Отсутствие
поквартирного и подомового учета
газа приводит к неконтролируемому перерасходу данного
ресурса отдельными потребителями. Необходима
разработка нормативно-правовой базы
по организации подомового и поквартирного
учета газа и типовых проектных решений
по его внедрению.
Приборный
учет сетевого газа реализован
в основном с помощью расходомерных диафрагм с дифманометрами
и ротационных счетчиков. Как правило,
указанные приборы не имеют автоматического
прибора, пересчитывающего (корректирующего)
измеренный расход газа в нормальные (t=0
°C; Р=1,033 ата) или стандартные (t=20 °C; Р=1,033
ата) условия. При этом при расчете за потребленный
газ учитываются его объемы при нормальных
или стандартных условиях. При отсутствии
постоянной корректировки прошедшего
объема газа, пересчет в нормальные или
стандартные условия осуществляется вручную
за осредненный (день, неделя, месяц) период
по информации показывающих измерительных
приборов, не входящих в коммерческий
комплекс измерения газа, либо по данным
газоснабжающих организаций. Такой подход
не учитывает динамику изменения физических
параметров газа, вносит погрешность в
измерения конечного объема полученного
топлива, что делает взаимные финансовые
расчеты за газ непредставительными.
Контроль
калорийности газа на данный момент организован,
как правило, крупными потребителями,
остальные потребители в расчетах используют
калорийность по данным газораспределительных
организаций. Необходимо на уровне муниципальных
образований создание независимых от
газораспределительных организаций специализированных
служб по контролю за калорийностью газа.
В случае, если в пределах муниципального
образования находится крупный потребитель
газа с собственной службой контроля,
необходимо введение системы обмена информацией
по калорийности.
Многие
руководители городов, проанализировав
данные о потреблении городом ресурсов, с удивлением
узнали, что после установки счетчиков
экономия если и есть, то неожиданно малая.
А иногда счетчик показывает, что дом потребляет
больше ресурсов, чем ему выставляли в
платежном требовании до установки счетчика.
Ошибка
кроется в том, что многие
руководители и большинство граждан
искренне убеждены в том, что
установка счетчика ведет к
экономии. На самом деле экономия
возможна только в одном случае: если поставщик ресурсов
выставлял потребителю счет за большее
количество ресурсов, чем потребитель
потреблял, то есть относил на потребителя
потери по трассам и т.д. Ведь сам по себе
счетчик ничего не экономит, он всего лишь
определяет фактический объем потребления.
Сегодня, в отличие от начала 90-х годов,
основные потери ресурсов происходят
уже не при их производстве и транспортировке,
а при потреблении, у конечного потребителя.
Большое количество производителей ресурсов,
несмотря на сложности, серьезно и эффективно
поработали над внедрением новых технологий
и материалов, получив реальные результаты,
т.е. снижение потерь, как при производстве,
так и при транспортировке ресурсов. И
сегодня основные причины нерационального
(большего) потребления ресурсов кроются
в нерациональном их использовании конечным
потребителем.
Какую
же долю потребленного ресурса
составляют утечки в проблемных
домах? Обратите внимание: этими
20% ресурсов в принципе никто
не пользовался – «бежит» себе
унитаз в среднем этак литров 30 в час (иногда и до 200
литров), соответственно 720 литров в сутки.
При этом разумное, а тем более нормативное
потребление воды жильцами этой квартиры
(три человека), не должно превышать 500
литров. То есть такая семья вместе
с протекающим унитазом потребляет вместо
500 литров в сутки более тысячи. А что много
воды утекает, так ведь за нее при оплате
по нормативу платить не придется.
Установка
счетчика должна приводить не
к экономии ресурсов, а, следовательно, и денег. Установка
счетчика должна приводить к тому, чтобы
собственнику дома или нанятому им исполнителю
стало выгодно починить протекающий унитаз,
прикрыть регулятор на батарее, а для этого
установить такой регулятор. Иными словами,
именно установка счетчика позволяет
создать условие, при котором у унитаза
появляется хозяин. И если соблюдается
второе необходимое условие ресурсосбережения
– оплата потребленного ресурса на основе
показаний счетчика, а не норматива, то
хозяин начинает следить как минимум за
правильностью работы унитаза. И, как правило,
принимает решение о замене унитаза на
современный, который, не менее эффективно
выполняя свою основную функцию, расходует
при этом в два раза меньше воды.
Счетчик
является инструментом социальной
справедливости, так как только наличие счетчика позволяет
физическому или юридическому лицу оплачивать
столько ресурсов, сколько он потребил,
а рассчитываться за потребленный ресурс
это его обязанность как потребителя.
Никому из разумных руководителей электрических
сетей не приходит в голову позволить
потребителям рассчитываться за электрическую
энергию без счетчиков. Как только удаляется
электросчетчик, люди перестают пользоваться
выключателями. Какой смысл выключать
лампочку, завтра или через час ее снова
надо будет включать, какой смысл устанавливать
энергоэффективные лампочки, холодильники,
утюги и пылесосы, если нет счетчика?
Когда
мы ожидаем эффекта от установки
счетчиков, то следует помнить,
что специалисты, во всяком
случае, ответственные и грамотные,
утверждают - установка счетчиков
– это только первый шаг в деле энергосбережения,
но не единственный, хотя и безусловно
обязательный. Не сделав этот шаг, не организовав
объективный (приборный) учет, мы не получим
необходимое условие, которое позволит
определить следующие эффективные шаги
в деле энергосбережения. Это могут быть,
как в примере с унитазом, выявление текущих
кранов, или несанкционированных теплых
полов на ГВС у отдельных «продвинутых»
жителей, либо контроль и соблюдение температурных
графиков путем монтажа соответствующей
автоматики и др.
Типичная
ошибка, мешающая получить желаемое
снижение потребления ресурсов в масштабах города, заключается
в том, что, определив и сделав первый шаг,
руководители городов часто не создают
необходимых условий для второго и последующих
шагов. Установив счетчики на вводе в дом,
но не изменив системы оплаты, которая
должна привести к появлению заинтересованной
в снижении потребления ресурсов стороны,
не следует ожидать экономии.
1.3Учёт
энергосбережения в Беларуси
На цели отопления
и горячего водоснабжения в Республике Беларусь
расходуется 40% от общего потребления
топлива. Потенциал энергосбережения,
по оценкам отечественных и зарубежных
экспертов, в системах теплоснабжения
республики составляет около 50%. Следовательно,
за счет энергосберегающих мероприятий
можно снизить потребление топлива на
нужды теплоснабжения на 20% от общего потребления
республикой. Именно поэтому одной из
приоритетных задач действующей Государственной
программы «Энергосбережение» для увеличения
эффективности использования теплоты
в системах отопления зданий необходимо
внедрение системы регулирования отпуска
тепла. Необходимость оперативного определения
расхода теплоты и теплопотерь с особой
остротой выявилась в последнее время
в связи с требованием экономии топливно-энергетических
ресурсов.
В структуре
потребления электрической энергии
Беларуси население занимает второе место после промышленности.
Так, в 2008 г. в бытовом секторе было потреблено
7,4 млрд кВт•ч (или 20 % от общего потребления)
электрической энергии в стране. Для сравнения:
промышленными потребителями было использовано
22,1 млрд кВт•ч электроэнергии (60 %). Установка
в квартирах и индивидуальных жилых домах
новых современных бытовых электроприборов,
расширение коттеджных застроек, где используются
электроприборы со значительной установленной
мощностью (электросауны, джакузи, «теплые
полы»), а также урбанизация населения
– все это ведет к устойчивому росту спроса
на электрическую энергию. В результате
возросшая нагрузка в бытовом секторе
вносит свой вклад в вечерний максимум
Белорусской энергосистемы.
Кроме
того, в настоящее время учет
электрической энергии в бытовом
секторе осуществляется на базе
«визуального» снятия показаний счетчика
и их ручной обработки. Такой подход не
позволяет получать достоверные и оперативные
данные электроучета, правильно выполнять
расчеты с бытовыми потребителями, а также
решать задачи управления электрическими
нагрузками в данном секторе даже на основе
эффективных тарифных систем. Поэтому
в Беларуси идет процесс создания АСКУЭ
многоквартирных и индивидуальных жилых
домов (АСКУЭ-быт), элементами которых
становятся первичные средства учета
– электронные счетчики электрической
энергии. С 2007 г. электронными приборами
электроучета оснащаются все новые жилые
дома, а также дома после капремонта и
реконструкции. Например, сегодня из 1
млн 250 тыс. приборов учета электроэнергии
бытовых потребителей, находящихся на
обслуживании филиала «Энергосбыт» РУП
«Минскэнерго», около 100 тыс. – электронные.
Эффективность
внедрения АСКУЭ-быт очевидна и доказана на практике.
Электронные счетчики дают более точные
показания, а повлиять на достоверность
данных учета при использовании этих приборов
достаточно сложно. Наличие внутри счетчиков
пароля и данных о потребителе делает
попытки их кражи бессмысленными. Опыт
эксплуатации показывает, что при использовании
электронных счетчиков оплаченное электропотребление
вырастает примерно на 15–25 %, т. е. ранее
индукционные счетчики не фиксировали
реальное электропотребление на этих
объектах (безучетное потребление, вызванное
легким доступом к счетчику, малая чувствительность
счетчиков и их работа с минусовой погрешностью
учета).
Увеличение
оплаченной электрической энергии
за счет увеличения чувствительности приборов учета
– это единственный доход и эффект, которые
энергосистема получает сегодня от внедрения
электронных счетчиков. До сих пор даже
при наличии электронных приборов учета
присутствует «человеческий фактор«:
«ручной» съем показаний потребленной
электроэнергии, содержание большого
штата инспекторов. Современные приборы
учёта позволяют обеспечить автоматизацию
процесса выписки счетов бытовым абонентам
за фактически потребленную электрическую
энергию (т. е. обеспечить переход на выписку
счетов за потребленную электроэнергию
энергоснабжающей организацией, а не самими
жильцами). Автоматизация снятия показаний
счетчиков электрической энергии и выставления
электронных счетов позволяет выявлять
неисправные приборы учета, осуществлять
дистанционное отключение и подключение
потребителей в случае неуплаты за потребленную
электроэнергию, автоматически определять
уровень потерь электроэнергии в конце
каждого месяца. Кроме того, можно осуществлять
оперативный надзор и контролировать
баланс, определять случаи мошенничества
и взлома счетчика, реализовывать практически
100-процентное снятие показаний счетчиков
электрической энергии за один день, а
также сокращать затраты на контролирующий
персонал. К сожалению, система дифференцированных
тарифов для населения в Беларуси сегодня
«не работает» из-за привлекательного
низкого одноставочного тарифа, при котором
можно расточительно, неэкономно и нерационально
использовать электрическую энергию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании
вышеизложенного можно сделать
следующие выводы:
1. Внедрение
автоматизированных систем контроля и учета в энергосистемах
позволяет:
-
повысить точность, оперативность
и достоверность учета расхода
электроэнергии и мощности;
-
выполнять оперативный контроль
за режимами электропотребления,
в том числе контроль договорных величин
электроэнергии и мощности;
-
оперативно предъявлять санкции
за превышение договорных и
разрешенных величин мощности.
2. Внедрение
АСКУЭ дает возможность энергосистеме:
-
вести в автоматизированном режиме
жесткий контроль за потреблением
энергии и мощности предприятиями-абонентами;
-
организовать отключения нарушителей
режимов;
-
осуществлять расчеты за потребленную
энергию и мощность;
-
выставлять штрафные санкции
в случае превышения договорных
величин.
Это дает не только
экономический эффект, но и повышает ответственность потребителей
за использование энергии, побуждает их
проводить энергосберегающие мероприятия
с целью сокращения энергопотребления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Мазур, И.И. Глобальная энергетическая
безопасность. // Век глобализации. // Научный журнал. – 2008 – №1.
Забелло, Е.В. Энергосбережение.
Автоматизация учета электроэнергии
в бытовом секторе – не просто
технический прогресс //Научная статья
– 2009. – 1июля
Поправко А.А. Высокие цены
на электроэнергию - как двигатель научно-технического прогресса
[электронный ресурс] – 2007 – режим доступа: http://www.microsystema.com.