Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 23:43, реферат
Значительного развития экономическая мысль получила в античной Греции. Наиболее крупными представителями в этой области являлись известные древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Проследим, как экономические и политические условия в Древней Греции повлияли на развитие взглядов этих мыслителей.
Природные условия в Древней Греции отличаются от природных условий древневосточных стран тем, что здесь для нормального занятия земледелием нет необходимости строить сложные гидротехнические сооружения, как на древнем Востоке.
Расхождение во взглядах двух философов позже привело к созданию в 335 г. Аристотелем собственной школы – Лекея. С этих пор он становится завзятым противником своего учителя. Аристотель говорил, что Платон ему друг, но истина для него дороже. Вся жизнь его состояла в бесконечном стремлении найти, проанализировать, схватить истину, докопаться до смысла окружающего мира.
Известен тот факт, что в сороковых годах V в. до н.э. Аристотель был приглашен македонским царем Филиппом II на роль воспитателя своего сына – Александра, будущего великого завоевателя.
На многие века имя Аристотеля стало непререкаемым авторитетом в науке. Его интересовали законы, управляющие движением тел, - и появилась знаменитая «Физика» (в 8 книгах). Он размышлял над различными явлениями природы, о чем говорится в «Метеорологике» (в 4 книгах). Он изучал поведение животных, строение их тел – 5 книг под названием «О возникновении животных». И это ещё далеко не все: ему принадлежат труды о логике, этике, поэтике. Но нас, конечно, больше будут интересовать его сочинения, касающиеся ведения хозяйства, политики и социологии. В их числе «Никромахова этика», «Политика», «Экономика». Он описал 158 различных греческих и негреческих законодательств, так называемых «Политий».
Аристотель был сильным человеком, но он был многим неугоден. И когда оказалось, что деваться уже некуда, и с ним могут расправиться как с Сократом, он принял яд. Так кончилась жизнь великого мыслителя древности. И всё же его искания, вся его жизнь свидетельствуют о небывалом мужестве великого человека, для которого даже сама смерть стала актом мудрости и невозмутимого спокойствия.
Важное место в исследованиях Аристотеля принадлежит вопросу о собственности. В разрез с Платоном, который оспаривал право на личное владение для стражей- воинов и даже выдвинул проект общности для их жен и детей, Аристотель выступает как убежденный сторонник института личной собственности.
По мнению Аристотеля, существовало три вида собственности:
1) искусство приобретения
2) меновая торговля
3) торговля.
Искусство наживать состояние не тождественно науке о домохозяйстве: в одном случае речь идет о приобретении средств, в другом - о пользовании ими.
Каждый человек имеет свой ритм жизни. Ритм, к которому он привык и живет в нем. Некоторые люди ведут кочевой образ жизни, которые питаются без труда и забот. Другие живут охотой и добывают себе провиант именно так. Большая часть людей живет благодаря земледелию. Некоторые живут, соединяя несколько видов жизни. И выбирают тот, какой их заставляет вести нужда. Сама природа дарует всем по достижении полного развития такую же собственность, какую она дает им сразу при их возникновении. У детенышей животных , например, это материнское молоко. Соответственно, получается что, растения существуют ради живых существ, животные - ради человека (домашние животные дают людям мясо, молоко, шерсть и т.д.) Если верно то, что природа ничего не создает в незаконченном виде и напрасно, то следует признать ,что она создает все выше упомянутое ради людей. То есть, один из видов искусства приобретения является по природе своей частью науки о домохозяйстве, и мы должны допустить, что, либо он существует сам по себе, либо существование его обеспечивается теми, кто занят накоплением средств, необходимых для жизни и полезных для государственной и семейной общины.
Существует другой род искусства приобретения, который называют искусством наживать состояние. При рассмотрении данного искусства следует следующее, предмет имеет два вида пользования. Первый вид-это его предназначение. Например, это шляпа - ее можно носить на голове и в жару будет прохладно и можно избежать солнечного удара. Но она также может быть и предметом обмена. Обменять на более необходимый предмет, при необходимости. Первоначальное развитие меновой торговли было обусловлено естественными причинами, так как люди обладают необходимыми для жизни предметами. У одних больше, у других меньше. Тут становится понятно, что мелкая торговля не является искусством наживать состояние. Так как это было необходимо для выживания и выгоды никакой не подразумевало. В первоначальной семье все было общим; разделившись, стали нуждаться во многом из того, что принадлежало другим, и неизбежно приходилось прибегать к взаимному обмену. Кстати, такой способ обмена еще и в настоящее время практикуется у многих варварских народов. Такого рода меновая торговая и не против природы, и вовсе не является разновидностью искусства наживать состояние.
Однако, из указанной меновой торговли развилось все-таки вполне логически и искусство наживать состояние. Приходит потребность в монете, появляются деньги и само искусство наживать состояние как торговля. Сначала она велась совершенно просто, но затем, по мере развития опытности, стала совершенствоваться в смысле источников и способов, какими торговые обороты могли бы принести наибольшую прибыль.
Вот почему и создалось представление, будто предметом искусства наживать состояние служат главным образом деньги и будто главной его задачей является исследование того источника, из которого возможно почерпнуть наибольшее их количество, ведь оно рассматривается как искусство, создающее богатство и деньги.
Информация о работе Условия формирования экономических взглядов древнегреческих мыслителей