Участие Казахстана в мировом хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 09:20, реферат

Краткое описание

В данной работе рассмотрено понятие мировой экономики, и международного разделения труда, исследованы международные экономические отношения на современном этапе, региональные процессы интеграции мировой экономики и деятельность основных субъектов интеграционных процессов. 

Содержание

Введение
1. Понятия мирового хозяйства
2. Внешнеэкономические связи Республики Казахстан
2.1 Интеграция Казахстана в мировую экономику в условиях глобализации
2.2 Перспективы Республики Казахстан на мировых рынках
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

участиве казахстана в мировом хозяйстве.docx

— 42.05 Кб (Скачать файл)

Немаловажную роль в интеграции национальной экономики играет улучшение  структуры экспорта в сторону  обеспечения поставок на мировой  рынок конкурентоспособной продукции  с более глубокой степенью переработки, где главным исполнителем должно выступать государство. В настоящий  момент национальная экономика весьма уязвима вследствие зависимости  от колебаний конъюнктуры мировых  товарно-сырьевых рынков. По прогнозам  международных экспертов, вес и  влияние поставщиков топлива  и сырья на мировом рынке будут  снижаться, соответственно относительно будут падать и их доходы. Главной  причиной такого исхода, надо полагать, будет внедрение прогрессирующих  ресурсосберегающих технологий в развитых странах. Однако в данное время главным  и единственным сравнительным преимуществом  Казахстана являются природные ресурсы.

В последнее десятилетие  в мировой экономике отмечалась тенденция роста производства и  потребления энергии в основном за счет невозобновляемых энергоресурсов органического происхождения: нефти, угля и газа. В связи с этим практически на всех мировых рынках сырья наблюдается повышение уровня цен на энергетические товары. В апреле—июне 2006 г. отмечается тенденция повышения цен на основные виды энергоносителей.

Цены на сырую нефть  в среднем за 2 квартал 2006 г. выше, чем за аналогичный период 2005 г. Так, цена нефти в апреле—июне 2006 г. составила $68,31 за баррель, против $50,79 за баррель  в аналогичном периоде 2005 г. (рост составил 34,5%). Увеличение среднеквартальных  цен было зафиксировано по всем маркам нефти: цена на нефть марки «Brent» возросла на 35,3%, марки «Dubai» — на 35,6%, марки «WTI» (Западный штат Техас) — на 32,7% .

Объем добычи металлических  руд, производство и потребление  различных видов металлов являются одним из важнейших показателей  уровня производственного потенциала страны. В 2006 г. на мировом рынке отмечается рост цен на отдельные виды металлов. Так, если цена на медь во II квартале 2005 г. составляла $3389 за тонну, то во II квартале 2006 г. она составила уже $7210 за тонну (рост в 2 раза), цинк соответственно 329,2 и 127,3 цент за кг (в 2,6 раза), алюминий — $1790 и $2653 за тонну (на 48,2%), свинец — 98,7 и 110,0 центов за кг (на 11,4%), олово — 796,3 и 852,9 центов за кг (на 7,1%) и никель — $16411 и $19925 за тонну (на 21,4%) [38].

Цены на железную руду во II квартале 2006 г. по сравнению со II кварталом 2005 г. возросли на 19%. Снижение цен во II квартале 2006 г. по сравнению с тем  же периодом 2005 г. на холоднокатаную и  горячекатаную листовую сталь составил 11,1% и 9,0% соответственно. На рынке драгоценных  металлов зарегистрирован рост цен  на золото — на 47,0%, серебро —  на 70,7%.

В июне 2006 г. по сравнению  с маем 2006 г. на мировом рынке металлов наблюдались неоднозначные тенденции. Цены на свинец снизились на 17,4%, алюминий — на 13,4%, олово — на 10,7%, медь —  на 10,5%, цинк — на 9,5% и никель —  на 1,5%. На рынке драгоценных металлов отмечалось также снижение цен на золото — на 11,7% и серебро —  на 19,5%. Цены на холоднокатаную и горячекатаную  листовую сталь увеличились на 8,3% и 4,5% [38].

Такое развитие мировой конъюнктуры  цен на сырье позволяет Казахстану получать большие доходы от его реализации. Однако, как это уже было отмечено выше, тенденция развития мировой  экономики такова, что постепенно будет осуществляться внедрение  прогрессирующих ресурсосберегающих технологий в развитых странах.

Выход из данной ситуации видится  в активной структурной политике со стороны государства и его  воздействии на экономические процессы страны. С этой целью планируется  реализация энергетической политики, обеспечивающей вклад страны в поддержание  международной энергетической безопасности, а также соблюдение интересов  Казахстана по вхождению в мировое  экономическое и политическое пространство. Правительством Республики Казахстан планируется координация энергетической политики с соседними государствами, членами Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК), а также со странами — покупателями энергоресурсов для обеспечения стабильности поставок энергоносителей на международные рынки.

Привлекающие мировые  геополитические, экономические и  биохозяйственные интересы, Каспий выглядит обособленным геополитическим регионом, способную объединиться в некую общность. Этому также способствует разделяемая всеми приграничными странами точка зрения о совместном использовании толщи воды. В силу этого Каспийский регион представляется как стратегический форпост, являющийся важным элементом геополитической ситуации в Центральной Евразии [32., c. 146].

Будет разработан комплекс мер  по развитию нефтегазовых и нефтехимических  кластеров путем реализации инвестиционных проектов по глубокой переработке углеводородного  сырья и созданию высокотехнологических  производств по выпуску нефтехимической  продукции с высокой добавленной  стоимостью. В рамках этой задачи будет  создана специальная экономическая  зона (СЭЗ) «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» в Атырауской области и будут проработаны предложения по формированию СЭЗ «Нефтехимический технопарк» в Мангыстауской области. Закончится реконструкция Атырауского нефтеперерабатывающего завода. В результате принятых мер планируется, что в 2008 г. будет обеспечен рост добычи нефти до 70 млн т/год, газа — до 36 млрд т/год, увеличен экспортный потенциал по углеводородам и продуктам их переработки до 117% и достигнуто производство продуктов переработки нефти на уровне европейских стандартов (ЕВРО-З). Выработка электроэнергии увеличится до 80 млрд кВт/час в год с ростом экспортного потенциала в два раза. Добыча угля увеличится до 87,5 млн т/год.

В настоящее время идет реализация государственной Программы  по эффективной интеграции в мировую  экономику как основы качественного  прорыва в экономическом развитии национальной экономики. Создано АО «Фонд устойчивого развития “Казына”», которому будут переданы функции управления государственными институтами развития: АО «Банк Развития Казахстана», АО «Инвестиционный фонд Казахстана», АО «Национальный инновационный фонд», АО «Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций», АО «Казинвест», АО «Фонд развития малого предпринимательства», AO «Центр маркетингово-аналитических исследований». В рамках группы институтов развития АО «Казына» будет создана специализированная структура по содействию инвестициям и продвижению экспорта с сетью торгово-инвестиционных представительств за рубежом. Также будет сформирована система институциональной поддержки экспорта несырьевых товаров и импорта высокотехнологичного оборудования.

В ближайшем будущем планируется  реализация комплекса мер по обеспечению  казахстанского участия в синдицированном  финансировании крупных международных  проектов с учетом интересов отечественного бизнеса, особенно предприятий-экспортеров. В связи с этим будет активизирована работа с международными финансовыми  институтами, такими, как Всемирный  банк, Европейский банк реконструкции  и развития (ЕБРР), Азиатский банк развития (АБР), а также Евразийский  банк развития (ЕБР), будет продолжена работа по презентации инвестиционных возможностей Казахстана и поиску зарубежных партнеров, в частности транснациональных  компаний [15., c.282-296].

В целях эффективной реализации государственных Программ развития экономики страны планируется осуществить  следующие мероприятия:

• проведение аналитических исследований товарных рынков ряда стран по выявлению административных, инфраструктурных барьеров, препятствующих экспортной активности и определению наиболее перспективных рынков для казахстанских товаров;

• разработка Программы содействия продвижению экспорта казахстанских товаров на внешние рынки;

• реализация селективной льготной налоговой политики, включая ускоренную амортизацию, льготные кредиты, в ряде случаев — прямое государственное финансирование, государственные гарантии иностранных кредитов. Селективный протекционизм должен поощрять ввоз товаров, внутреннее производство которых нецелесообразно, и сдерживать ввоз товаров, производство которых в стране может быть эффективным;

• создание системы кредитования экспорта и страхования экспортных кредитов, обеспечение особой поддержки экспортной деятельности оборонного комплекса, оказание финансовой поддержки экспортерам, участвующим в зарубежных ярмарках и выставках, снабжение их информацией о состоянии рынков отдельных стран;

• стимулирование объединения сельхозтоваропроизводителей в фермерские конгломераты и кооперативы, создание на их базе современных откормочных комплексов с развитой экспортной инфраструктурой. Дальнейшие развитие системы закупа зерна и расширение ассортимента закупаемых культур за счет фуражных, бобовых, крупных культур и разработка механизмов стимулирования экспорта зерна и продукции его переработки на внешние рынки;

• проведение работы по формированию национальных брендов, эффективной организации выставочно-ярмарочной деятельности за пределами Peспублики Казахстан;

• в целях укрепления международного имиджа Казахстана в качестве производителя широкого ассортимента товаров и услуг высокого качества и позиционирования отечественных товарных брендов планируется создать сеть торговых миссий в странах — основных торговых партнерах Казахстана;

• определение и подписание первоочередных международных договоров в рамках региональных и интеграционных объединений, в том числе пo формированию Единого экономического пространства, направленных на углубление и устранение барьеров в развитии торгово-экономических отношений, реализацию инфраструктурных проектов;

• определение перечня совместных инвестиционных и инновационных проектов в рамках региональных объединений путем их финансирования через ЕБР;

• реализация Концепции развития Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос».

Правительством будет  осуществлена последовательная реализация мер, направленных на вступление казахстанских  ассоциаций предпринимателей в соответствующие  международные ассоциации, членство в которых обеспечит трансферт  передовых технологий, знаний и стандартов. В результате будут созданы условия  для продвижения казахстанской  продукции и увеличения объемов  экспорта, в том числе продукции  АПК, и укрепления позиций Казахстана в пятерке мировых экспортеров  зерна. Будет углублена экономическая  интеграция с ключевыми странами-партнерами, что даст импульс развитию действующих  и созданию новых национальных конкурентных преимуществ; обеспечена эффективная  система взаимодействия отечественных  и международных предпринимателей.

Целям эффективного вхождения  страны в мировую экономику будут  отвечать задачи формирования эффективной  национальной транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры. Будут реализованы  такие приоритетные направления  модернизации и развития сети телекоммуникаций, как создание и запуск второго  казахстанского спутника связи и  вещания «KAZSAT-2», что позволит Казахстану войти в число международных  операторов спутниковой связи. Планируется  продолжить строительство Национальной информационной супермагистрали [38].

В заключение можно сказать, что эффективная интеграция в  мировую экономику будет достигнута в результате проведения комплексной  политики по индустриально-инновационному развитию страны, направленной на реализацию кластерных инициатив и «прорывных»  проектов международного значения, а также модернизации экономической системы в соответствии с объективными тенденциями и потребностями экономики в процессе глобализации.

 

2.3 Перспективы Республики Казахстан на мировых товарных рынках

 

Круг основных ориентиров для выработки внешнеторговой политики предопределяет необходимость проверки на предмет возможных ограничений  в реализации перспективы наращивания  экспорта на товарных рынках. Рассматриваемые  ниже подходы требуют определения  возможностей масштабного продвижения  продукции на мировые рынки, причем на долговременную перспективу (см. Приложение Г).

Особый расклад необходим  для оценки экспортных возможностей республики в продукции горнорудной  промышленности. Это связано с  тем, что добычей руды в мире занято более 50 стран. Более 90% мирового экспорта железорудной промышленности обеспечивают Австралия, Бразилия, Индия, Канада, ЮАР, Швеция, Украина, Россия. На рынке железной руды в течении последних 4-5 лет  наблюдается неуклонная тенденция  роста цен на данное сырьё. Следует  отметить, что крупнейшим его потребителем является Азия (50% мирового импорта): Япония – 26,5%, Китай – 11,5%, Корея.

Азиатский кризис негативно  сказался на объемах производства казахстанской  железной руды. В связи с резким уменьшением мирового потребления  стали и стальной продукции, а  также перехода российских металлургов  на переработку собственного железорудного  сырья, Казахстан был вынужден снизить  добычу продукции данной отрасли. Это  составило по железной руде – 29,2%, хромитовой руде – 10,8%, железорудных окатышей – 50%. В эти годы трудности экспорта продукции из страны были вызваны применением жесткого квотирования, особенно, в отношении поставок казахстанской стали на европейский рынок.

Особая ситуация складывается на отдельных товарных рынках. Так, 33% мировых ресурсов алюминия сосредоточено  в Южной Америке; 27% - в Африке; 17% - в Азии; 13% - в Океании, в прочих регионах – 10%. Объемы производства алюминия за 40 лет сокращаются, в частности, в Европе почти в 2 раза.[28.,c.342-344]

В ряде стран, с учетом данной ситуации в мире, примяты меры по наращиванию производственных мощностей. Так, в США ожидается ввод в  действие мощностей, технологий по переработке  нефелинового сиенита. Безусловно, они  окажут влияние на цену на алюминий, но территориальная близость КНР  и ряда азиатских стран дает для  Казахстана хорошую перспективу  для сбыта алюминиевой руды. Однако, усиление участия республики в технологических  стадиях по созданию конечного продукта может иметь альтернативы. Динамика добычи характеризуется незначительным ростом, при этом инвестиции сократились  в 1,5 раз. Конъюнктура рынка говорит  о том, что стоимость переработанного  металла значительно выше стоимости  его сырья. К тому же уровень внутреннего  потребления в Республике Казахстан  достаточно высок и следует развивать  производство собственного алюминия.[28.,c.344]

Казахстанская «Казахмыс», владея собственным сырьем, сегодня занимает 9 место в мире и является высоко вертикально интегрированной компанией. Японские, корейские компании работают на импортном концентрате и занимают 3 место среди производителей. Угрозу могут представить китайские медоплавительные компании, которые в состоянии производить 1,3 млн.т. меди в год. Однако, китайские заводы зависят от объемов его добычи и импортируют более 40% в идее концентрата, в том числе из Казахстана.

Информация о работе Участие Казахстана в мировом хозяйстве