Условия формирования экономических взглядов древнегреческих мыслителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 23:43, реферат

Краткое описание

Значительного развития экономическая мысль получила в античной Греции. Наиболее крупными представителями в этой области являлись известные древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Проследим, как экономические и политические условия в Древней Греции повлияли на развитие взглядов этих мыслителей.
Природные условия в Древней Греции отличаются от природных условий древневосточных стран тем, что здесь для нормального занятия земледелием нет необходимости строить сложные гидротехнические сооружения, как на древнем Востоке.

Вложенные файлы: 1 файл

древнегреческие мыслители о частной собственности.docx

— 33.94 Кб (Скачать файл)

Расхождение во взглядах двух философов позже привело к созданию в 335 г. Аристотелем собственной школы – Лекея. С этих пор он становится завзятым противником своего учителя. Аристотель говорил, что Платон ему друг, но истина для него дороже. Вся жизнь его состояла в бесконечном стремлении найти, проанализировать, схватить истину, докопаться до смысла окружающего мира.

Известен тот факт, что в сороковых годах V в. до н.э. Аристотель был приглашен македонским царем Филиппом II на роль воспитателя своего сына – Александра, будущего великого завоевателя.

На многие века имя Аристотеля стало непререкаемым авторитетом в науке. Его интересовали законы, управляющие движением тел, - и появилась знаменитая «Физика» (в 8 книгах). Он размышлял над различными явлениями природы, о чем говорится в «Метеорологике» (в 4 книгах). Он изучал поведение животных, строение их тел – 5 книг под названием «О возникновении животных». И это ещё далеко не все: ему принадлежат труды о логике, этике, поэтике. Но нас, конечно, больше будут интересовать его сочинения, касающиеся ведения хозяйства, политики и социологии. В их числе «Никромахова этика», «Политика», «Экономика». Он описал 158 различных греческих и негреческих законодательств, так называемых «Политий».

Аристотель был сильным человеком, но он был многим неугоден. И когда оказалось, что деваться уже некуда, и с ним могут расправиться как с Сократом, он принял яд. Так кончилась жизнь великого мыслителя древности. И всё же его искания, вся его жизнь свидетельствуют о небывалом мужестве великого человека, для которого даже сама смерть стала актом мудрости и невозмутимого спокойствия.

 

 

    1. Аристотель о собственности

 

Важное место в исследованиях Аристотеля принадлежит вопросу о собственности. В разрез с Платоном, который оспаривал право на личное владение для стражей- воинов и даже выдвинул проект общности для их жен и детей, Аристотель выступает как убежденный сторонник института личной собственности.

По мнению Аристотеля, существовало три вида собственности:

1) искусство приобретения

2) меновая торговля

3) торговля.

Искусство наживать состояние не тождественно науке о домохозяйстве: в одном случае речь идет о приобретении средств, в другом - о пользовании ими.

Каждый человек имеет свой ритм жизни. Ритм, к которому он привык и живет в нем. Некоторые люди ведут кочевой образ жизни, которые питаются без труда и забот. Другие живут охотой и добывают себе провиант именно так. Большая часть людей живет благодаря земледелию. Некоторые живут, соединяя несколько видов жизни. И выбирают тот, какой их заставляет вести нужда. Сама природа дарует всем по достижении полного развития такую же собственность, какую она дает им сразу при их возникновении. У детенышей животных , например, это материнское молоко. Соответственно, получается что, растения существуют ради живых существ, животные - ради человека (домашние животные дают людям мясо, молоко, шерсть и т.д.) Если верно то, что природа ничего не создает в незаконченном виде и напрасно, то следует признать ,что она создает все выше упомянутое ради людей. То есть, один из видов искусства приобретения является по природе своей частью науки о домохозяйстве, и мы должны допустить, что, либо он существует сам по себе, либо существование его обеспечивается теми, кто занят накоплением средств, необходимых для жизни и полезных для государственной и семейной общины.

Существует другой род искусства приобретения, который называют искусством наживать состояние. При рассмотрении данного искусства следует следующее, предмет имеет два вида пользования. Первый вид-это его предназначение. Например, это шляпа - ее можно носить на голове и в жару будет прохладно и можно избежать солнечного удара. Но она также может быть и предметом обмена. Обменять на более необходимый предмет, при необходимости. Первоначальное развитие меновой торговли было обусловлено естественными причинами, так как люди обладают необходимыми для жизни предметами. У одних больше, у других меньше. Тут становится понятно, что мелкая торговля не является искусством наживать состояние. Так как это было необходимо для выживания и выгоды никакой не подразумевало. В первоначальной семье все было общим; разделившись, стали нуждаться во многом из того, что принадлежало другим, и неизбежно приходилось прибегать к взаимному обмену. Кстати, такой способ обмена еще и в настоящее время практикуется у многих варварских народов. Такого рода меновая торговая и не против природы, и вовсе не является разновидностью искусства наживать состояние.

Однако, из указанной меновой торговли развилось все-таки вполне логически и искусство наживать состояние. Приходит потребность в монете, появляются деньги и само искусство наживать состояние как торговля. Сначала она велась совершенно просто, но затем, по мере развития опытности, стала совершенствоваться в смысле источников и способов, какими торговые обороты могли бы принести наибольшую прибыль.

Вот почему и создалось представление, будто предметом искусства наживать состояние служат главным образом деньги и будто главной его задачей является исследование того источника, из которого возможно почерпнуть наибольшее их количество, ведь оно рассматривается как искусство, создающее богатство и деньги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

      1. Асмус В. Ф. История античной философии : учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных вузов и факультетов / В. Ф. Асмус. - Москва : Высшая школа, 1965. - 319с.
      2. Асмус, В.Ф. Платон. М.: «Наука», 1993. С.217
      3. Всемирная история экономической мысли. Т.1. Разд.1-11. М., 1987.
      4. Костюк, В.Н. История экономических учений. М.: «Центр», 1997. С.243
      5. Лосев А. Ф. Платон. Аристотель / А. Ф. Лосев, А. А. Тахо-Годи. - Москва : Молодая гвардия, 1993. - 383 с.
      6. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. Гл.1,2,3. М., 1996.
      7. Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения. М.: «ЭКСМО-Пресс», 1998,  С.832
      8. Сократ.Платон.Аристотель.Сенека.Бруно. - СПб. : Редактор : Фолио, 1995. - 326с.
      9. Чанышев А. Н. Аристотель / А. Н. Чанышев. - Москва : Мысль, 1981. - 199с.

 

 

 


Информация о работе Условия формирования экономических взглядов древнегреческих мыслителей