Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 15:09, реферат
Участие в ВТО представляется как необходимое условие интеграции России в мировое экономическое пространство. В то же время оно требует формирования комплекса условий для обеспечения конкурентоспособности отечественной агропродовольственной продукции и продовольственной безопасности страны. Целью исследования является изучение вопросов обеспечения баланса выгод и потерь для агропродовольственного рынка, которые могут иметь место в результате присоединения России к ВТО, а также определение путей, методов и предложений педупреждения и снижения негативных последствий для экономики России в связи со вступлением в ВТО.
ми, присоединяющимися к ВТО. В соответствии со стандартным подходом присоединяюща-
яся страна «связывает» общий объем поддержки, искажающий торговлю, на уровне трехлет-
него периода, предшествующего присоединению, и сокращает в течение короткого периода
после присоединения. Для России разрешенный уровень поддержки будет составлять 9 млрд
долларов США в первый год членства в ВТО. Затем разрешенный уровень поддержки будет
постепенно сокращаться, а с 2018 года – будет «связан» на нынешнем уровне. Экспортные
субсидии по отношению к сельскому хозяйству после присоединения применяться не будут
[1].
Таким образом, проведенное нами исследование показало, что при вступлении России
в ВТО для вывода продукции на мировой рынок теоретически появляется больше возможно-
стей, что является, несомненно, большим преимуществом, но фактически, чтобы выйти на
данный рынок, необходима, прежде всего, серьезная защита позиций на собственном рынке.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что сложившаяся ситуация обусловливает
необходимость применения протекционистских методов государственного регулирования
внешней торговли продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем, направ-
ленных на защиту внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции, которые должны применяться в сочетании со стимулированием в той или иной степени
экспортного производства. В то же время участие России в будущем в международных
организациях и ее вступление в ВТО требуют также использования иных, чем внешнеторго-
вый протекционизм, способов.
На наш взгляд, государственное регулирование внешней торговли агропродоволь-
ственными товарами должно осуществляться на основе механизма, включающего в себя
меры следующих направлений.
1) Меры по защите внутреннего
агропродовольственного рынка.
ных инструментов регулирования внешней торговли являются тарифы. Развитие одного из
основных инструментов регулирования внешней торговли – тарифных методов возможно
путем координации таможенной политики между странами через создание зон свободной
торговли или таможенных союзов. Применяемые меры должны быть адекватными и
взаимоувязанными и должны иметь целью не ограничение импорта в целом, а избиратель-
ную защиту отдельных товарных рынков.
2) Меры по совершенствованию
законодательной и нормативно-
обеспечения эффективных мер в регулировании внешней торговли, в особенности в области
предотвращения поступления на российский рынок недоброкачественной продукции или
продукции, произведенной
с применением вредных
3) Меры по формированию
и реализации стратегии
импорта должно осуществляться посредством стимулирования, развития и защиты соб-
ственного конкурентоспособного агропроизводства как основного источника удовлетворе-
ния потребностей населения в полноценном и здоровом питании. Важным является создание
условий для развития внутренней конкуренции. Цепочка посредников между производите-
лем и продавцом должна быть сокращена до оптимального минимума. При совершенствова-
нии структуры продовольственного импорта особое внимание следует уделять сокращению
закупок продукции, которая не способствует обеспечению экономической и продоволь-
ственной безопасности, сократить импорт тех товаров, которые было бы целесообразно
производить внутри страны, и удовлетворять спрос на них в рамках импортозамещения.
Выводы. Функционирование предлагаемого механизма позволит России активно и с
наибольшей выгодой
этого механизма должны участвовать не только федеральные, но региональные и местные
органы государственной власти.
Список литературы 1. Белозерова С. В., Плотникова С. Таможенная политика России в свете вступления в ВТО
// Сборник научных трудов СевКав ГТУ. Серия «Экономика». – 2005. – №2. – С. 48-53.
2. Вступление России в ВТО – угроза экономической катастрофы: доклад Института
глобализации и социальных движений (ИГСО) [Электронный ресурс]. – Режим доступа
http://www.finansy.ru/st/post_
3. Греф Г. От вступления в ВТО Россия выиграет $ 18 млрд [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.liberal.ru/
4. Кактурская М. Зачем нам то ВТО? // Аргументы и факты. – 2005. – 22 июня.
5. Крылатых Э. Н. Чем обернется вступление России в ВТО для сельского хозяйства страны?
[Электронный ресурс]. –
Режим доступа http://www.strana-oz.ru/?
обращения 27.02.2012).
6. Последствия вступления
России в ВТО [Электронный
http://stop-vto.ru/2011/11/16/
27.02.2012).
7. Соглашение по сельскому
хозяйству [Электронный ресурс]
http://www.wto.ru/ru/content/
8. Справка Минэкономразвития РФ по обязательствам России в качестве члена ВТО
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.wto.ru/ru/content/
Рецензенты:
Бурланков Степан Петрович, доктор экономических наук, профессор, ведущий научный
сотрудник отдела современного регионального развития НИИ гуманитарных наук при
Правительстве Республики Мордовия, г. Саранск.
Полушкина Татьяна Михайловна, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры
экономики кооперации и предпринимательства Саранского кооперативного института
(филиал) АНО ВПО Центрсоюза РФ «Российский университет кооперации», г. Саранск.