Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 16:35, доклад
Любая организация существует и функционирует во взаимосвязи со множеством факторов. Эти факторы по разному воздействуют на организацию и оказывают очень существенное влияние на возможности организации, ее перспективы и стратегию. Совокупность факторов взаимодействия рассматривается в менеджменте как среда организации. В этой работе мы раскроем понятие и значение факторов внешней среды организации.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Микросреда предприятия………………………………………..5
1.1 . Понятие микросреды на предприятии…………………………...5
1.2 Инфраструктура - важнейшая часть микросреды………………...6
Глава 2. Макросреда предприятия………………………………………...8
1.1 Понятие и составляющие внешней среды организаций…………8
1.2 . Характеристики внешней среды………………………………..12
Заключение………………………………………………………………..17
Список использованной литературы……………………………………18
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Микросреда предприятия………………………………………..5
Глава 2. Макросреда предприятия………………………………………...8
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………18
ВВЕДЕНИЕ
Любая организация существует
и функционирует во взаимосвязи
со множеством факторов. Эти факторы
по разному воздействуют на организацию
и оказывают очень существенное
влияние на возможности организации,
ее перспективы и стратегию. Совокупность
факторов взаимодействия рассматривается
в менеджменте как среда
Внешняя среда является источником,
питающим организацию ресурсами, необходимыми
для поддержания ее внутреннего
потенциала на должном уровне. Организация
находится в состоянии
Выполнение управленческих
функций является необходимым условием
для организации, собирающейся добиться
определенного успеха. Дошедшая до
наших дней история свидетельствует
о существовании мощных древних
организаций и достаточно умелом
управлении ими. Характерно, что до
начала ХХ века практически никто
не задумывался о системном
ГЛАВА 1. МИКРОСРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ
Целостность организации и ее открытость как системы обусловливают четкое разделение внутренней (микросреды) и внешней среды, зависимость организации от внешних факторов, взаимодействие микросреды и внешней среды, различную степень воздействия параметров микросреды и внешней среды и управления ими.1
Поскольку организация создается
людьми, то все ее элементы и связи
в той или иной мере имеют переменный
характер. К переменным микросреды
организации относятся
Управляемость организации определяется соотношением числа руководителей и подчиненных, числом людей, которые подчиняются одному руководителю, а также взаимоотношением времени принятия решений со временем перехода объектов управления в различные состояния, в том числе и прогнозируемые.
Управляемость помимо отмеченных условий, зависит и от технологии. Технология есть любое средство (регламент, алгоритм, механизм), с помощью которого входящие в производство или орган управления элементы преобразуются в выходящие.
Цели, относясь к переменным
факторам микросреды, характеризуют
конкретные конечные состояния организации.
Доведение до исполнителей целей, средств
их достижения и причин, затрудняющих
достижение, представляет собой важное
средство координации работ и
элементов организации. Это тоже
элемент управленческого
1.2 ИНФРАСТРУКТУРА – ВАЖНЕЙШАЯ ЧАСТЬ МИКРОСРЕДЫ
Важнейшая часть микросреды организации – инфраструктура, то есть комплекс элементов и связей обеспечивающих условия жизнедеятельности коллектива организации и обслуживающих основные процессы производства и управления. К инфраструктуре можно отнести коммуникации и организационную культуру, в составе которых огромная роль отводится людям, их знаниям, и способностям и искусству взаимодействия.
Коммуникации как связующие
звенья в информационных процессах
управления являются необходимым условием
самого управления. Коммуникации –
это и пути сообщения (воздушный,
водный), и формы передачи сообщений
(устные, письменные), и каналы связи
(телефон, радио и др.). Но главное
в коммуникационном процессе – не
просто обмен информацией между
двумя и более людьми, а обмен
смыслом, содержанием информации. Препятствий
и помех для правильной передачи
смысла сообщений достаточно много
и в каналах, и в среде. Даже
при личном общении существуют барьеры
для ясной коммуникации (различие
в восприятии, внимании и д.). поэтому
очень значительна роль человека
в коммуникационных процессах управления.
По образному выражению известного
специалиста по управлению Р. Фалмера,
хорошая коммуникация, как и чистый
воздух, обычно воспринимается как
нечто само собой разумеющееся до
тех пор, пока ее отсутствие не начинает
портить нам жизнь. Качество коммуникационных
процессов и в целом
Организационная культура представляет
собой систему норм и ценностей,
которыми отличаются работники и
в целом данная организация. Система
норм и ценностей отдельного человека
находится в сложной
Организационная культура помогает решить задачи:
Любая организация обладает сильными и слабыми сторонами, в том числе и в организационной культуре. Слабости необходимо преодолевать, используя имеющиеся сильные стороны.
ГЛАВА 2. МАКРОСРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ
В теории менеджмента существует такое понятие, как «предпринимательская среда», под которой понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование организации и требуют принятия или приспособления к ним. Среду любой организации принято рассматривать, как состоящую из двух сфер: внутреннюю и внешнюю.
Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности. Внешняя среда обусловлена внешними факторами влияния.
Внешние факторы влияния - условия, которые организация не может изменить, но должна постоянно учитывать в своей работе: потребители, правительство, экономические условия и т.д.
Состояние внешней среды имеет ключевое значение для бизнеса, так как внешняя среда по отношению к организации является объективной средой, т. е. существует независимо, что приводит к необходимости учета ее в своей деятельности. В связи с этим от правильности учета всех аспектов внешнего окружения зависит результативность и эффективность деятельности организации.
Под внешней средой понимают все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.
Однако набор этих факторов
и оценка их воздействия на хозяйственную
деятельность различны у каждой фирмы.
Обычно предприятие в процессе управления
само определяет, какие факторы, и
в какой степени могут
Одним из способов определения окружения и облегчения учета его влияния на организацию является разделение внешних факторов на две основные группы: микросреду (среду прямого воздействия) и макросреду (среду косвенного воздействия).
Среду прямого воздействия
еще называют непосредственным деловым
окружением организации. Это окружение
формируют такие субъекты среды,
которые непосредственно влияют
на деятельность определенной организации.
К нам относят следующие
Факторы среды косвенного воздействия или общее внешнее окружение обычно не влияют на организацию так же заметно, как факторы среды прямого воздействия. Однако менеджеру необходимо постоянно вести их учет, так как среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Макроокружение создает общие условия существования организации во внешней среде. К основным факторам косвенного воздействия относятся: технологические, экономические, социокультурные и политико - правовые, а также международные изменения.
Схематическое изображение фирмы и ее среды взаимодействия представлено на Рисунке 1.
Рисунок 1.
Среда фирмы
Изменчивая внешняя среда
представляет собой область постоянного
беспокойства для организаций. В
анализ рыночной внешней среды входят
аспекты, оказывающие непосредственное
воздействие на успехи или неудачи
организации. К этим аспектам относятся
изменяющиеся демографические условия,
жизненные циклы различных
Связь между средами подчеркивает М. Бейкер: «Акцент на макроэкономический анализ основан на вере в то, что практика маркетинг-менеджмента на уровне отдельной фирмы в значительной степени определяется внешними факторами, внутри которых фирма действует. Это макроэкономические факторы, которые управляют структурой отраслей и рынков и природой конкуренции, то есть микросредой.»
Руководство фирмы обычно
стремится ограничить учет действия
внешнего окружения в первую очередь
теми факторами, от которых решающим
образом зависит эффективность
деятельности фирмы на конкретном этапе.
Принятие решений зависит от широты
охвата информации о состоянии внешней
среды и действии ее различных
факторов. Классификация факторов и
качеств внешней среды
Как и факторы внутренней среды, факторы внешнего окружения взаимосвязаны. Под взаимосвязанностью факторов внешней среды понимается уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора внешнего окружения может обусловливать изменение других. Ярким примером взаимосвязанного влияния факторов на деятельность фирмы может служить история Михаила Ходорковского и его фирмы «Юкос». Либерализация советской экономики в конце 80-х начале 90-х гг. прошлого века позволила Ходорковскому создать первоначальный капитал, в ходе приватизации получит в собственность нефтяные месторождения. Растущие цены на нефть на мировом рынке обеспечили быстрый рост компании и ее технологическое развитие. Кризис 1998 г. способствовал успешному выведению на отечественный рынок нового продукта – недорогих автомобильных масел, которые стали удачным заменителем «ушедших» или ставших не по карману западных масел. Дальше компания запустила новое направление бизнеса – заправочные комплексы. Они сразу завоевали значительную долю рынка, так как предлагали не просто бензин, а новый продукт для ставших более состоятельными и требовательными потребителей – автозаправочный сервис. Покупателю не нужно было стоять под дождем у окошка-амбразуры кассира. К его услугам было теплое помещение, быстрый расчет наличными или по карте для предприятий, услуги заправщика, автомойка. Новый продукт отвечал изменившимся требованиям рынка. Стабилизация экономической ситуации в стране стала привлекать западных инвесторов, и «Юкос» сделалась «прозрачной» публичной компанией, что позволило ей произвести первичное размещение IPO и увеличить капитализацию бизнеса. Сменившиеся политические настроения властей в один момент уничтожили эту успешную устойчивую бизнес структуру.