Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 13:29, реферат
Цель данной работы – раскрытие методологических основ управления природопользованием, изучение целей, задач и методов управления природопользования, а также специфики формирования информационной базы для управления природопользованием.
В работе также рассмотрена проблема оптимизации управленческих решений с точки зрения экологии и ответственности за эти решения.
Введение
1. Цели и задачи управления природопользованием
2. Основные направления развития управления природопользованием
3. Методы, используемые в процессеуправления природопользованием
4. Экономическая оценка природных ресурсов
Заключение
Список литературы
ПЕРВЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
Факультет: менеджмента
Специальность: менеджмент организации
Курс-5
РЕФЕРАТ
По дисциплина: «Региональная экономика и природопользование»
Реферат на тему: «Управление природопользованием и экономическая оценка природных ресурсов»
Студентка: Белова У.А
Группа: АММША 11/8С-1
Подпись научного руководителя __________________________
Москва, 2013 г
Содержание:
Введение
1. Цели и задачи управления природопользованием
2. Основные направления
развития управления
3. Методы, используемые в процессеуправления природопользованием
4. Экономическая оценка природных ресурсов
Заключение
Список литературы
Введение
В условиях устойчивого экономического развития важное значение имеет не только получение прибыли любой ценой, но и управление современным экологически безопасным производством.
Природопользование – это один из самых сложных объектов управления. Поэтому немало важное значение приобретает исследование управления экологическими процессами и экономикой природопользования.
Цель данной работы – раскрытие методологических основ управления природопользованием, изучение целей, задач и методов управления природопользования, а также специфики формирования информационной базы для управления природопользованием.
В работе также рассмотрена проблема оптимизации управленческих решений с точки зрения экологии и ответственности за эти решения.
1. Цели и задачи управления природопользованием
Цель управления природопользованием
- обеспечение выполнения норм и
требований, ограничивающих вредное
воздействие процессов
Управление
Управление
В государственных программах
охраны окружающей среды и рационального
использования природных
Для управления охраной природы
и обеспечения рационального
использования природных
осуществление комплексного управления природоохранной деятельностью;
разработка и проведение
единой научно-технической политики
в области охраны природы и
рационального использования
государственный контроль за использованием и охранной земель, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, морской среды и природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и экологической зоны, а также всех полезных ископаемых;
подготовка и представление
правительству предложений и
рекомендаций для включения их в
Государственную программу
разработка предложений
по совершенствованию
осуществление государственной экологической экспертизы генеральных схем развития и размещения производительных сил республик и отраслей народного хозяйства, контроль за соблюдением экологических норм при разработке новой техники и технологии, материалов и веществ, а также проектов на строительство и реконструкцию предприятий, оказывающих воздействие на состояние окружающей среды и природных ресурсов;
совместно с территориальными органами управления выдача разрешений на захоронение и складирование промышленных и бытовых отходов, на выбросы вредных веществ в окружающую среду, водопользование и потребление атмосферного воздуха, предоставление недр в пользование для проведения геологоразведочных работ, утверждение расчетной лесосеки и осуществление контроля за отводом земель под все виды хозяйственной деятельности;
руководство заповедниками
и осуществление
распространение знаний о природе среди широких слоев населения, воспитание граждан в духе бережного отношения и любви к природе;
планирование и осуществление сотрудничества по вопросам охраны природы с зарубежными странами и международными организациями.
2. Основные направления
развития управления
В настоящее время управление природопользованием должно быть направлено на:
снижение загрязнения окружающей среды;
сокращение потребления природных ресурсов;
не истощительное
формирование необходимого развития резерва минеральных ресурсов;
эффективное использование первичного природного сырья;
создание экономических условий для предпринимателей;
международное сотрудничество.
От сырьевой экономики – к инновационной. Значительный ресурсный потенциал таит и опасность – при таких природных богатствах возникает соблазн повременить с дорогостоящим переводом экономики с привычного экстенсивного на интенсивный путь развития с глубокой переработкой сырья. Но в перспективе экстенсивный путь ведет в тупик. При таком сценарии развития наша страна обречена на все большее отставание от передовых стран. Поэтому уже сейчас необходим комплекс мер, способствующих перестройке всей экономики.
3. Методы, используемые в
процессе управления
Природопользование - один из самых сложных объектов управления, оно находится на стыке взаимодействия естественных и общественных процессов. Отсюда - чрезвычайно важная роль научного обоснования управленческих решений на всех уровнях управления природопользованием.
Эффективность системы управления природопользованием в решающей мере определяется состоянием контроля и нормирования использования природных ресурсов. Необходимо разработать комплексную систему контроля, нормирования и стимулирования природопользования.
В управлении природопользованием используют различные методы воздействия на коллективы предприятий и организаций, отдельных работников и население страны. Среди них наиболее широко распространены административно-правовые, организационные, социально-психологические и экономические методы управления. Все эти методы в управлении природопользованием должны применяться комплексно, в системе, при приоритете экономических методов управления.
Административно-правовые методы
управления заключаются в разработке
и издании правовых и административных
актов, регулирующих организацию и
управление в сфере природопользования,
права и обязанности
Особое место в системе
рационального
Социально-психологические методы управления представляют собой систему средств социального и психологического воздействия на коллективы предприятий и организаций, отдельных работников и население данного района с целью обеспечения благоприятных погодных условий проживания человека, снижения заболеваемости населения, увеличение продолжительности жизни людей и способности их к труду, сохранение эстетической ценности природных ландшафтов, заповедных зон и т.п.
Экономические методы управления природопользованием заключаются в широком использовании системы цен, тарифов, платежей, штрафов, премий, фондов экономического стимулирования, кредитов и т.п.
Система цен, тарифов, платежей и штрафов призвана:
обеспечивать рациональное и комплексное использование минеральных и других ресурсов;
охрану и воспроизводство окружающей природной среды.
При использовании экономических методов отпадает необходимость принуждения коллективов и отдельных работников предприятий к снижению потерь полезных ископаемых при добыче и переработке, к восстановлению нарушенных земель, очистке сбрасываемых в водоемы вод и выбросов в атмосферу. Эти задачи решаются на основе использования системы экономического стимулирования рационального природопользования.
Конечные результаты работы предприятий должны быть тесно связаны с эффективностью проводимых ими природоохранных мероприятий, чтобы каждый трудовой коллектив, и каждый работник были заинтересованы в соблюдении требований природоохранительного законодательства.
Все возрастающую роль в обеспечении охраны окружающей природной среды и рациональном использовании природных ресурсов играют методы оптимизации управленческих решений. Они основаны на широком использовании экономико-математических методов, сетевых моделей, автоматизированных систем управления и ЭВМ в разработке, оптимизации и принятии управленческих решений. С их помощью разрабатывают модели охраны природы в зоне действия промышленных предприятий, регионов страны и водных бассейнов. Подобные модели позволяют наблюдать будущие ситуации, анализировать влияние различных проектов и решений на состояние природной среды, вносить коррективы и предложения по предупреждению последствий.
Предприятия вносят плату за природные ресурсы согласно установленным нормативам, которые предусматривают плату за право пользования, за воспроизводство и охрану природных ресурсов, за выбросы загрязняющих веществ и т.п. При превышении предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, платежи взимают в кратном размере, исходя из затрат на ликвидацию загрязнения.
Средства, взимаемые с предприятий и организаций за загрязнение окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов, направляются на выполнение природоохранных мероприятий.
Органической частью системы государственного контроля за рациональным природопользованием является ведение постоянного статистического учета в области ресурсосберегающей и природоохранной деятельности предприятий.
Надзор и контроль за состоянием природных ресурсов осуществляется также через систему кадастрового учета. Государственные кадастры природных ресурсов представляют собой свод достоверных и необходимых сведений о количественном и качественном состоянии соответствующих ресурсов, их правовом статусе и народнохозяйственном использовании.
4. Экономическая оценка природных ресурсов
Экономическая (или в более
широком смысле - хозяйственная) оценка
природных условий и
Информация о работе Управление природопользованием и экономическая оценка природных ресурсов