Управление государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью этой работы является выявление места государственного долга в системе экономических отношений, рассмотрение его функций и определение проблем бюджетного дефицита и государственного долга, и практическое проявление их в казахстанской экономике в настоящее время.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- раскрыть понятие и причины государственного долга;
- исследовать внешний долг самых крупных стран должников;
- проанализировать государственный долг РК;
- проанализировать внутренний долг РК;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
4
1 Теория государственного долга. Структура и механизмы формирования

1.1 Понятие государственного и внешнего долга в рыночной экономике
7
1.2 Причины возникновения государственного долга
10
1.3 Структура и механизм формирования государственного долга
12
2 Анализ государственного долга Республики Казахстан

2.1 Внешний долг самых крупных стран должников
15
2.2 Анализ государственного долга РК за 2009-2013гг
17
2.3 Анализ внутреннего долга за 2008-2012 годы
20
3 Управление государственным долгом

3.1 Методы управления государственным долгом
23
3.2 Пути снижения государственного долга
25
Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

своя.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

По мнению многих экспертов, Казахстан уже преодолел наиболее болезненный после достижения финансовой стабилизации пик структурных экономических преобразований и добился заметных успехов, реализуя собственную стратегию и, тактику экономических реформ.

Государственный бюджет - действенное орудие общегосударственного контроля. Адресный характер бюджетных показателей, отражающих много-образные связи бюджета с хозяйством создает основу для их использования, в целях контроля за состоянием дел в отраслях материального производства и непроизводственной сферы.

Для стабилизации поступлений доходов в госбюджет правительству необходимо:

1) Обеспечить взимание налогов в соответствии с налоговым кодексом РК.

2) Исключить практику предоставления налоговых льгот, не предусмотренных законодательством РК.

В целях сокращения расходов госбюджета правительству требуется:

1) ограничить объем субсидий из республиканского бюджета;

2) проводить разумную стратегию в области внешнего заимствования, предоставляя гарантии только в отношении валютоокупаемых проектов;

3) установить жесткий контроль за использованием направляемых на эти цели средств;

4) сократить уровень дотирования сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства.

С целью постепенного внедрения оценки эффективности бюджетных программ с установлением подробных специфичных критериев и показателей, свойственных бюджетным программам, необходимо разработать план мероприятий по внедрению оценки эффективности бюджетных программ в бюджетный процесс и определить перечень пилотных бюджетных программ.

В дальнейшем необходимо распространить оценки эффективности на все бюджетные программы и разработать специфичных критериев и показателей по каждой бюджетной программе.

 

 

Заключение

Долговые проблемы Казахстана многоплановы: страна одновременно является крупным должником и кредитором. В силу своего уникального положения Казахстан стремится к комплексному решению проблемы международной задолженности при соблюдении баланса интересов кредиторов и заемщиков. Нынешний долговой кризис стал следствием крайне неблагоприятного переплетения субъективных и объективных факторов, долговременных и краткосрочных тенденций. Глубина их воздействия настолько велика, что ощущается до настоящего времени.

Не уделялось внимание структуре и эффективности новых заимствований и способности своевременно возвращать долги. Отсутствие промышленной политики, твердой линии на направление внешних ресурсов на производство в производство для преодоления спада и возобновления экономического роста обусловило их концентрацию в финансовой сфере, а также использование для покрытия бюджетного дефицита. Эти тенденции на фоне непрерывного сокращения ВВП, промышленного производства и инвестиций в реальный сектор экономики свидетельствовали о нарастании кризиса внешней задолженности. Рыночные институты регулирования внешнего долга в трансформационный период без вмешательства государства оказались не способными противостоять стихийным процессам в стране.

Наличие государственного долга является нормальным для активно развивающегося государства. Государственный долг сам по себе не является положительным или отрицательным фактором для экономики страны, если ее экономика стабильна, законодательная база четко регламентирует эту сферу отношений государства и не влияет отрицательно на международный имидж страны. К примеру, США, являясь лидером по многим показателям экономики по сравнению с другими странами, тем не менее имеет государственный долг.

В Республике Казахстан эта сфера государственных отношений достаточно четко регламентирована. Есть законы, подзаконные акты, позволяющие выстроить четкую систему управления государственным долгом.

Развитие национальной экономики невозможно без иностранных кредитов, инвестиций в сырьевые отрасли, привлечения передовых технологий в экспортные и импортозамещающие отрасли, в аграрный сектор и производство потребительских товаров.

Но вместе с тем, государству никогда не следует забывать о том, что привлечение иностранного капитала и валютных ресурсов требует обоснованного подхода в части высокоэффективного их использования, должной отдачи заемных средств. Увеличение значительно внешнего долга может привести к долговременным отрицательным экономическим последствиям, связанным с изменением курса национальной валюты, соотношения экспорта и импорта, затруднениями в развитии отечественной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амирханова Ф., Внешний долг: непривычные решения // Экономика и жизнь, 2008 г., №2. – С. 45,

2. Афонцев С, Внешняя задолженность // Мировая экономика международные отношения, 2008 г., №7 – С. 34.

3. Бабич А.М., Павлова Л.Н.  Государственные и муниципальные финансы. М.: Финансы; ЮНИТИ, 2000. – 341 с.

4. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001. – 410 с.

5. Балабанов И.Т. Финансы граждан. М.: Финансы и статистика, 2005. – 341 с.

6. Богачева О.Б. Проблемы укрепления бюджета //Финансы. 2003. №8. – С. 34.

7. Вавилов Ю.А. Государственный кредит: прошлое и настоящее. М.: Финансы и статистика, 2002. – 354 с.

8. Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник/ Общая редакция Л.С. Тарасевича.1994. 400с.

9. Дежина И. Финансирование: новые формы и механизмы // Вопросы экономики, №10, 2006. – 341 с.

10. Деньги. Кредит. Банки/ Под.ред. О.И.Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 2004. – 234 с.

11. Жарекешева А.Х. Бюджет и социальная сфера// Экономика Казахстана. – 2001. - №1. – С. 32.

12. Зейнельгабдин А.Б. Закон «О бюджетной системе Республики Казахстан – основа реформирования финансовой системы//Экономика Казахстана. – 2007. - №2. – С. 45.

13. Ильясов К.К., Зейнельгабдин А.Б., Саткалиева В.А. Государственный бюджет. – Алматы: РИК, 2004. – 431 с.

14. Кембаев Б.А., Серикбаев А.С., Комлев Ю.В. Развитие бюджетной системы в Казахстане. - Алматы, КазгосИНТИ, - 2006. – 402 с.

15. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. - М.: Дело и сервис, 2004. – 341 с.

16. Лахтин Г. Эволюция методов финансирования // Вопросы экономики, №3, 2003. – С. 34.

17.     www.kapital.kz

18.   Платежный баланс РК за 2005 г. // Вопросы статистики. - Астана., 2006. - № 8. – С. 52-54.

19.     Рыночная экономика: Словарь. – М., 2003.

 20. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие. М.: Юрист, 2005. – 231 с.

21. Финансы/ Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. М.: Перспектива, 2000. – 345 с.

22. Финансы/Под ред. В.Д.Мельникова, К.К. Ильясова. Алматы.: Каржы-Каражат, 2007. – 231 c.

23. Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М.Ковалевой. - М.: Финансы и статистика , 2005. – 413 с.

24.      www.stat.kz 

25.      www.minfin.kz

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫНОСНОЙ ЛИСТ  1

 

Таблица - Страны с наибольшим объемом госдолга на одного жителя на 2013 год

Страна

Гос. долг в среднем на человека, $

Соотношение гос. долга

к ВВП

Япония

111193

237.9%

Сингапур

56798

111.0%

Ирландия

53745

117.1%

США

53180

106.5%

Канада

44732

85.6%

Бельгия

43511

99.6%

Исландия

42049

127.0%


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ВЫНОСНОЙ ЛИСТ  2

 

Таблица- Уровень долговой нагрузки  Казахстана среди стран на 2013 год

Страна

Гос. долг в среднем на человека, $

Соотношение гос. долга к ВВП

Россия

1550

10.9%

Намибия

1520

26.6%

Украина

1451

37.4%

Казахстан

1450

12.3%

Китай

1388

22.8%


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ВЫНОСНОЙ ЛИСТ  3

 

Таблица- Страны с наименьшим объемом госдолга на одного жителя на 2013год

Страна

Гос. долг в среднем на человека, $

Соотношение гос. Долга к ВВП

Либерия

127

29.1%

Нигер

127

31.1%

Гаити

117

15.4%

Эфиопия

104

21.6%

Бурунди

90

32.0%

Демократическая Республика Конго

85

36.0%

Ливия

0

0.0%


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ВЫНОСНОЙ ЛИСТ  4

 

Таблица- Динамика государственного долга

Наименование показателя

2009

2010

2011

2012

2013

Внешний долг государства,

млрд. долларов

108

118

123

134

145

Внешний долг к ВВП, в %

98,3

79,9

66,7

68

71


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


           ВЫНОСНОЙ ЛИСТ  5

 

Таблица- Страны-инвесторы Казахстана по уровню распределения внешнего долга республики на 2013  год

Страна

млрд. долл.

Нидерланды

33,5

Великобритания

23,6

Китай

17,1

США

11,1

Франция

8,6

Международные организации

6,5

Япония

4,7

Россия

4,3

Либерия

3,9

Швейцария

1,5


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ВЫНОСНОЙ ЛИСТ  6

 

График- Структура государственного долга за 2008-2012 годы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ВЫНОСНОЙ ЛИСТ  7

 

 Таблица-  Внутренний  государственный долг Правительства  РК за 2008-2012год, млн. тенге

Наименование показателей

2008год

2009год

2010год

2011год

2012год

Государственные краткосрочные казначейские обязательства

177595

146371

151989

95423

102784

Государственные среднесрочные казначейские обязательства

283775

437047

467763

492186

519284

Государственные долгосрочные сберегательные казначейские обязательства

221309

368752

502752

658752

730729

Государственные долгосрочные казначейские обязательства

84018

273573

483398

770949

797331

Государственные долгосрочные индексированные казначейские обязательства

0

52909

52909

52909

52909

Прочие обязательства

52909

9582

9520

9513

9520

Информация о работе Управление государственным долгом