Управленческий учет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение сущности управленческого учета и отчетности, служащих базой для принятия управленческого решения. Изучить виды отчетности
Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие задачи:
Изучить сущности и цели управленческого учета
Изучить задачи и методы управленческого учета
Изучить процесс организации и принятия управленческих решений на примере организации.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ управленчиский учет.docx

— 71.99 Кб (Скачать файл)

Под налоговым планированием понимается целенаправленная деятельность организации, ориентированная на максимальное использование всех нюансов существующего налогового законодательства с целью уменьшения налоговых платежей в бюджет. При этом следует отметить, что эта деятельность налогоплательщика направлена не на нарушение налогового законодательства, а лишь на законное использование всех существующих льгот и особенностей налогового права в свою пользу.

Налоговое планирование в любом хозяйствующем субъекте базируется на двух основных принципах. Первый принцип – платить необходимо только минимальную сумму положенных налогов. Второй принцип – платить налоги необходимо в последний день установленного для этого срока.

Основным инструментом налогового планирования является налоговый календарь, предназначенный для четкого прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты в бюджет требуемых налогов, а также предоставления отчетности, не допуская при этом задержек, влекущих за собой неизбежные штрафные санкции.

Результаты налогового планирования необходимо оценивать не только суммами уменьшенных налогов и полученных выгод, но и с точки зрения уменьшения возможного ущерба и издержек, которые были бы неизбежны при ведении хозяйственной деятельности без учета существующих особенностей налогообложения.

Налоговое планирование неотделимо от общей предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта и должно осуществляться в ходе хозяйственной деятельности, на всех ее уровнях и этапах и быть непременным и непосредственным ее элементом.

 

    1. Методы решения задачи определения и контроля затрат

Основным методом решения задачи является анализ затрат и построение системы управления затратами. «Расходы существуют не для того, чтобы их подсчитывать. Они существуют, чтобы их снижать» - Тайичи Оно. Именно с этой позиции необходимо рассматривать систему управления затратами.

Анализ и построение системы управления затратами:

  1. Сбор всей возможной информации о затратах на предприятии – стоимостные (цены на ресурсы, ставки оплаты труда и т. п.) и операционные (расходные коэффициенты, нормативы затрат времени, характеристики выполненной работы) характеристики бизнеса. Все эти данные поступают в систему управленческого учета посредством так называемых первичных документов. В них фиксируется факт выполненной работы и количество использованных ресурсов. Первичные документы заполняются на местах возникновения затрат. Данные об издержках могут собираться вручную или с использованием информационных технологий. Разумеется, более совершенная форма сбора данных предполагает использование программных продуктов обработки.
  2. Группировка затрат согласно выбранной классификации.
  3. Процедура распределения затрат. Состоит из трех этапов:
    • 1-й этап – выбирается объект учета затрат;
    • 2-й этап – отбор и аккумуляция затрат, относящихся к данному объекту учета;
    • 3-й этап – выбирается метод перенесения затрат вспомогательных служб на производственные подразделения.

Методика распределения затрат:

    • Определение базы и принципов распределения затрат;
    • Разработка форматов первичных отчетных форм о затратах;
    • Разработка методики заполнения первичных отчетных форм;
    • Разработка методики обработки первичных отчетных форм, позволяющей распределить затраты между видами продуктов, объектами учета и видами деятельности;
    • Разработка форматов управленческих отчетов о затратах.
  1. Выявление важных и контролируемых затрат.
  1. Подробное изучение каждой статьи расходов.
  2. Выбор метода калькулирования себестоимости.
  3. Анализ. Рассмотрение возможности снижения затрат. Анализ возможности уменьшения влияния неблагоприятных факторов. Определение периодов и причин, по которым  происходят резкие изменения:
    • Анализ "затраты-объем-прибыль" (CVP-анализ) – процесс объединения информации о поведении затрат с информацией о доходе от реализации с целью планирования доходов, затрат и прибылей для различных уровней объема.
    • What-if анализ – тип анализа, исследующий эффект изменения в параметре на результаты. Иными словами what-if анализ показывает как изменяются все параметры проекта (бюджета или плана) при изменении ключевого. Это может быть цена продукции, объем продаж, объем производства, заработная плата персонала, ставки налогов и т.д. Качество проведения what-if анализа зависит от используемой с этой целью модели проекта. Она должна быть полной, точно отражать взаимосвязи и использовать приемлемые оценки. Если модель полная и точно отражает взаимосвязи мощности, затрат и выручки, тогда оставшийся вопрос – это точность используемых данных. Специалисты по планированию испытывают модели путем варьирования ключевых оценок. Для этого используется анализ чувствительности;
    • Анализ чувствительности – анализ эффекта изменения параметра на решение, а не на результат. Иными словами это процесс выборочного варьирования ключевых оценок бюджета или плана. Он позволяет идентифицировать оценки, которые являются особенно критичными для решений, базирующихся на этой модели. Например – рабочая сила, необходимая для изготовления каждого продукта, служит важным параметром в процессе составления предварительного бюджета. Небольшие изменения в этом параметре влекут за собой значительные изменения в показателе прибыли.

Большое значение для правильной организации учета затрат имеет научно обоснованная классификация затрат. В рамках управленческого учета затраты делятся на категории в зависимости от того, какую управленческую задачу надо решать:

  1. Классификация затрат для расчета себестоимости произведенной продукции, оценка стоимости запасов и полученной прибыли:
    • Входящие и истекшие затраты. Входящие затраты – те средства, ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличии и, как ожидается, должны принести доход будущем (в активе баланса – запасы материалов, запасы в незавершённом производстве, запасы готовой продукции). Истекшие – в течение отчетного периода были израсходованы и утратили способность приносить доход в дальнейшем. Необходимо учесть, что перераспределение денежных средств не является расходом.  
    • Прямые и косвенные. К прямым относятся затраты (условно-переменные), непосредственно связанные с процессом изготовления конкретного вида продукции и могут быть включены в себестоимость калькулируемых групп или отдельных заказов (материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, основная заработная плата производственных рабочих и др.). К косвенным (условно-постоянным) затратам относятся затраты, которые не могут быть отнесены прямо на калькулируемую группу или отдельный заказ (расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные, общехозяйственные и прочие расходы). Эти затраты включают в себестоимость косвенным путем - по принципам, определенным инструкцией по планированию, учету и калькулированию себестоимости на полиграфических предприятиях.
    • Производственные и непроизводственные. Производственные затраты связаны с процессом производства. К внепроизводственным затратам относятся расходы на тару, упаковку, транспортировку, расходы по сбыту и коммерческие сборы. 
    • Основные и накладные. Основные затраты непосредственно связаны с первичными факторами производства (основные и вспомогательные материалы, заработная плата основных и вспомогательных рабочих, электроэнергия и т.д. для основного оборудования). Накладные затраты связаны с организацией производственного процесса и управлением. Они обусловлены социально-экономическими условиями хозяйствования и организацией производства (потери от простоев, порчи материальных ресурсов и т.п.).
  2. Классификация затрат для принятие управленческих решений и планирования:
    • Постоянные и переменные. Переменные (пропорциональные) затраты могут изменяться в зависимости от объема выпускаемой продукции (основные материалы, заработная плата производственных рабочих, электроэнергия на технические нужды). Постоянные (непропорциональные) затраты не изменяются в зависимости от объема производства (заработная плата аппарата управления, электроэнергия, отопление).
    • Принимаемые и не принимаемые в расчет при оценке. Процесс принятия управленческого решения предполагает сравнение между собой нескольких альтернативных вариантов с целью выбора наилучшего. Сравниваемые при этом показатели можно разбить на две группы: первые остаются неизменными при всех альтернативных вариантах, вторые варьируются в зависимости от принятого решения. Целесообразно сравнивать между собой только показатели второй группы. Эти затраты, отличающие одну альтернативу от другой, называют релевантными. Только они учитываются при принятии решений.
    • Безвозвратные и возвратные. Безвозвратные затраты – истекшие  затраты, которые ни один альтернативный вариант не способен откорректировать (например, затраты на создание материальных запасов; не принимаются в расчет при принятии решений в будущем).
    • Вмененные (воображаемые) – упущенная выгода предприятия (могут реально не состояться).
    • Предельные (приростные) затраты – дополнительные затраты, возникают в результате изготовления или продажи дополнительной партии продукции.
    • Планируемые и не планируемые. Планируемые затраты – рассчитанные на определенный объем производства, в соответствии с нормами, нормативами, лимитами и сметами включаются в плановую себестоимость продукции. Не планируемые затраты – не включаемые в план и отражаемые только в фактической себестоимости продукции.
  3. Классификация затрат для контроля и регулирования:
    • Регулируемые и нерегулируемые. Регулируемые затраты – подвержены влиянию менеджера центра ответственности.

Группировка и распределение затрат осуществляется в зависимости от того, что считается объектом учета. Затраты группируются по месту их возникновения, носителям затрат, видам расходов и центрам ответственности:

  1. По месту возникновения. Затраты группируются по производствам, цехам, участкам и другим структурным подразделениям предприятия, по которым осуществляется планирование, нормирование и учет. Такая группировка затрат необходима для контроля эффективности работы структурных подразделений и предприятия в целом. А также для распределения накладных издержек между отдельными видами продукции при калькулировании себестоимости продукции (работ, услуг).
  2. По носителям. Носителями затрат называют виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные к реализации. Эта группировка необходима для определения себестоимости единицы продукции (работ, услуг).
  3. По видам расходов. Необходимое условие для итогового контроля издержек. Эта классификация затрат по существу определена гл.25 НК РФ: материальные затраты, амортизационные отчисления, расходы на оплату труда, прочие расходы. Позволяет предприятию рассчитать структуру себестоимости произведенной продукции – процентное соотношение отдельных элементов себестоимости в общей стоимости затрат на производство (резервы по ее снижению). 
  4. По центрам ответственности. Центр ответственности – структурное подразделение организации, во главе которого стоит менеджер, контролирующий затраты, доходы и средства, инвестируемые в этот сегмент бизнеса администрацией (например, цех завода). Независимо от размера структурного подразделения в управленческом учете выделяют четыре типа центров ответственности:
    • Центр затрат – его руководитель обладает наименьшими управленческими полномочиями, следовательно, несет минимальную ответственность за полученные результаты. Он отвечает лишь за производственные затраты. Система управленческого учета нацелена лишь на измерение и фиксацию затрат на входе в центр, т.е. организовано нормирование, планирование и учет издержек производства. Результаты деятельности центра (объем произведенной продукции, оказанных услуг, выполненных работ) не учитываются;
    • Центр доходов – менеджер отвечает за получение доходов (поступлений), но несет ответственности за издержки (отдел оптовых продаж торговой организации, отдел распространения - в издательстве, отдел размещения привлеченных денежных средств – в банке). Задача управленческого учета – фиксация результатов деятельности центра ответственности на выходе;
    • Центр прибыли – руководитель отвечает как за затраты, так и доходы своего подразделения, принимает решения по количеству потребляемых ресурсов и размеру ожидаемой выручки. Управленческий учет должен предоставить информацию о стоимости издержек на входе в центр, затратах внутри центра и конечных результатах на выходе. Цель центра – получение максимальной прибыли путем оптимального сочетания параметров вкладываемых ресурсов, объема выпускаемой продукции и цены;
    • Центр инвестиций – менеджер контролирует доходы и расходы, следит за эффективностью использования инвестированных средств (собственные инвестиционные решения);

По центрам ответственности затраты распределяются для накопления данных о затратах и контролю отклонений от сметы. Фактические данные отражаются в отчетах об исполнении сметы, составляемых через короткие промежутки времени бухгалтером - аналитиком. Из отчетов руководители получают информацию об отклонениях от сметы по различным статьям расходов.

В рамках финансового контроля производится сравнение фактических и плановых показателей затрат для установления отклонений. Неблагоприятные отклонения служат предостерегающим сигналом, и должны инициировать последовательность действий по идентификации, изучению и устранению причин их возникновения.  Такой анализ ценен по нескольким причинам. Если менеджеры узнают, что конкретные действия, предпринятые ими по отношению к некоторым заказам (работам), помогли снизить фактические затраты на эти заказы, то они могут достичь большей экономии затрат, повторяя эти действия в будущем по отношению к аналогичным заказам. Если менеджеры установят факторы, способствующие росту фактических затрат по сравнению с плановыми, то смогут предпринять необходимые действия для предотвращения повторного их возникновения в будущем.

 

    1. Принятие решений

Каждый день руководители сталкиваются с необходимостью принимать ряд решений, каждое из которых может непосредственно влиять на результаты деятельности их компании. Эффективные решения — залог существования коммерческого предприятия.

Решение — это акт выработки окончательного суждения. Применительно к управленческим решениям это означает  выбор определенного курса действий из возможных альтернатив. 

  1. Наибольшее число управленческих решений связано с себестоимостью единицы продукции:
    • какую цену установить на продукцию;
    • выпуск какой продукции продолжать или прекратить;
    • производить или покупать комплектующие изделия;
    • покупать ли новое оборудование;
    • менять ли технологию и организацию производства.
  2. Решения, связанные с персоналом:
    • решение по найму или увольнению кадров;
    • подготовка кадров и повышение квалификации работников предприятия;
    • разработка системы мотивации персонала;
    • увеличение или уменьшение фиксированной оплаты труда;
    • увеличение или уменьшение сдельной части оплаты труда.
  3. Решения в потребности в материальных ресурсах:
    • увеличить или уменьшить складские запасы и резервы;
    • увеличить или уменьшить размеры закупаемых партий материальных ресурсов;
    • достаточна ли мощность предприятия по ресурсам.
    • и т.д.

Информация о работе Управленческий учет