государством, эффективным рыночным  механизмом и его социальной  ориентацией.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

1 Актуальные проблемы  рыночной экономики : материалы II научно-практической конф. Минск, 7 апреля 2005 г. / Белорус.гос. экон. ун-т; редкол.: В.Н. Гавриленко, П.В. Лещиловский [и др.]. ― Минск: БГЭУ, 2005. ―277 с.

 

Необходимость перехода к рыночной экономике

Отличительной чертой макроэкономических процессов в Беларуси и других странах СНГ является то, что они протекают в условиях перехода от плановой экономики к рыночной. Я предлагаю рассмотреть причины, общие условия и закономерности трансформации командной социалистической экономики в рыночную, сущность и основные черты национальной трансформационной экономики, имеющиеся концепции перехода к рынку и их воплощение в белорусской модели, роль государства в данных процессах и особенности социальной политики.

В настоящее время экономика Республики Беларусь, так же как и ряда других бывших социалистических стран Восточной и Центральной Европы, приобретает рыночные черты. Необходимость перехода к рыночной системе хозяйствования обусловлена недостатками так называемой социалистической экономики, основными принципами которой являются:

1. Отсутствие частной  собственности, замена ее общественной  в качестве экономической основы  социального равенства;

2. Существование государства  только на начальном, переходном  этапе от капитализма к социализму;

. Управление народным  хозяйством из единого центра, принимающего решение, что, как и  для кого производить;

. Централизованное планомерное  регулирование экономики;

. Постепенная ликвидация  рыночного механизма, отмирание  товарно-денежных отношений, а вместе  с ними - и денег.

Построенная на указанных принципах экономика получила в экономической литературе название «командно-административная система» (КАС). Рассмотрим ее характерные черты и особенности [15].

Существенной чертой командно-административной системы является деформация всех отношений общественного воспроизводства: производства, распределения, обмена и потребления.

В основе управления производственным процессом лежало централизованное директивное планирование. План после принятия принимал форму закону; его неисполнение вело к административной, уголовной и партийной ответственности. Центр определял основные экономические показатели: цены, нормы оплаты труда и прибыли предприятия. Для выполнения планового задания выделялись бесплатные ресурсы, устанавливался фонд заработной платы и перечень выпускаемых товаров.

Однако, директивное планирование как метод управления народным хозяйством эффективно в чрезвычайных условиях (войны, стихийные бедствия), когда в кратчайшие сроки нужно сосредоточить силы и средства на приоритетных направлениях.

Особенностью производства в командно-административной системе является господство предприятий-монополистов. В такой хозяйственной системе неэффективно работающим предприятиям не дают разориться, поддерживая их «на плаву» путем перераспределения прибыли от более эффективно работающих предприятий. По этой причине отсутствуют стимулы для продуктивной работы и у отстающих, и у рентабельных предприятий. Следовательно, еще одной характерной чертой КАС является система экономического иждивенчества. Здесь каждый потребитель жестко прикреплен к «своему» поставщику, у него нет возможности выбора товаров, цен и услуг, поэтому отсутствует конкуренция. Повсеместно господствует диктат производителя над потребителем.

В отношениях распределения основной недостаток КАС заключается в том, что государство является монопольным распределителем основных ресурсов: материальных, финансовых, природных и трудовых. Деньги объективно не могут выполнять те же функции, что и в рыночной экономике. Поэтому распределение осуществляется не в соответствии со сложившимися спросом и предложением ресурсов, а по усмотрению государственных органов управления. В таких условиях развивается взятничество. В экономике формально действовал принцип распределения по труду, а на деле существовало уравнительное распределение. В итоге зарплата перестала быть стимулом роста производительности труда.

В отношениях обмена также господствовала особая форма - административный рынок с условными товарно-денежными отношениями. Для него были характерны централизованное ценообразование, отсутствие многообразия форм собственности, суженный характер обмена (по причине отсутствия ценных бумаг, капитала, земли, труда) [16].

Отношения потребления были также деформированы. Предприятия и население были фактически лишены права выбора. Для населения отношения потребления характеризовались тем, что жилье, общественный транспорт, основные продукты питания были дешевыми, но все потребительские товары отличались низким качеством. Рост номинальных денежных доходов населения «замороженные» цены на большинство товаров явились причиной отставания совокупного предложения продукции от платежеспособного спроса населения, которое фактически было лишено права выбора товаров и услуг, обеспечивающих его потребности. Одновременно в условиях их дефицита широкое распространение получает нормированное (карточное, талонное) распределение благ и услуг. Таким образом, отношения потребления в командно-административной системе характеризуются скрытым снижением жизненного уровня населения, всеобщим дефицитом.

Мировой опыт показывает, что самой эффективной системой на сегодняшний день является рыночная экономика. Поэтому наша страна, как и подавляющее большинство бывших социалистических государств, взяла курс на переход к рыночной экономике.

Экономика Беларуси и других стран СНГ в настоящее время представляет собой специфическую систему, функционирующую в период перехода общества от одной сложившейся исторической формации к другой: от централизованно регулируемой плановой экономической системы к рыночной экономике. В западной экономической теории такие переходные процессы в экономике получили название постсоциалистической или посткоммунистической трансформации [17].

 

Переход от плановой экономики к рыночной весьма сложный и период в течение которого происходит трансформация прежней экономической системы и зарождение новой предполагает коренную ломку экономических отношений. Наиболее приемлемыми являются два основных варианта трансформации административно-командной системы в рыночную экономику:

-Эволюционный путь (градуализм- политика постепенного, долговременного снижения инфляции путем регулирования спроса и предложения.) заключается в постепенной замене механизма командной системы на рыночную (установление гибких цен, но с сохранением небольшой системы дотаций; рыночные отношения при поиске экономических партнеров (применительно производства и сбыта)). Либерализация цен сопряжена с сильной политикой социальной защиты населения (индексация доходов граждан в соответствии с темпами инфляции, сохранение государственного контроля над ценами на социально значимые товары (хлеб, молоко, детское питание, лекарства и т.д.).

- Шоковая терапия - Комплекс радикальных мер, направленных на оздоровление экономики, сопровождающихся рядом отрицательных последствий (ростом цен, инфляцией, падением занятости и т.д.). Обычно является вынужденной мерой, необходимой для преодоления крайне тяжелого финансового положения в связи с переходом от административно-командной системы, острого товарного дефицита, вызванного накопившимися структурными диспропорциями.

Белорусская модель перехода к рынку характеризуется следующим:

- Была избрана эволюционная  концепция перехода к рынку  и социально ориентированная  модель (на первых этапах не  было четко выработанной концепции);

- Антиинфляционная политика  базировалась на денежном, а не  валютном «якоре» (ортодоксальный  вариант макроэкономической стабилизации - представляет собой совокупность  макроэкономических мероприятий, включающую: устранение или сведение к  минимуму дефицита государственного  бюджета; жесткий контроль за объемом денежного предложения и повышения учетной ставки сверх уровня инфляции; установление «монетарного якоря» (макроэкономические показатели, которые фиксируются на определенном уровне с целью достижения финансовой стабилизации (обменный курс валюты, номинальная денежная масса, номинальная заработная плата и др.)). Сначала применялся гетеродоксальный сценарий (предполагает проведение жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики в сочетании с регулированием цен и доходов), причем для начального этапа переходного периода были характерны высокие темпы инфляции;

- Происходило значительное  свертывание национального производства  и частичное наращивание его  к концу 90-х гг.;

- проводилась политика  таможенных ограничений (для защиты  отечественного потребителя в  условиях открытости экономики);

- был установлен контроль за стабильностью валютного курса с целью стимулирования экспорта производящих производств;

- финансовая стабилизация  проходила в два этапа: на первом  этапе использовались немонетарные  рычаги (немонетарные рычаги против  инфляции спроса включают: уменьшение  госрасходов, увеличение налогов, сокращение  дефицита госбюджета, переход к  жесткой кредитно-денежной политике, стабилизация валютного курса  путем его фиксирования.Немонетарные рычаги против инфляции предложения включают: сдерживание факторных доходов и цен, борьба с монополизмом в экономике); на втором – монетарные (операции на открытом рынке ценных бумаг, ограничение денежной эмиссии и т.д.)

- структурная политика  носила как прямой, так и косвенный  характер. Прямое воздействие заключалось  в выделении субсидий, льготном  инвестиционном кредитовании, особенно  жилищных программ, а косвенное  воздействие – в налоговом  льготировании средств предприятий на расширение производства, таможенном ограничении и др.

Исходное состояние экономики Республики Беларусь к началу переходного периода характеризовалось следующими чертами:

- Сильная и достаточно  длительная по времени интеграция  хозяйственного комплекса республики в единый народнохозяйственный комплекс бывшего СССР.

- чрезвычайно тесная взаимосвязь  Беларуси и России как по ввозу, так и по вывозу продукции;

- размещение подавляющей  части рынков сбыта продукции  в республиках СНГ;

- неконкурентоспособность  отечественной продукции на мировых  рынках из-за ее низкого качества;

- отсутствие собственной  достаточной минерально-сырьевой  базы;

- односторонняя привязка  к России по сырьевым ресурсам;

- доминирование государственной  формы собственности;

- «социалистический» менталитет  народа;

- несоответствие структуры  производства потребностям общества;

- чрезвычайная монополизация  экономики и слабое развитие  конкуренции;

- глубочайший социально-экономический  кризис.

Белорусская перспективная модель экономики должна включать следующие принципы и направления государственной политики, определяющей контуры будущего общества:

-общую социальную ориентацию  общества, государства, экономической  системы;

- построение политических  и идеологических структур конституционно  закрепленного социального демократического  правового государства;

- формирование развитого  гражданского общества и самоуправления;

- приоритетное развитие  человеческого потенциала;

- переход на инновационный  ресурсосберегающий тип воспроизводства;

- повышение эффективности  производства, конкурентоспособности  страны на мировых рынках;

- интенсивное внедрение  высоких наукоемких и информационных  технологий;

- следование мировым экологическим  стандартам.

Мировой опыт показывает, что преобразования национальной экономической системы проходят в три этапа:

- стабилизационный, в течение которого преодолеваются кризисные явления в экономике;

- структурной перестройки, ориентированной на потребности  общества и учитывающей тенденции  международного разделения труда;

- экономического роста, основанного  на результатах деятельности  общества на предшествующих двух  этапах.

Рынок и рыночные механизмы хозяйствования здесь рассматриваются как средства достижения поставленных целей для повышения уровня и качества жизни населения.

 


Информация о работе Трансформационная экономика: понятие основные черты и особенности. Белорусская модель перехода к рынку