Управление экономикой и создание экономических информационных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:33, лекция

Краткое описание

Экономика страны, ее отрасли и первичные производственные и хозяйственные объекты рассматриваются как экономические системы, характеризующиеся сложной структурой со множеством элементов и внутренних и внешних взаимосвязей между ними.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция 1.doc

— 64.50 Кб (Скачать файл)

      Лекция 1. Управление экономикой и создание

        экономических информационных систем 

      
    1. Понятие управления экономическими объектами

      Экономика страны, ее отрасли и первичные  производственные и хозяйственные  объекты рассматриваются как  экономические системы, характеризующиеся сложной структурой со множеством элементов и внутренних и внешних взаимосвязей между ними.

      Для обеспечения нормального функционирования любой экономической системы  необходимо осуществление процессов  управления отдельными ее элементами и системой в целом.

      Управление  призвано обеспечить достижение экономической  системой заданных целей. Такими целями могут быть обеспечение устойчивости функционирования, сохранение или приобретение системой тех или иных качественных особенностей, выполнение заданной программы действий и т.д. Как правило, формальным выражением цели является целевая функция системы, экстремальное значение которой соответствует наилучшему (оптимальному) способу управления. Очевидно, разнообразие объектов управления в экономике порождает разнообразие целей и средств управления.

      Систему, обеспечивающую реализацию процессов  управления, обычно называют системой управления. Для ее функционирования характерно наличие управляющей подсистемы (субъекта управления). Под первой понимается совокупность элементов, обеспечивающих целенаправленное слежение за деятельностью объекта управления и осуществляющих его приведение к заданному режиму функционирования.

      Объектами управления в экономике могут  выступать различные экономические  системы, к которым можно отнести корпорации, объединения, предприятия и фирмы. Функционирование систем управления осуществляется путем информационного взаимодействия управляющей и управляемой подсистем между собой и с внешней средой по различным каналам связи. Укрупненная структура системы управления показана на рис. 1.1. 
 

 

 
 

                            y — прямая                                                          х — обратная

                                    связь                                                                      связь

 

 
 
 

Рис. 1.1. Структура системы управления 
 

      Управляющая подсистема получает и обрабатывает информацию Х о состоянии управляемого объекта (обратная связь) в заданный момент времени и, располагая целью  управления и правилами принятия решений, вырабатывает управляющее воздействие У (прямая связь). В результате этого воздействия объект управления изменяет свое состояние, что фиксируется управляющей подсистемой. На параметры объекта управления в каждый фиксированный момент времени оказывают влияние внешняя среда и предшествующее состояние его элементов. 

      Общие закономерности и особенности процессов  управления экономическими системами  наглядно представлены на схеме технологии управления (рис. 1.2). 

      

 
 

 

 

 

 
 

Рис. 1.2. Схема технологии управления 
 

      На  первом этапе процесса управления осуществляется сбор и накопление информации о состоянии  управляемого объекта.

      На  втором этапе происходит ее переработка  с целью получения необходимых  решений на основе анализа заданных критериев цели (эффективности) функционирования объекта управления. При этом совокупность логических и вычислительных действий, выполняемых в процессе выработки управляющих воздействий на данном этапе, называют обычно алгоритмом управления.

      Третий  этап предусматривает выдачу и доведение до управляемого объекта управляющих предписаний, команд или командной информации. Таким образом, для организации управления экономической системой характерны следующие закономерности.

      1. Управление осуществляется путем  сбора, обработки и анализа информации – основных функций любой системы управления.

        Необходимые действия по восприятию, фиксации, передаче, преобразованию, обработке и хранению информации также относятся к процессу управления и реализуются системами обработки данных.

      2. Управление реализуется с использованием  принципа обратной связи: управляющее  воздействие формируется на основе  информации о реакции объекта  на предыдущие управляющие воздействия.  Прямая связь задает цели и  параметры функционирования объекта  управления, обратная связь отражает параметры  его фактического состояния в заданные моменты времени. При этом система управления находится во взаимодействии с внешней средой, т.е. с многочисленными объектами экономики и системами управления ими.

      1. Управление, рассматриваемое как совокупность целенаправленных действий, может быть реализовано лишь тогда, когда система располагает целью управления и правилами принятия решений в тех или иных ситуациях. Для реальных экономических систем их поведение определяется, как правило, не одной, а несколькими целями. Если множество целей частично упорядочено по их важности, то при функционировании системы учитываются сначала наиболее важные из них, а затем менее значимые.
 
    1. Цели  разработки и классификация

  экономических информационных систем 

      Рассмотренные закономерности управления в сложных  экономических системах наглядно иллюстрируют тот факт, что для генерации (выработки) в них эффективных управляющих  воздействий необходимо, с одной  стороны, создание соответствующих  алгоритмов управления, а с другой – переработка значительных объемов разнообразной информации.

      Именно  этим вызвано появление многих работ  по созданию экономических информационных систем (ЭИС), базирующихся на применении разнообразных экономико-математических методов и моделей, используемых для моделирования управленческих процессов, и средств вычислительной техники и программного обеспечения, обеспечивающих оперативную и достоверную обработку всей необходимой информации в интересах достижения поставленных целей.

      ЭИС – это совокупность различных средств, предназначенных для сбора, обработки и выдачи информации с целью оптимизации принятия решений, в результате которых снижается непосредственное участие человека в осуществлении того или иного производственного процесса или процесса управления.

      При этом под оптимизацией понимается выбор того или иного варианта управления, при котором достигается минимальное или максимальное значение некоторого критерия, обеспечивающего качество управления.

      Задачи, решаемые в ЭИС, обусловливаются целями и условиями функционирования экономических объектов. С их помощью реализуются такие сложные проблемы управления в экономике, как:

      • непрерывность и динамичность принятия решений;

      • многовариантность расчетов;

      • обеспечение сбора данных в реальном масштабе времени;

      • организация сплошного комплексного учета и экономического анализа и др. 

      Создаваемые и функционирующие ЭИС могут  значительно различаться по характеру  и объему решаемых задач, типу объектов управления и ряду других признаков.

      Их обычно классифицируют по следующим признакам:

      • уровень действия (государственный, региональный, муниципальный, объединений, предприятий или фирм);

      • сфера применения или предметная область (бухгалтерские, статистические, налоговые и т.д.);

      • степень интеграции (многоуровневые или корпоративные);

      • способ обработки информации (централизованный, децентрализованный и др.);

      • назначение или характер объектов управления (административное, производственное, социальное и др.);

      • степень автоматизации (ручные, автоматизированные и автоматические);

      • характер получаемой информации (информационно-справочная, информационно-советующая, управляющая). 

      В таблице 1.1 показано развитие информационных систем предприятия или фирмы  в плане характера, состава решаемых задач и целей применения.

      Таблица 1.1 

Обобщенная  характеристика информационных систем 

      Период

      времени

      
Состав решаемых задач Характер информационной системы Цель

применения

      1960-1970 гг.        Трудоемкие  частные

 задачи

Информационные  системы обработки данных Сокращение

 трудоемкости

 обработки данных

      1970-1980 гг.        Комплексы задач  в различных сферах применения (учетных  и др.) Информационные  системы комплексной обработки

 данных

Универсализация и стандартизация процедур

 обработки данных

      1980-1990 гг.        Задачи по управлению текущей и оперативной деятельностью Управленческие

 информационные системы

Выработка наиболее рационального решения
      1990-2000 гг.        Решение задач, связанных с прогнозированием и  принятием управленческих решений Стратегические

  информационные системы, системы поддержки принятия решений

Разработка

 стратегии развития экономических объектов

 

      Первые  информационные системы появились  в начале 60-х годов с началом  широкого применения первых серийных ЭВМ отечественного производства. Они  были предназначены для решения отдельных частных задач в целях сокращения трудоемкости обработки данных.

      В 70-е годы начали решать комплексы  задач в различных областях экономики (например, плановые, бухгалтерские, статистические и др.). Для этого потребовались более совершенные технические средства многофункционального назначения, программное обеспечение (пакеты прикладных программ) стали разрабатывать для определенного класса задач, что позволило унифицировать и стандартизовать процесс обработки данных. Работы в области автоматизации управления носили экспериментальный характер и проводились разрозненно.

      В 80-х годах концепция использования  информационных систем сместилась в  сторону комплексного решения задач  управления текущей и оперативной  деятельностью предприятий или фирм, позволяющих выработать наиболее рациональное решение. Этот период характеризуется массовым внедрением управленческих информационных систем для различных звеньев органов управления экономикой страны, чему предшествовала разработка типовых проектных решений.

      К началу 90-х годов с переходом  к рыночной экономике характер использования  информационных систем вновь изменился  в связи с автоматизацией функций  прогнозирования и комплексной  поддержки принятия решений, а также  с появлением новых методов управления на основе реинжениринга и экспертных систем.

      Развитие  информационных систем в настоящее  время связано с разработкой  интегрированных (многоуровневых и  корпоративных) систем различными экономическими объектами.

      ЭИС становятся стратегическим источником информации для развития производственных и коммерческих объектов в различных сферах деятельности. Таким образом, информационные системы этого периода, представляя вовремя нужную информацию, носят стратегический характер, обеспечивающий конкурентное преимущество в развитии различных хозяйствующих объектов. 

      1.3. Организационная  структура и принципы  функционирования  экономических информационных  систем 

      Независимо  от классификационных признаков  любая ЭИС организационно состоит  из функциональной и обеспечивающей частей.

Информация о работе Управление экономикой и создание экономических информационных систем