Трансформация сбережений населения в инвестиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

Сбережения населения занимают особое место среди экономических явлений, поскольку находятся на стыке интересов граждан, государства и организаций, специализирующихся на предоставлении финансовых услуг. С одной стороны, сбережения являются важнейшим показателем уровня жизни, непосредственно связанным с потреблением, доходами и расходами населения. С другой стороны, сбережения населения представляют собой ценный ресурс экономического развития, источник инвестирования и кредитования хозяйства.
Реализация целей сбережения, превращение сбережений населения в важнейший инвестиционный ресурс обеспечивается особым механизмом, который представляет собой сложную и многоуровневую систему - совокупность определенных экономических структур, институтов, инструментов и методов, увязывающих и согласовывающих интересы различных экономических субъектов и общества в целом.

Вложенные файлы: 1 файл

трансформация сбережений.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

 

Одной из слабостей нашей финансово-экономической системы является превалирование в ней «коротких» денег и фактическое отсутствие в рыночных фондах «длинных» денег. Российский рынок акций так сильно пострадал прежде всего из-за того, что в эти акции были вложены во многом «короткие» деньги, которые в первую очередь изымаются в случае тех или иных неблагоприятных процессов. И весьма тяжелое обострение проблем ликвидности российских банков, инвестиционных комиссий тоже связано с тем, что в них преобладают «короткие» деньги. И когда на «короткие» деньги приобретаются активы, для которых требуются «длинные» деньги, например недвижимость и земля, то заминка с ликвидностью достаточно быстро приводит к неплатежеспособности этой кредитной организации, поскольку она не может в короткий срок реализовать недвижимость, землю, другие «длинные» активы. «Длинные» деньги – это долгосрочные кредиты, характерны для неинфляционной экономики, когда выгодны и надежны инвестиции на долгий срок. «Короткие» деньги – это краткосрочные кредиты; характерны в период инфляции, когда инвестиции на долгий срок невыгодны.

 

На данный момент развития экономики нашей страны очевидна необходимость создания и внедрения новых программ по привлечению сбережений населения в банки, по улучшению благосостояния населения.

 

1.3. Государственное  регулирование сберегательного процесса населения

 

Государственное регулирование сберегательного процесса в условиях современного развития российской экономики является актуальным и необходимым. Нехватка внутренних инвестиций сдерживает развитие отечественного производства, а следовательно, и экономический рост страны.

 

Необходимость государственного регулирования сберегательного процесса была впервые обоснована Дж.Кейнсом. Он утверждал, что не все доходы населения становятся расходами, так как у людей по мере роста дохода опережающим образом растет склонность к сбережениям. Это сокращает возможности расширенного воспроизводства. Данную проблему он предложил решать на правительственном уровне.

 

В условиях рыночной экономики, когда часть доходов не расходуется, а уходит в накопление, этот кругооборот как бы сужается. Это и есть проблема, с которой должно справляться государство, обеспечивая возможности для превращения этих сбережений в инвестиции. В современных условиях сбережения населения также рассматриваются как источник инвестиционных ресурсов для производственной сферы.

 

Основными принципами системы страхования вкладов (№177-ФЗ), сформулированными в Законе стали следующие.

 

1.Обязательность  участия банков в системе страхования  вкладов. Любой банк, имеющий лицензию Банка России, имеет право подать заявку на участие в системе страхования вкладов и будет признан удовлетворяющим требованиям при соответствии определенным Законом условиям.

 

2.Сокращение  рисков наступления неблагоприятных  последствий для вкладчиков в  случае неисполнения банками своих обязательств. Государство в лице Агентства по страхованию вкладов устанавливает возмещение по депозитам каждому вкладчику в размере 100% суммы вкладов в банке, не превышающей 100 тыс. руб., плюс 90% суммы вкладов в банке, превышающей 100 тыс. руб., но в совокупности не более 400 тыс. руб. Выплата возмещения по вкладам производится Агентством в соответствии с реестром обязательств банка перед вкладчиками, формируемым банком, в отношении которого наступил страховой случай.

 

3.Прозрачность деятельности системы страхования вкладов. Принцип обеспечивается постоянным надзором Банка России за соответствие коммерческих банков требованиям системы, которые включают в себя признание Банком России учета и отчетности банка достоверными; выполнение банком установленных обязательных нормативов; достаточная финансовая устойчивость банка, утвержденная Банком России; соответствие деятельности банка нормам, установленным федеральными законами “О Центральном банке Российской Федерации”, ”О банках и банковской деятельности”, ”О несостоятельности кредитных организаций”.

 

4. Накопительный  характер формирования фонда  обязательного страхования вкладов  за счет регулярных страховых  взносов банков – участников  ССВ.

 

Особое внимание стоит уделить факту гарантирования выплаты денежных средств в определенном размере в каждом банке, участвующем в системе.

 

Принятие Закона привело к росту рынка банковских депозитов, который с 2004 года начинает развиваться бурными темпами. С 2004 по 2005 гг. прирост денежных средств на вкладах составил 30%, с 2005 по 2006 год – 39%.В этот период происходит резкий отток организованных сбережений в валюте в сторону рублевых вкладов. Такая тенденция связана с естественным желанием граждан уберечь свои средства от инфляции.

 

Общая картина системы страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации в настоящее время выглядит следующим образом. По состоянию на 1 апреля 2007 года в реестр банков – участников ССВ было включено 916 банков.

 

Согласно данным Росстата доля организованных сбережений в структуре использования доходов населения в 1 полугодии 2007 года составила 8,3%, оказавшись ниже соответствующего показателя 2006 г на 1,9п. п. Расходы на покупку иностранной валюты в 1 полугодии 2007 г по сравнению с аналогичным периодом 2006 г уменьшились с 7,3 до 5,4%. Доля доходов на потребление выросла на 1,3 п.п. до 71,9%.

 

В России при принятии Закона размер страхового возмещения соответствовал 1,34 доли ВВП на душу населения, что характеризовало национальную систему защиты депозитов как соответствующую наилучшей мировой практике. Однако за 2003-2004 гг. объем ВВП вырос на 15% а номинально начисленная среднемесячная заработная плата на 55%. В результате по итогам 2004 г. Указанный показатель снизился до 0,86 доли ВВП на душу населения. Дальнейший экономический рост, происходивший в российской экономике в 2006 г., обусловил объективную необходимость повышения размера страхового возмещения. Так, с 26 марта 2007 г. Сумма страхового возмещения была повышена до 400 тыс. рублей.

 

Таким образом, ускорению процесса трансформации сбережений населения в инвестиционные ресурсы российской экономики будут способствовать следующие направления государственного регулирования сберегательного процесса. Макроэкономическая стабильность в стране является главным условием доверия населения. Также особую роль играет формирование массовой культуры инвестирования временно свободных доходов путем соответствующей широкой имиджевой рекламы финансовых посредников, публикации разъяснительных статей в средствах массовой информации. Стимулирование для банков долгосрочных инвестиций в развитие производства, предоставление инвестиционных налоговых кредитов, а также создание системы льготного налогообложения для инвесторов будут стимулировать организованные сбережения. Одним из главных условий является создание эффективной системы гарантий интересов частного вкладчика. Из этого следует, что регулирование сберегательного процесса в Российской Федерации на современном этапе развития является необходимым и требует пристального внимания со стороны государства.

 

1.4. Повышение  роли банковского сектора в  трансформации 

 

сбережений населения в инвестиции

 

Основным институтом мобилизации денежных средств населения и трансформации их в инвестиции продолжает оставаться банковская система России, которая пока не играет заметной роли в процессе трансформации сбережений населения в инвестиции. Лишь треть ежегодного прироста сбережений населения, который составляет величину около 20 млрд. долл., поступает в банковскую систему. Основная их часть - 55%, или около 100 млрд. долл., направляется на покупку наличной валюты (доллары и евро) или хранится в рублях на руках у населения, инвестиционный потенциал населения достаточно высок, однако он практически не используется, т.к. сбережения населения не вовлечены в инвестиционный процесс региона.

 

Активизация операций банков с реальным сектором экономики невозможна без создания устойчивой долгосрочной ресурсной базы.

 

В связи с этим стратегической задачей развития банковского сектора является создание условий для расширения деятельности банков по привлечению сбережений населения. Предпосылками увеличения сбережений населения в банках являются:

 

1. укрепление  устойчивости кредитных организации  и банковского сектора в целом; укрепление правовых основ защиты интересов кредиторов и вкладчиков; повышение уровня доверия экономических субъектов к государству и партнерам по бизнесу, в том числе доверия населения к финансовым посредникам;

 

2. дальнейшее  повышение реальных доходов населения;

 

3. сохранение  института банковской тайны, тайны  вклада; расширение состава банковских  продуктов для привлечения средств  населения.

 

Фактором увеличения вкладов населения в банках явится создание системы (защиты) гарантирования вкладов. Принципиальным с этой точки зрения является принятие соответствующего федерального закона, который должен стать базой для введения системы гарантирования вкладов.

 

Создание надежной системы привлечения средств населения в качестве банковских ресурсов, которая гарантировала бы их возврат и стимулировала экономический рост, является одной из ключевых задач современного этапа развития банковской системы.

 

Конкретные параметры развития указанной системы будут увязаны с реализацией мер по укреплению законодательных основ транспарентности банковского сектора и банковского надзора, механизмов банкротства и ликвидации кредитных организаций, а также с реальными темпами снижения системных рисков банковской деятельности. Практическое введение системы гарантирования возможно только принимая во внимание сроки внедрения международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

 

Основой построения эффективной технологии взаимодействия с клиентами банка в сфере розничных банковских услуг является адекватная система информации о клиентской базе, получаемой путем проведения маркетинговых исследований. Единая база данных о клиентахпозволяет определить характер взаимодействия с ними и разработать соответствующую программу маркетинговых мероприятий по привлечению и удержанию клиентов банка. Взаимодействие с клиентами должно складываться как на основе определения ценности клиента для банка, так и ценности банковских услуг и банка для клиентов. При этом оценка эффективности взаимодействия каждой из сторон будет зависеть от уровня определяемой ими фактической ценности. Ценность определяется как разница между ценностью предложения и издержками. Ценность клиента для банка будет

 

складываться из таких показателей, как история трансакций, кредитная история, настоящая и будущая доходность за вычетом расходов на его привлечение и обслуживание. Ценность банковских услуг для клиента определяется как разница между суммой совокупных выгод и издержками потребления конкретной банковской услуги. С ростом ценности клиента для банка должна осущеcтвляться переоценка потребительской ценности банковских услуг, предлагаемых данному клиенту. Привлечение клиентов на обслуживание в банк является классической функцией маркетинга и включает стандартный набор средств продвижения: рекламу, стимулирование сбыта, связи с общественностью и личные продажи. Конечной целью привлечения клиентов является заключение сделки, осуществление продажи банковской услуги. Сохранение сложившейся банковской клиентуры в сфере розничных услуг основывается на формировании и повышении ее лояльности. Для достижения этих целей, по нашему мнению, банку необходимо проводить следующие мероприятия:

 

1. Необходим  анализ текущего состояния клиентской  базы банка. Для определения эффективности  работы по удержанию клиентов  рассчитывается коэффициент сохранения клиентов в зависимости от количества лояльных клиентов банка или клиентов, прекративших обслуживание в банке. Необходимо устанавливать причины потерь клиентов, а также постоянно осуществлять анализ жалоб и предложений своих клиентов.

 

2. На основе  анализа историй взаимоотношений  с клиентами банк сегментирует  клиентскую базу, определяет ценности  клиентов. Политика удержания клиентов  должна быть направлена прежде  всего на тех из них, которые  представляют наибольшую ценность  для банка.

 

3. Банк должен  разработать программу сохранения  клиентов (программу лояльности).Средствами  формирования лояльности наиболее  значимых для банка клиентов  в сфере розничных услуг могут  быть:

 

– предложение индивидуальных условий обслуживания;

 

– разработка специальных предложений, изменение потребительских характеристик услуг;

 

– накопительные балльные системы;

 

– программа поощрений в зависимости от срока обслуживания, объема операций и т. д.;

 

– участие в кобрендинговых программах лояльности.

 

Переход к клиентоориентированной модели розничного банковского бизнеса подразумевает перестройку всей внутренней деятельности банка, и прежде всего формирование соответствующей стратегии, организации и использования специализированных технологий.

 

На сегодняшний день принципиальной проблемой остается недоверие населения к банкам и их деятельности. Помимо создания законодательной базы, которая будет защищать интересы вкладчиков и повышения роли банковского сектора необходимо уверить население в надежности банков. Также стабильность в экономике страны будет способствовать трансформации сбережений в инвестиции.

 

1.5. Развитие  и совершенствование деятельности  небанковских 

 

сберегательных институтов

 

Развитие рынка сбережений, как социально-экономического механизма мобилизации денежных накоплений населения и трансформации их в инвестиции для реального сектора экономики, является приоритетной задачей российской экономики.

 

В странах с рыночной экономикой сегодня действует достаточно разветвленная система сберегательных институтов, занимающихся привлечением средств от сберегателей – населения и коммерческих предприятий.

 

Наряду с основными наиболее распространенными сберегательными институтам в развитых странах в настоящее время действуют так называемые «альтернативные» сберегательные институты. К этим институтам следует отнести: страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные и финансовые компании, благотворительные фонды, кредитные союзы. Эти институты существенно потеснили банки в аккумуляции сбережений населения и стали важными поставщиками ссудного капитала.

Информация о работе Трансформация сбережений населения в инвестиции