Уровень и качество жизни в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение уровня жизни населения, его показателей, факторов роста и динамики в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
привести понятия уровня и качества жизни, раскрыть их социально-экономическую сущность;
рассмотреть основные показатели уровня;
привести основные факторы роста уровня жизни и определить, каким образом их изменение влияет на уровень жизни;
рассмотреть динамику основных показателей в Республике Беларусь, а также меры, принимаемые государством для повышения уровня жизни населения.

Содержание

Введение 3
1.Социально-экономическая сущность уровня жизни 5
1.1. Понятия уровня и качества жизни 5
1.2. Показатели уровня жизни, их классификация 7
2. Факторы роста уровня жизни 11
2.1. Доходы как основа формирования уровня жизни населения 11
2.2. Расходы и потребление как условия роста уровня жизни населения 13
2.3. Минимальные социальные стандарты как гарантия определённого уровня жизни 16
3. Уровень и качество жизни в Республике Беларусь 18
3.1. Динамика основных показателей в Республике Беларусь 18
3.2. Деятельность государства по социальной защите населения. Реформирование социальной сферы 20
Заключение 26
Список использованной литературы: 29

Вложенные файлы: 1 файл

Уровень жизни.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

     Покупательная способность заработной платы в январе-марте 2007 г. выросла по сравнению с соответствующим периодом 2006 г. с 2,1 набора товаров и услуг, входящих в минимальный потребительский бюджет, до 2,3 набора, в том числе в марте 2007 г. – до 2,4 набора.

     Реальная заработная плата в республике за январь-март 2007 г. увеличилась к уровню соответствующего периода 2006 г. на 10% .В бюджетном секторе рост реальной заработной платы в январе-марте составил 7,4%, однако в феврале 2007 г. она уменьшилась по сравнению с январем на 1,3%.

          Политика занятости, направленная  на повышение ее уровня и  удержание безработицы в социально допустимых пределах, играет немаловажную роль  в повышении уровня жизни. Так, численность работающих в экономике в I квартале 2007 г. увеличилась до 4374 тыс.чел. В этот период интенсивность движения рабочей силы оставалась невысокой. Коэффициент общего оборота кадров в целом по экономике составил около 7%, прием работников на 4% превысил их увольнение. На дополнительно введенные рабочие места  за январь-февраль было принято  8 тыс. чел., или немногим  более 7% от общего числа принятых на работу.

           Официально регистрируемая безработица   стабилизировалась на уровне 1,2% от экономически активного населения ,что значительно ниже прогнозного показателя (1,5%).

            Также отмечается тенденция увеличения  спроса производства на рабочую силу: число свободных рабочих мест  достигло 47,3 тыс. против 44,8 тыс. на начало года.

            Проанализировав динамику основных показателей уровня жизни населения в Республике Беларусь, можно сделать о том, что в связи с взвешенной государственной политикой, динамичным развитием экономики и экономическим ростом происходит стабильный рост реальных доходов населения, повышение реальной заработной платы, снижение темпов безработицы и, следовательно, повышение уровня и качества жизни в стране.[11,с.8-12]

3.2. Деятельность государства по социальной защите населения. Реформирование социальной сферы

 

     Разработка  и реализация направлений социальной политики осуществляется государственными органами, научными институтами и общественными структурами на основе ключевых проблем повышения благосостояния населения и развития человеческого потенциала, принципов и приоритетов общеэкономической политики государства.

     Главной целью социальной политики является обеспечение стабильного роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом обеспечить своё благосостояние и благосостояние своей семьи, полностью выполнить социальные обязательства перед пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и другими малообеспеченными слоями населения.

     Так, направления развития национальной пенсионной системы определены основной целью – обеспечение более высокого уровня жизни пенсионеров, создание стабильной финансово устойчивой пенсионной системы, удовлетворяющей принципам социальной справедливости ,способной противостоять будущим демографическим изменениям.

     Численность пенсионеров, состоящих сегодня  на учете   в органах по труду  и социальной защите, составляет 2438 тыс.чел., из них почти 80%-получатели пенсии по возрасту. По результатам  I квартала 2007 . в сравнении с соответствующим периодом 2006 г.среднемесячный размер пенсии по возрасту увеличился на 21,3% и составил 292,3 тыс.руб., минимальной по возрасту – на 15,7% и составил 165,3 тыс. руб., превысив показатели прогноза на 2007г.

     Укреплению  финансового положения пенсионной системы в немалой мере должно способствовать преобразование механизмов досрочного выхода на пенсию путем их перевода в профессиональные пенсионные системы. В настоящее время обсуждается проект закона о профессиональном страховании .Следует отметить, что в республике осуществляется планомерная подготовка и принятие взаимосогласованных законодательных актов, регулирующих отношения по государственному пенсионному страхованию. Проводится необходимая работа по введению механизма накопления пенсионных прав, основанного на условно-накопительных счетах, что направлено на установление более тесной зависимости размера пенсии от объема уплаченных взносов.

     В целях оптимизации действующей  пенсионной системы готовится пакет нормативных правовых документов по реорганизации Фонда социальной защиты населения путем объединения в нем функций учета плательщиков и сбора взносов на социальное страхование, назначения и выплаты пенсий. [11,с.14-15]

         Значительный вес в расходах на социальные выплаты занимают пособия семьям, воспитывающим детей. В I квартале 2007 г. пересмотрены размеры пособий семьям, воспитывающим детей, в связи с изменением бюджета прожиточного минимума. Их размер в январе-марте по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличился на 9,3%.В марте 2007 г. размер пособия по уходу за ребенком до трех лет составил 110,8 тыс.руб., на детей старше трех лет- 51,2 тыс.руб.

        Продолжается работа по совершенствованию  законодательной базы, регулирующей назначение и выплату пособий. На рассмотрении находится проект закона о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», в котором содержится норма об установлении пособий по уходу за ребенком в возрасте до трех лет в размере 80% бюджета прожиточного минимума. В настоящее время эта величина соответствует 65% БМП.

      Изменены условия предоставления  бесплатного питания для детей  первых двух лет жизни (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 марта 2007 г. №271). Критерий нуждаемости для семей, имеющих детей указанного возраста, увеличен до 60% бюджета прожиточного минимума. Право обращения за получением бесплатного питания предоставлено всем семьям. Ранее этот вид помощи могли получить  лишь многодетные, неполные и  семьи, в которых оба родителя – студенты.

         Указом Президента Республики  Беларусь от 3 апреля 2007 г. №162 «  О некоторых вопросах применения  льгот и вычетов по подоходному  налогу с физических лиц» для  родителей, воспитывающих троих и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов, установлен ежемесячный стандартный налоговый вычет при исчислении подоходного налога в размере четырех базовых величин на каждого ребенка.[11,с.15]

          В области образования основной целью развития системы является повышение качества и конкурентоспособности образовательных услуг в соответствии с потребностями национального рынка труда, экономики и населения. Положительной тенденцией 2007 г. в системе образования стало дальнейшее укрепление материально-технической базы учебных заведений. На строительство объектов образования запланировано 220,6 млрд руб. По состоянию на 1 апреля 2007 г. освоение составило 30,6 млрд руб. (99,3% от плана), из которых 4% составляют внебюджетные средства и средства спонсоров.

        Устойчивому развитию отрасли способствует стабильная оплата труда работников. Так, в феврале текущего года в целом по отрасли среднемесячная заработная плата работников составила 527,4 тыс. руб., или 86% к среднемесячной заработной плате по республике, учителей - 641 тыс. руб., или 104%; профессорско-преподавательского состава - 938,5 тыс. руб., или 153%.

       В ближайшее время необходимо реализовать меры, направленные: на совершенствование системы подготовки кадров, включая вопросы договорных отношений, контрактной формы подготовки специалистов, оформления кредита для граждан на получение образования; завершение разработки государственных образовательных стандартов, соответствующих мировым образцам; создание оптимальной по структуре и территориальному размещению сети учреждений образования, альтернативных по формам и методам обучения; стимулирование привлечения внебюджетных средств и инвестиций в сферу образования; дальнейшее развитие платных образовательных услуг.[11,с.16-17]

       Деятельность системы здравоохранения направлена на сохранение положительных тенденций в развитии основных медико-демографических процессов, на техническое переоснащение отрасли, реализацию энергосберегающих мероприятий.

        Министерством здравоохранения обеспечен постоянный мониторинг основных показателей деятельности отрасли и демографических показателей. В 1 квартале 2007 г. в сравнении с тем же периодом прошлого года произошел значительный рост числа родившихся (на 9,9%) и снижение числа умерших (на 7,2%).

       Проводилась работа по пересмотру государственных социальных стандартов в области здравоохранения и перечня основных лекарственных средств. Положительной явилась тенденция опережения роста объемов закупок отечественных лекарственных средств по сравнению с зарубежными. По состоянию на 01.04.2007 г. закуплено лекарственных средств и изделий медицинского назначения отечественного производства в рамках государственного заказа на сумму 2,3 млрд руб. и 12,6 млрд руб. соответственно.[11,с.17]

        Основной целью развития жилищного строительства в плановом периоде является выполнение установленных Правительством заданий по вводу жилья.

         В I квартале 2007 г. введено 1121 тыс. м2 общей площади жилья, или 23,9% годового задания и 159% задания на 1 квартал 2007 г. (рост объемов ввода жилья по отношению к 1 кварталу 2006 г. составил 117,8%).

       В программах социально-экономического  развития Республики Беларусь  предусматривается снижение показателя, характеризующего отношение средней заработной платы к стоимости 1 м2 общей площади жилья, до 0,9-1 к 2010 г. и являющегося индикатором обеспечения доступности жилья для населения; однако снижение этого показателя пока не отвечает требуемым темпам.

        Имеют место недостатки в организации строительного производства и режимов финансирования строительства жилья, что сказывается на неравномерности ввода общей площади по месяцам планового периода - в последний месяц квартала введено 51,2% общего объема ввода жилья за квартал.

     Одной из наиболее острых проблем в жилищном строительстве является неуклонный рост цен на строительном рынке жилья, что сказывается на снижении покупательной способности граждан и их возможности решать свои жилищные проблемы самостоятельно. Это приводит также к росту цен на вторичном рынке жилья, росту спроса на жилье, строящееся с государственной поддержкой, и росту числа семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Задачи энерго-, ресурсосбережения и импортозамещения в жилищном строительстве, в промышленности строительных материалов и изделий в современных условиях являются основными факторами снижения себестоимости возводимого жилья и приобретают первостепенное значение и актуальность. Необходимо откорректировать программы по энегосбережению в строительном комплексе и промышленности строительных материалов и изделий, усилить их направленность на ресурсо-, энергосбережение, пересмотреть сроки реализации с целью ускорения процессов реализации.

          Следует также ускорить процессы совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы, направленной на развитие долгосрочных форм кредитования граждан на строительство жилья, в том числе ипотечного кредитования и системы долгосрочных строительных сбережений.[11,с 21]

           Основными целями развития жилищно-коммунального хозяйства является обеспечение населения всем комплексом жилищно-коммунальных услуг при соблюдении установленных нормативов государственных социальных стандартов коммунального обслуживания, осуществление надежной, бесперебойной работы жизнеобеспечивающих систем и повышение эффективности их функционирования, а также доступности услуг ЖКХ для потребителей.

           Реализация поставленных целей связана с решением задач и выполнением заданий, намеченных в важнейших государственных и отраслевых программах, основными из которых являются: Концепция развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на период до 2015 г.; Программа развития жилищно-коммунального хозяйства на 2006-2010 гг.; Государственная программа по водоснабжению и водоотведению «Чистая вода»; ежегодно разрабатываемая программа по энергосбережению и увеличению использования местных видов топлива, отходов производств, вторичных, нетрадиционных и возобновляемых источников энергоресурсов; программа обращения с коммунальными отходами; программа по наведению порядка на земле и благоустройству населенных пунктов; Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 гг.: Указ Президента Республики Беларусь от 6.10.2006 г. «О мерах по повышению эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства» и др.

               Таким образом, основной задачей реформирования социальной сферы является пересмотр её структуры и функций в сторону обеспечения наибольшей эффективности социальной политики.  
 

 

Заключение

 

     Целью данной работы было изучение уровня жизни  населения, его показателей, факторов роста и динамики в Республике Беларусь.

     Для достижения поставленной цели были решены поставленные задачи, а именно: были приведены понятия уровня и качества жизни, раскрыта их социально-экономическая сущность; рассмотрены основные показатели уровня жизни; приведены основные факторы роста уровня жизни и определены, каким образом их изменение влияет на уровень жизни; рассмотрена динамика основных показателей в Республике Беларусь, а также меры, принимаемые государством для повышения уровня жизни населения.

Информация о работе Уровень и качество жизни в Республике Беларусь