Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 14:06, курсовая работа
Сбережения населения занимают особое место среди экономических явлений, поскольку находятся на стыке интересов граждан, государства и организаций, специализирующихся на предоставлении финансовых услуг. С одной стороны, сбережения являются важнейшим показателем уровня жизни, непосредственно связанным с потреблением, доходами и расходами населения. С другой стороны, сбережения населения представляют собой ценный ресурс экономического развития, источник инвестирования и кредитования хозяйства.
Реализация целей сбережения, превращение сбережений населения в важнейший инвестиционный ресурс обеспечивается особым механизмом, который представляет собой сложную и многоуровневую систему - совокупность определенных экономических структур, институтов, инструментов и методов, увязывающих и согласовывающих интересы различных экономических субъектов и общества в целом.
Одной из слабостей нашей финансово-экономической системы является превалирование в ней «коротких» денег и фактическое отсутствие в рыночных фондах «длинных» денег. Российский рынок акций так сильно пострадал прежде всего из-за того, что в эти акции были вложены во многом «короткие» деньги, которые в первую очередь изымаются в случае тех или иных неблагоприятных процессов. И весьма тяжелое обострение проблем ликвидности российских банков, инвестиционных комиссий тоже связано с тем, что в них преобладают «короткие» деньги. И когда на «короткие» деньги приобретаются активы, для которых требуются «длинные» деньги, например недвижимость и земля, то заминка с ликвидностью достаточно быстро приводит к неплатежеспособности этой кредитной организации, поскольку она не может в короткий срок реализовать недвижимость, землю, другие «длинные» активы. «Длинные» деньги – это долгосрочные кредиты, характерны для неинфляционной экономики, когда выгодны и надежны инвестиции на долгий срок. «Короткие» деньги – это краткосрочные кредиты; характерны в период инфляции, когда инвестиции на долгий срок невыгодны.
На данный момент развития экономики нашей страны очевидна необходимость создания и внедрения новых программ по привлечению сбережений населения в банки, по улучшению благосостояния населения.
1.3. Государственное регулирование сберегательного процесса населения
Государственное регулирование сберегательного процесса в условиях современного развития российской экономики является актуальным и необходимым. Нехватка внутренних инвестиций сдерживает развитие отечественного производства, а следовательно, и экономический рост страны.
Необходимость государственного регулирования сберегательного процесса была впервые обоснована Дж.Кейнсом. Он утверждал, что не все доходы населения становятся расходами, так как у людей по мере роста дохода опережающим образом растет склонность к сбережениям. Это сокращает возможности расширенного воспроизводства. Данную проблему он предложил решать на правительственном уровне.
В условиях рыночной экономики, когда часть доходов не расходуется, а уходит в накопление, этот кругооборот как бы сужается. Это и есть проблема, с которой должно справляться государство, обеспечивая возможности для превращения этих сбережений в инвестиции. В современных условиях сбережения населения также рассматриваются как источник инвестиционных ресурсов для производственной сферы.
Основными принципами системы страхования вкладов (№177-ФЗ), сформулированными в Законе стали следующие.
1.Обязательность
участия банков в системе
2.Сокращение
рисков наступления
3.Прозрачность деятельности системы страхования вкладов. Принцип обеспечивается постоянным надзором Банка России за соответствие коммерческих банков требованиям системы, которые включают в себя признание Банком России учета и отчетности банка достоверными; выполнение банком установленных обязательных нормативов; достаточная финансовая устойчивость банка, утвержденная Банком России; соответствие деятельности банка нормам, установленным федеральными законами “О Центральном банке Российской Федерации”, ”О банках и банковской деятельности”, ”О несостоятельности кредитных организаций”.
4. Накопительный
характер формирования фонда
обязательного страхования
Особое внимание стоит уделить факту гарантирования выплаты денежных средств в определенном размере в каждом банке, участвующем в системе.
Принятие Закона привело к росту рынка банковских депозитов, который с 2004 года начинает развиваться бурными темпами. С 2004 по 2005 гг. прирост денежных средств на вкладах составил 30%, с 2005 по 2006 год – 39%.В этот период происходит резкий отток организованных сбережений в валюте в сторону рублевых вкладов. Такая тенденция связана с естественным желанием граждан уберечь свои средства от инфляции.
Общая картина системы страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации в настоящее время выглядит следующим образом. По состоянию на 1 апреля 2007 года в реестр банков – участников ССВ было включено 916 банков.
Согласно данным Росстата доля организованных сбережений в структуре использования доходов населения в 1 полугодии 2007 года составила 8,3%, оказавшись ниже соответствующего показателя 2006 г на 1,9п. п. Расходы на покупку иностранной валюты в 1 полугодии 2007 г по сравнению с аналогичным периодом 2006 г уменьшились с 7,3 до 5,4%. Доля доходов на потребление выросла на 1,3 п.п. до 71,9%.
В России при принятии Закона размер страхового возмещения соответствовал 1,34 доли ВВП на душу населения, что характеризовало национальную систему защиты депозитов как соответствующую наилучшей мировой практике. Однако за 2003-2004 гг. объем ВВП вырос на 15% а номинально начисленная среднемесячная заработная плата на 55%. В результате по итогам 2004 г. Указанный показатель снизился до 0,86 доли ВВП на душу населения. Дальнейший экономический рост, происходивший в российской экономике в 2006 г., обусловил объективную необходимость повышения размера страхового возмещения. Так, с 26 марта 2007 г. Сумма страхового возмещения была повышена до 400 тыс. рублей.
Таким образом, ускорению процесса трансформации сбережений населения в инвестиционные ресурсы российской экономики будут способствовать следующие направления государственного регулирования сберегательного процесса. Макроэкономическая стабильность в стране является главным условием доверия населения. Также особую роль играет формирование массовой культуры инвестирования временно свободных доходов путем соответствующей широкой имиджевой рекламы финансовых посредников, публикации разъяснительных статей в средствах массовой информации. Стимулирование для банков долгосрочных инвестиций в развитие производства, предоставление инвестиционных налоговых кредитов, а также создание системы льготного налогообложения для инвесторов будут стимулировать организованные сбережения. Одним из главных условий является создание эффективной системы гарантий интересов частного вкладчика. Из этого следует, что регулирование сберегательного процесса в Российской Федерации на современном этапе развития является необходимым и требует пристального внимания со стороны государства.
1.4. Повышение роли банковского сектора в трансформации
сбережений населения в инвестиции
Основным институтом мобилизации денежных средств населения и трансформации их в инвестиции продолжает оставаться банковская система России, которая пока не играет заметной роли в процессе трансформации сбережений населения в инвестиции. Лишь треть ежегодного прироста сбережений населения, который составляет величину около 20 млрд. долл., поступает в банковскую систему. Основная их часть - 55%, или около 100 млрд. долл., направляется на покупку наличной валюты (доллары и евро) или хранится в рублях на руках у населения, инвестиционный потенциал населения достаточно высок, однако он практически не используется, т.к. сбережения населения не вовлечены в инвестиционный процесс региона.
Активизация операций банков с реальным сектором экономики невозможна без создания устойчивой долгосрочной ресурсной базы.
В связи с этим стратегической задачей развития банковского сектора является создание условий для расширения деятельности банков по привлечению сбережений населения. Предпосылками увеличения сбережений населения в банках являются:
1. укрепление
устойчивости кредитных
2. дальнейшее повышение реальных доходов населения;
3. сохранение
института банковской тайны, тайны
вклада; расширение состава банковских
продуктов для привлечения
Фактором увеличения вкладов населения в банках явится создание системы (защиты) гарантирования вкладов. Принципиальным с этой точки зрения является принятие соответствующего федерального закона, который должен стать базой для введения системы гарантирования вкладов.
Создание надежной системы привлечения средств населения в качестве банковских ресурсов, которая гарантировала бы их возврат и стимулировала экономический рост, является одной из ключевых задач современного этапа развития банковской системы.
Конкретные параметры развития указанной системы будут увязаны с реализацией мер по укреплению законодательных основ транспарентности банковского сектора и банковского надзора, механизмов банкротства и ликвидации кредитных организаций, а также с реальными темпами снижения системных рисков банковской деятельности. Практическое введение системы гарантирования возможно только принимая во внимание сроки внедрения международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Основой построения эффективной технологии взаимодействия с клиентами банка в сфере розничных банковских услуг является адекватная система информации о клиентской базе, получаемой путем проведения маркетинговых исследований. Единая база данных о клиентахпозволяет определить характер взаимодействия с ними и разработать соответствующую программу маркетинговых мероприятий по привлечению и удержанию клиентов банка. Взаимодействие с клиентами должно складываться как на основе определения ценности клиента для банка, так и ценности банковских услуг и банка для клиентов. При этом оценка эффективности взаимодействия каждой из сторон будет зависеть от уровня определяемой ими фактической ценности. Ценность определяется как разница между ценностью предложения и издержками. Ценность клиента для банка будет
складываться из таких показателей, как история трансакций, кредитная история, настоящая и будущая доходность за вычетом расходов на его привлечение и обслуживание. Ценность банковских услуг для клиента определяется как разница между суммой совокупных выгод и издержками потребления конкретной банковской услуги. С ростом ценности клиента для банка должна осущеcтвляться переоценка потребительской ценности банковских услуг, предлагаемых данному клиенту. Привлечение клиентов на обслуживание в банк является классической функцией маркетинга и включает стандартный набор средств продвижения: рекламу, стимулирование сбыта, связи с общественностью и личные продажи. Конечной целью привлечения клиентов является заключение сделки, осуществление продажи банковской услуги. Сохранение сложившейся банковской клиентуры в сфере розничных услуг основывается на формировании и повышении ее лояльности. Для достижения этих целей, по нашему мнению, банку необходимо проводить следующие мероприятия:
1. Необходим
анализ текущего состояния
2. На основе
анализа историй
3. Банк должен
разработать программу
– предложение индивидуальных условий обслуживания;
– разработка специальных предложений, изменение потребительских характеристик услуг;
– накопительные балльные системы;
– программа поощрений в зависимости от срока обслуживания, объема операций и т. д.;
– участие в кобрендинговых программах лояльности.
Переход к клиентоориентированной модели розничного банковского бизнеса подразумевает перестройку всей внутренней деятельности банка, и прежде всего формирование соответствующей стратегии, организации и использования специализированных технологий.
На сегодняшний день принципиальной проблемой остается недоверие населения к банкам и их деятельности. Помимо создания законодательной базы, которая будет защищать интересы вкладчиков и повышения роли банковского сектора необходимо уверить население в надежности банков. Также стабильность в экономике страны будет способствовать трансформации сбережений в инвестиции.
1.5. Развитие
и совершенствование
сберегательных институтов
Развитие рынка сбережений, как социально-экономического механизма мобилизации денежных накоплений населения и трансформации их в инвестиции для реального сектора экономики, является приоритетной задачей российской экономики.
В странах с рыночной экономикой сегодня действует достаточно разветвленная система сберегательных институтов, занимающихся привлечением средств от сберегателей – населения и коммерческих предприятий.
Наряду с основными наиболее распространенными сберегательными институтам в развитых странах в настоящее время действуют так называемые «альтернативные» сберегательные институты. К этим институтам следует отнести: страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные и финансовые компании, благотворительные фонды, кредитные союзы. Эти институты существенно потеснили банки в аккумуляции сбережений населения и стали важными поставщиками ссудного капитала.
Информация о работе Трансформация сбережений населения в инвестиции