Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:32, курсовая работа
Уровень жизни населения является одним из важнейший критериев оценки эффективности социально-экономической политики любого государства. Его повышение является главной целью общественного развития.
Целью данной работы является раскрытие понятия «уровень жизни».
Введение. 3
1.Понятие уровня жизни и его показатели 4
1.1.Показатели и индикаторы уровня жизни 4
1.2. Уровень жизни и бедность 6
1.3. Уровень жизни и благосостояние 9
2. Методы улучшения уровня жизни и повышения ее качества 11
2.1. Доходы, их виды 11
2.2. Социальная политика 13
2.3. Социальная защита населения 20
3. Особенности состояния и динамика уровня жизни в РБ 23
Заключение 26
Список используемой литературы: 27
Приложение 1 29
Приложение 2 32
Движение доходов обеспечивает функционирование рыночной экономики. В процессе кругооборота доходы постепенно проходят несколько стадий: образование, распределение и перераспределение, использование на конечное потребление, сбережения. Итак, образование доходов- это начальная стадия их движения в процессе производства различных товаров и услуг. На этой стадии доходы формируются как первичные. На стадии распределения предприниматели из первичных доходов выплачивают налоги на производство и реализуемую продукцию, оплачивают труд и т.д., т.е. первоначальные доходы трансформируются в заработную плату, проценты, ренту, и т.д. На стадии перераспределения доходов предприниматели выплачивают налоги, отчисляют средства в социальные фонды, направляют часть доходов в виде различных трансфертов предприятиям и населению (трансферты - это экономические ценности, передаваемые одним участником другому в одностороннем порядке; от другого участника операции не поступает взамен ничего, что может иметь экономическую ценность.[4, c.207]. По результатам распределения и перераспределения созданных доходов формируются располагаемые доходы. Последней стадией кругооборота является конечное их потребление и валовое сбережение.
В тоже время структура доходов является фактором определяющим благосостояние населения. Чем выше доходы и чем меньше в них доля расходов, тем выше благосостояние.
За последние пять лет в Республике Беларусь наблюдается положительная динамика роста денежных доходов населения, в том числе оплата труда составила 59,2%, социальные трансферты – 21%, доходы от собственности – 1,8% к сумме всех денежных доходов на 2006 год. Также для нашей экономики большое значение имеет рост сбережений населения, который по сравнению с 2005 годом увеличился на 0,5% к общей сумме сбережений составил 4,7%. В тоже время уменьшаются расходы населения на покупку товаров и услуг, что свидетельствует об улучшении уровня жизни населения в нашей стране. (Приложение 2).
Таким образом, доходы определяют уровень и качество жизни населения. А именно реальные доходы, потому что они отражают действительно существующую ситуацию в экономике различных стран.
Социальная политика- система мер, направленных на изменение уровня и качества жизни населения. [2, c.342]. Основные задачи социальной политики:
повышение благосостояния
улучшение условий труда и жизни населения
осуществление принципа социальной справедливости.
Социальная политика должна учитывать как материальные, так и политические, духовные интересы общества. Объект социальной политики- все граждане данной страны. Среди субъектов социальной политики можно выделить:
государственные ведомства и учреждения
органы местного самоуправления
различные общественные, религиозные, благотворительные и другие негосударственные объединения
коммерческие структуры и бизнес
и др. [1, c.8]
В любом обществе большинство людей способны самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей. В этом случае цель социальной политики- создать наилучшие условия, позволяющие людям самостоятельно решать свои проблемы. Но если говорить о тех слоях населения, которые по объективным условиям не могут обеспечить удовлетворение своих потребностей путем приложения собственных усилий, то здесь целью социальной политики является обеспечение помощи и поддержки таким людям. Таким образом, цель социальной политики - способствовать достижению целей общества, а именно- удовлетворение потребностей людей. Социальная политика, проводимая различными странами, многообразна. В ее рамках можно выделить ряд основных направлений:
политика доходов населения (уровень и качество жизни, потребительская корзина, благосостояние);
политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата, нормирование и охрана труда, занятость, социальное партнерство, защита трудовых прав граждан);
социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан (социальное страхование, социальная помощь, социальное обслуживание населения);
развитие отраслей социальной сферы (здравоохранения, образования, науки, культуры, жилищной сферы, физической культуры и спорта);
социальная защита отдельных групп населения (инвалидов, ветеранов, молодежи, семьи и т.д.);
политика в области инфраструктуры социальной сферы (жилье, транспорт, дороги, связь, бытовое обслуживание);
экологическая политика;
демографическая и миграционная политика.
Наиболее важными, на мой взгляд, направлениями социальной политики нашего государства являются, во-первых, социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан, а во-вторых, социальная защита отдельных групп населения. Социальное страхование – система денежных пособий, организуемая государством на основе обязательных взносов. [7, c. 56]. Можно выделить основные виды пособий: по безработице, по нетрудоспособности, по беременности и родам, пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Социальная помощь – система специальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе. [7, c. 57]. Социальное обслуживание – комплекс мер по оказанию социальной помощи нуждающимся в ней гражданам, который способствует сохранению социального здоровья и подержанию жизнедеятельности, преодолению кризисных ситуаций, развитию самообеспечения и взаимопомощи. [7, c.58].
Что касается социальной защиты отдельных групп населения, то здесь следует рассмотреть социальную защиту семьи, молодежи, пожилых людей, инвалидов и др.
Реализуя программы защиты материнства и детства, республиканские органы работают в тесном контакте с Представительством ООН в РБ, с Представительством Детского Фонда в РБ. К сегодняшнему дню сложились основные формы государственной помощи семьям, имеющих детей: 1) денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием, воспитанием детей (пособия и пенсии); 2) трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям; 3) социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи) и др. Также важным аспектом, на мой взгляд, является формирование системы социальной работы с семьей, совершенствование ее содержания. Среди видов и форм социальной помощи, которая направлена на сохранение семьи, можно выделить: экстренную социальную работу (срочная социальная помощь, предоставление убежища, экстренная помощь и т.д.); социальную работу, направленную на поддержание стабильности семьи; социальную работу, ориентированную на развитие семьи. Также следует сказать о ряде программ общенационального характера: «Основные направления государственной семейной политики Республики Беларусь», «Совершенствование социальной защиты семьи и детей», и т. д. Важным звеном всех программ, мер, которые направлены на улучшение положения семьи и детей, являются региональные программы «Семья», утвержденные во всех областях республики.
Что касается социальной защиты молодежи, то наряду с разнообразными мерами по социальной защите (стипендии, льготы и т. д.) необходимо осуществить переход к новому подходу, к развернутой социальной политике государства. Государственная молодежная политика охватывает разнообразные проблемы жизнедеятельности молодежи. Например, формирование высокой социально-нравственной зрелости, гражданственности, разработку механизма правовой защиты молодежи (трудовые права, защита от безработицы, обеспечение условий трудоустройства и т. д.), а также обеспечение социальной защиты молодежи в области жилищно-бытового обеспечения, развитие всех видов творчества и т.д. В республике реализуется комплексная программа «Молодежь Беларуси», а во всех областях приняты и действуют «Молодежь», в рамках которых решаются, прежде всего, проблемы безработицы. В 1997 году создана республиканская служба занятости молодежи, главная цель которой - подготовка молодежи к самостоятельному выходу на рынок труда и улучшения его материального положения.
Одним из характерных явлений нашей современности является процесс старения общества, увеличения количества пожилых людей в общей численности населения, что требует проявления большого уважения, заботы, внимания к ним, к их опыту. Наше общества должно быть нацелено не только на то, чтобы помочь людям пожилого возраста преодолеть неудовлетворительное состояния здоровья, малообеспеченность, одиночество, но и как можно дольше сохранить свое социальное лицо в отношениях «индивид – социальная среда» Обострение социальных проблем пожилых людей потребовало перемен в их социальной защите, в совершенствовании ее законодательной базы, особенно в области пенсий. Пенсионная система предусматривает механизм корректировки (индексации) размеров пенсий, но несмотря на это, на сегодняшний день пенсионная система в нашей республике характеризуется невысоким размером пенсий и недостаточной их дифференциацией в зависимости от трудового вклада в прошлом. С 1 января 2003 года началось введение пенсионного обеспечения, основанного на страховых принципах, с сохранением прав, приобретенных по ранее действовавшей пенсионной системе. То есть речь идет о введении индивидуального учета не только нынешних, но и будущих пенсионеров. Мероприятия по социальной защите пожилых людей проводится в рамках Республиканской комплексной программы по проблемам пожилых людей, которая была принята в 1997 году, заново утвержденная на период 2005-2010 гг.
Проблема социальной защиты людей с ограничениями жизнедеятельности вследствие различных дефектов здоровья и нарушений психофизического развития актуальна в теоретическом и практическом отношении. Система социальной защиты инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, которые бы обеспечивали инвалидам условия для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности, а также создавали равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества. Также важным аспектом является профилактика инвалидности, которая включает в себя обеспечение своевременного лечения больных, здорового образа жизни населения, безопасных условий труда, а также создание экологически чистых условий проживания населения.
Что касается результативности социальной политики, то существует система специальных показателей, характеризующих уровень социальных параметров населения под воздействием различных факторов. Можно выделить такие группы:
экономические, которые связаны в первую очередь с экономическим уровнем развития страны;
политические, характеризующие влияние социальной политики на рост потенциала социальной сферы, социальную помощь и поддержку отдельным слоям населения; [1, c.29]
социально-демографические, учитывающие численность населения по социальным группам, а также рождаемость, смертность и т.д. ;
национально- этнические, определяющие воздействие национальных традиций, обычаев;
правовые, обусловливающие нормативную правовую базу социальных отношений;
социально- психологические, представляющие особенности проявления настроений, устремлений населения; т.д.
Группа экономических показателей, в свою очередь, делится на 8 основных разделов, а именно:
Социально - демографический (динамика численности населения, смертность, рождаемость, численность семей, др.).
Социально - трудовой (численность трудовых ресурсов, потребность в рабочей силе, уровень безработицы, занятость).
Уровень и качество жизни (реальные среднедушевые доходы, потребление товаров, денежные сбережения).
Жилищное обеспечение населения (характер жилищного фонда по типу, метражу, благоустроенность, потребность в улучшении условий проживания).
Здоровье населения и здравоохранение (динамика заболеваемости, причины смерти, инвалидности, инфраструктура здравоохранения).
Народное образование, культура, информационные услуги (динамика количества обучающихся, посещение дошкольных учреждений, образовательная инфраструктура).
Экологическая и социальная безопасность (чистота воды, воздуха, объемы вредных выбросов, уровень преступности, затраты на экологическую безопасность).
Социально- психологическое самочувствие населения (социальная удовлетворенность, конфликтность и т.д.). [1, c.30]
Социальное государство - одно из определений качественно новой ступени в развитии конституционного демократического государства, обусловленной высоким уровнем развития экономики и активной социальной политикой государства в интересах широких слоев населения.[1, c.28]. Принципы социального государства:
социальная справедливость, социальная солидарность общества;
признание прав предпринимателей и их объединений, наемных работников и их профсоюзов на тарифную автономию на основе социального партнерства;
участие работников в управлении производством и распределением доходов;
доверие к регулирующей роли рынка на основе действия его механизма и т.д.
Общие характеристики целей, задач, функций социального государства определяются в ряде документов, признанных мировым сообществом: Всеобщая Декларация прав человека ООН (1984 г.), конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ), декларации и программе действий, принятых на Копенгагенском социальном саммите (1995 г.).[1, c.28-29]. Таким образом, существование социального государства означает, что создание благоприятных условий для жизни человека- это не личное дело отдельного человека, а возводится в ранг общегосударственной политики. Как было отмечено Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на третьем Всебелорусском народном собрании, секрет успехов страны заключается в сильной государственной власти, социальной политике и опоре на народ. Какие бы важные задачи не решала государственная власть, главным остается человек. И на первом месте стоит качество жизни белорусов. Все это и есть социальное государство, главная цель которого – высокое качество жизни людей. [15, c.3].
Система социальной защиты населения Республики Беларусь находится в стадии становления и развития, ведется активный поиск ее оптимальной структуры, важнейших направлений деятельности и основных функций органов социальной защиты на различных уровнях управленческой деятельности. Являясь одним из важнейших звеньев в системе социального управления обществом, органы социальной защиты в структурно-функциональном отношении развиваются в неразрывной связи с экономическими и собственно социальными процессами, происходящими в обществе.
На мой взгляд, основной задачей социальной защиты населения является создание благоприятных условий жизни для каждого человека, обеспечение стабильного дохода и возможности удовлетворить самые насущные потребности. Для осуществления этих задач целесообразным является создание новых рабочих мест, предоставление реальных возможностей всем желающим работать, применение различных нестандартных форм трудовых контрактов и т.д. Важнейшим направлением повышения самообеспечения человека должно стать всемерное содействие государством увеличению личных накопления человека с помощью различных методов социального и частного страхования. Представляется, в частности целесообразным: