Управление природопользованием и экономическая оценка природных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 13:29, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – раскрытие методологических основ управления природопользованием, изучение целей, задач и методов управления природопользования, а также специфики формирования информационной базы для управления природопользованием.
В работе также рассмотрена проблема оптимизации управленческих решений с точки зрения экологии и ответственности за эти решения.

Содержание

Введение
1. Цели и задачи управления природопользованием
2. Основные направления развития управления природопользованием
3. Методы, используемые в процессеуправления природопользованием
4. Экономическая оценка природных ресурсов
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

региональная экономика.docx

— 31.01 Кб (Скачать файл)

ПЕРВЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

 

 

 

Факультет: менеджмента

Специальность: менеджмент организации

Курс-5

 

РЕФЕРАТ

 

 

По дисциплина: «Региональная экономика и природопользование»

 

Реферат на тему: «Управление природопользованием и экономическая оценка природных ресурсов»

 

 

 

Студентка: Белова У.А

 Группа: АММША 11/8С-1

Подпись научного руководителя __________________________

 

 

 

 

 

 

Москва, 2013 г

Содержание:

 

Введение

1. Цели и задачи управления  природопользованием

2. Основные направления  развития управления природопользованием

3. Методы, используемые в  процессеуправления природопользованием

4. Экономическая оценка  природных ресурсов

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

 

В условиях устойчивого экономического развития важное значение имеет не только получение прибыли любой ценой, но и управление современным экологически безопасным производством.

Природопользование –  это один из самых сложных объектов управления. Поэтому немало важное значение приобретает исследование управления экологическими процессами и экономикой природопользования.

Цель данной работы –  раскрытие методологических основ  управления природопользованием, изучение целей, задач и методов управления природопользования, а также специфики  формирования информационной базы для  управления природопользованием.

В работе также рассмотрена  проблема оптимизации управленческих решений с точки зрения экологии и ответственности за эти решения.

 

 

1. Цели и задачи управления  природопользованием

 

Цель управления природопользованием - обеспечение выполнения норм и  требований, ограничивающих вредное  воздействие процессов производства и выпускаемой продукции на окружающую среду, обеспечение рационального  использования природных ресурсов, их восстановление и воспроизводство.

Управление природопользованием  осуществляется Правительством РФ, министерствами и ведомствами, местными органами управления, предприятиями и организациями, непосредственно занятыми эксплуатацией  природных ресурсов.

Управление природопользованием  осуществляется посредством научно обоснованного планирования рационального  использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, разработки организационно-технических и экономико-экологических  мероприятий по обеспечению равновесия в природной среде и контроля за их выполнением.

В государственных программах охраны окружающей среды и рационального  использования природных ресурсов определены главные задачи в области  охраны природы и рационального  природопользования и основные направления  природоохранной деятельности на современном  этапе. В них поставлены задачи настойчиво и последовательно проводить линию на сохранение и приумножение природных ресурсов, улучшение состояния окружающей среды. Борьба за экологическую безопасность на Земле должна рассматриваться как одна из самых ответственных и благородных задач всех людей.

Для управления охраной природы  и обеспечения рационального  использования природных ресурсов образованны соответствующие ведомства, на которые возложено решение  следующих задач:

осуществление комплексного управления природоохранной деятельностью;

разработка и проведение единой научно-технической политики в области охраны природы и  рационального использования природных  ресурсов, координация деятельности в этой области;

государственный контроль за использованием и охранной земель, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, морской среды и природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и экологической зоны, а также всех полезных ископаемых;

подготовка и представление  правительству предложений и  рекомендаций для включения их в  Государственную программу охраны окружающей среды и рационального  использования природных ресурсов, обеспечение принятой программы;

разработка предложений  по совершенствованию экономического механизма природопользования, утверждение экономических нормативов, правил, стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране природной среды от загрязнения и других вредных воздействий;

осуществление государственной  экологической экспертизы генеральных  схем развития и размещения производительных сил республик и отраслей народного  хозяйства, контроль за соблюдением экологических норм при разработке новой техники и технологии, материалов и веществ, а также проектов на строительство и реконструкцию предприятий, оказывающих воздействие на состояние окружающей среды и природных ресурсов;

совместно с территориальными органами управления выдача разрешений на захоронение и складирование  промышленных и бытовых отходов, на выбросы вредных веществ в  окружающую среду, водопользование  и потребление атмосферного воздуха, предоставление недр в пользование  для проведения геологоразведочных работ, утверждение расчетной лесосеки и осуществление контроля за отводом земель под все виды хозяйственной деятельности;

руководство заповедниками  и осуществление государственного контроля за ведением охотничьего хозяйства, а также ведение государственного кадастра животного мира и Красной книги;

распространение знаний о  природе среди широких слоев  населения, воспитание граждан в  духе бережного отношения и любви  к природе;

планирование и осуществление  сотрудничества по вопросам охраны природы  с зарубежными странами и международными организациями.

 

2. Основные направления  развития управления природопользованием

 

В настоящее время управление природопользованием должно быть направлено на:

снижение загрязнения  окружающей среды;

сокращение потребления  природных ресурсов;

не истощительное использование  возобновляемых природных ресурсов;

формирование необходимого развития резерва минеральных ресурсов;

эффективное использование  первичного природного сырья;

создание экономических  условий для предпринимателей;

международное сотрудничество.

От сырьевой экономики  – к инновационной. Значительный ресурсный потенциал таит и опасность – при таких природных богатствах возникает соблазн повременить с дорогостоящим переводом экономики с привычного экстенсивного на интенсивный путь развития с глубокой переработкой сырья. Но в перспективе экстенсивный путь ведет в тупик. При таком сценарии развития наша страна обречена на все большее отставание от передовых стран. Поэтому уже сейчас необходим комплекс мер, способствующих перестройке всей экономики.

 

 

3. Методы, используемые в  процессе управления природопользованием

 

Природопользование - один из самых сложных объектов управления, оно находится на стыке взаимодействия естественных и общественных процессов. Отсюда - чрезвычайно важная роль научного обоснования управленческих решений  на всех уровнях управления природопользованием.

Эффективность системы управления природопользованием в решающей мере определяется состоянием контроля и нормирования использования природных  ресурсов. Необходимо разработать комплексную  систему контроля, нормирования и  стимулирования природопользования.

В управлении природопользованием  используют различные методы воздействия  на коллективы предприятий и организаций, отдельных работников и население  страны. Среди них наиболее широко распространены административно-правовые, организационные, социально-психологические  и экономические методы управления. Все эти методы в управлении природопользованием должны применяться комплексно, в системе, при приоритете экономических методов управления.

Административно-правовые методы управления заключаются в разработке и издании правовых и административных актов, регулирующих организацию и  управление в сфере природопользования, права и обязанности руководящих  работников, должностных лиц и  населения страны по экономному использованию  и воспроизводству природных  ресурсов и обеспечению равновесия в природной среде. Административные акты имеют обязательную силу и непосредственно  воздействуют на коллективы предприятий, организаций, отдельных работников и население данного района.

Особое место в системе  рационального природопользования занимают организационные методы, охватывающие процессы подготовки, принятие и реализацию решений, направленных на предотвращение и ликвидацию загрязнений окружающей среды, организацию малоотходных и  безотходных технологий при использовании природных ресурсов. Организационные методы обеспечивают распределение функций в сфере управления, поддержание технологической дисциплины, контроля, обобщения опыта, рационализацию управления на основе достижений науки и техники.

Социально-психологические  методы управления представляют собой  систему средств социального  и психологического воздействия  на коллективы предприятий и организаций, отдельных работников и население  данного района с целью обеспечения  благоприятных погодных условий  проживания человека, снижения заболеваемости населения, увеличение продолжительности  жизни людей и способности  их к труду, сохранение эстетической ценности природных ландшафтов, заповедных зон и т.п.

Экономические методы управления природопользованием заключаются в широком использовании системы цен, тарифов, платежей, штрафов, премий, фондов экономического стимулирования, кредитов и т.п.

Система цен, тарифов, платежей и штрафов призвана:

обеспечивать рациональное и комплексное использование  минеральных и других ресурсов;

охрану и воспроизводство  окружающей природной среды.

При использовании экономических методов отпадает необходимость принуждения коллективов и отдельных работников предприятий к снижению потерь полезных ископаемых при добыче и переработке, к восстановлению нарушенных земель, очистке сбрасываемых в водоемы вод и выбросов в атмосферу. Эти задачи решаются на основе использования системы экономического стимулирования рационального природопользования.

Конечные результаты работы предприятий должны быть тесно связаны  с эффективностью проводимых ими  природоохранных мероприятий, чтобы  каждый трудовой коллектив, и каждый работник были заинтересованы в соблюдении требований природоохранительного  законодательства.

Все возрастающую роль в  обеспечении охраны окружающей природной  среды и рациональном использовании  природных ресурсов играют методы оптимизации управленческих решений. Они основаны на широком использовании экономико-математических методов, сетевых моделей, автоматизированных систем управления и ЭВМ в разработке, оптимизации и принятии управленческих решений. С их помощью разрабатывают модели охраны природы в зоне действия промышленных предприятий, регионов страны и водных бассейнов. Подобные модели позволяют наблюдать будущие ситуации, анализировать влияние различных проектов и решений на состояние природной среды, вносить коррективы и предложения по предупреждению последствий.

Предприятия вносят плату  за природные ресурсы согласно установленным  нормативам, которые предусматривают  плату за право пользования, за воспроизводство  и охрану природных ресурсов, за выбросы загрязняющих веществ и  т.п. При превышении предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, платежи  взимают в кратном размере, исходя из затрат на ликвидацию загрязнения.

Средства, взимаемые с  предприятий и организаций за загрязнение окружающей среды и  нерациональное использование природных  ресурсов, направляются на выполнение природоохранных мероприятий.

Органической частью системы  государственного контроля за рациональным природопользованием является ведение постоянного статистического учета в области ресурсосберегающей и природоохранной деятельности предприятий.

Надзор и контроль за состоянием природных ресурсов осуществляется также через систему кадастрового учета. Государственные кадастры природных ресурсов представляют собой свод достоверных и необходимых сведений о количественном и качественном состоянии соответствующих ресурсов, их правовом статусе и народнохозяйственном использовании.

 

 

4. Экономическая оценка  природных ресурсов

 

Экономическая (или в более  широком смысле - хозяйственная) оценка природных условий и естественных ресурсов принадлежит к числу  понятий, довольно давно занимающих видное место в проблемах современной  экономической географии. Рассмотрение данного вопроса привело к  выводу об актуальности более углубленной  теоретической и методической разработки этой проблемы. В связи с этим встал вопрос о возможности определения  самого содержания понятия экономической  оценки, выяснения сущности отражаемых его процессов действительности, установления критериев. Сам по себе факт природно обусловленной дифференциации географической оболочки, в ценностном отношении, нейтрален и не может получить какую либо оценку вне зависимости от применяемого критерия. При оценке необходимо применять критерий ценности, определяемый характером отношений ее субъекта и объекта. Экономическая оценка естественных ресурсов подразумевает применение экономических критериев, т.е. сопоставление свойств природных факторов с требованиями, вытекающими из практической, хозяйственной деятельности человека.

Информация о работе Управление природопользованием и экономическая оценка природных ресурсов