Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 19:15, контрольная работа
Издержки обращения – это текущие расходы, связанные с движением товаров от производства до потребителя. Издержками обращения называют выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по планомерному доведению и реализации товаров потребителям. Они включают расходы на оплату труда работников торговли, транспортирование, хранение, упаковку, подсортировку и подготовку товаров к продаже, а также расходы на организацию закупки и реализации, на управление торговлей, ведение учета и контроля за выполнением планов торгово-финансовой деятельности.
Введение…………………………………………………………………………………………3
1.Издержки как качественный показатель хозяйственной деятельности предприятия……………………………………………………………………………….…...4
2. Система показателей издержек обращения предприятия ……………………………12
3. Факторы, влияющие на сумму и уровень издержек обращени………………………16
Заключение…………………………………………………………………………………….21
Список использованной литературы……
Исходя из характера общественного труда и содержания экономических процессов в сфере обращения все расходы очень часто делят на две группы: дополнительные и чистые. Деление расходов на продажу на дополнительные и чистые позволяет правильно определить границы материального производства, глубже исследовать процессы, происходящие в сфере обращения, и совершенствовать на этой основе управление ими, определять резервы по экономии средств и повышению эффективности функционирования торговой отрасли и экономики страны в целом.
К дополнительным относят затраты, связанные с движением потребительной стоимости, продолжением процессов производства в сфере обращения. Эти затраты являются дополнительными по отношению к сфере обращения и в общественно необходимых размерах включаются в стоимость товара. При наличии нерациональных расходов их величина также включается в состав расходов.
Другая группа расходов связана со сменой форм стоимости и включает расходы по учету, на рекламу, затраты, связанные с кассовыми операциями, и другие эти расходы относят к чистым, вытекающим из сущности сферы обращения. Они не увеличивают стоимости товаров и возмещаются за счет чистого дохода, создаваемого в сфере материального производства и производительного труда в сфере обращения.
Большое значение имеет распределение затрат по видам с точки зрения причин, повлекших эти затраты.
С этих позиций их можно классифицировать по следующим группам:
В отдельных случаях при группировке затрат выделяют амортизационные отчисления, затраты на риск, отчисления (различные налоги, страховка и т.п.) Имеются и другие признаки деления издержек обращения по группам: на оперативные и расходы на содержание аппарата управления, прямые и косвенные и др.
Действующая в настоящее время на предприятиях оптовой, розничной торговли и общественного питания номенклатура статей издержек обращения определена Методические рекомендациии по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли включают следующие статьи издержек обращения:
К представительским расходам относятся: затраты по приему и обслуживанию представителей других предприятий включая иностранных, участвующих в переговорах с целью устранения или поддержания взаимовыгодного сотрудничеств также участников, прибывших на заседания совета (правления) или другого аналогичного органа предприятия, в том числе расходы, связанные с проведением официального приема.
Расходы на командировки списываются на издержки обращения в тех случаях, когда они связаны с хозяйственной деятельностью. К указанным расходам относят проезд к месту назначения и обратно, наем жилого помещения, суточные за время нахождения в командировке.
Расходы торгового предприятия, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим (последующим) периодам, отражаются в издержках обращения как расходы будущих периодов. В указанную статью затрат включается арендная плата за аренду отдельных объектов основных фондов при предварительном перечислении, расходы по подписке на периодические издания для служебного пользования, расходы на рекламу и подготовку кадров, уплаченные вперед.
Издержки обращения в организациях потребительской кооперации учитываются раздельно по каждому виду деятельности.
К издержкам обращения в бухгалтерском учете относят:
– в торговых организациях – расходы, связанные с покупкой, транспортировкой, хранением, подработкой, подсортировкой, упаковкой, рекламой и реализацией товаров;
– в организациях общественного питания – расходы, связанные с покупкой, транспортировкой, хранением продуктов, производством собственной продукции (кроме затрат сырья, стоимость которого учитывается обособлено от издержек обращения), рекламой, продажей изделий собственного производства и покупных товаров, а также с организацией их потребления;
– в заготовительных организациях – расходы, связанные с закупкой сельскохозяйственной продукции и сырья, их переработкой, транспортировкой, хранением, подработкой, подсортировкой, упаковкой, реализацией.
Таким образом, в издержки обращения включаются затраты, связанные с основной хозяйственной деятельностью торгового предприятия. Не учитываются в составе издержек обращения затраты непроизводственного и капитального характера, некоторые из которых должны производиться за счет прибыли торгового предприятия, а вторые включаются в издержки обращения через амортизационные отчисления.
2. Система показателей издержек обращения предприятия
Важным инструментом управления текущими затратами торгового предприятия является система показателей издержек обращения, которая позволяет оценить издержки в процессе экономического анализа. Анализ издержек обращения рассматривается как один из основных элементов анализа финансовых результатов торгового предприятия. Необходимым условием получения прибыли является определенная степень развития предприятия, при которой обеспечивается повышение выручки от реализации над текущими затратами. На этом этапе отчетливо прослеживается взаимосвязь между текущими затратами, выручкой от реализации и прибылью. Основной целью анализа издержек обращения, как основного элемента текущих затрат торгового предприятия, является определение комплекса показателей, которые позволят оценить роль издержек обращения в системе формирования финансовых результатов торгового предприятия.
Для принятия управленческих решений по поводу закупки и сбыта товаров, финансов, инвестиций, необходима постоянная деловая осведомленность, аналитическое прочтение исходных данных в зависимости от цели анализа.
Основным методом экономического анализа издержек обращения является дедуктивный метод, т.е. от общих показателей к оценке факторов их формирующих. Борьба за рациональное использование материальных трудовых и финансовых ресурсов в сфере товарного обращения требует правильной постановки учета, контроля и анализа. Этим определяются задачи анализа текущих затрат в торговле.
В современных условиях основными задачами анализа издержек обращения являются:
– анализ выполнения сметы издержек обращения в отчетном периоде;
– изучение тенденций изменения издержек обращения за анализируемый период;
определение основных факторов, оказывающих влияние на сумму и уровень издержек обращения, оценка степени их воздействия;
– изыскание резервов экономии ресурсов предприятия при одновременном улучшении качественных показателей его деятельности;
– выявление нерациональных расходов и потерь, разработка мер, направленных на их ликвидацию.
Информационное обеспечение анализа издержек обращения связано, прежде всего, с бухгалтерской отчетностью. В годовой и квартальной отчетности организаций потребительской кооперации, осуществляющих торговую деятельность, предусмотрен «Отчет об издержках обращения». В данном отчете отражаются абсолютные величины издержек обращения по основным статьям и в целом по организации. Таким образом, управление текущими затратами торгового предприятия требует наличия широкого круга информации, определенным образом обработанной и обобщенной. Исходя из этого, система показателей текущих затрат рассматривается как инструмент, посредством которого можно выявлять тенденции их изменения. Под системой показателей издержек обращения понимается упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимосогласованных показателей. В экономической работе применяется множество показателей издержек обращения, каждый из которых несет свою информационно-аналитическую нагрузку. Но ни один из них не может в полной мере отразить все аспекты управления ими. Именно в этой связи в экономической работе необходима система показателей издержек обращения.
Среди важнейших показателей выделяются следующие группы:
– Абсолютные показатели.
– Относительные показатели.
– Структурные показатели.
– Предельные показатели.
– Индексные показатели.
Издержки обращения могут быть выражены как абсолютной суммой, так и относительным показателем – уровнем издержек обращения, выраженным в процентах к обороту розничной торговли.
Абсолютный показатель издержек обращения характеризует общую сумму расходов предприятия за определенный период. К абсолютным показателям относятся сумма издержек обращения, себестоимость торговой деятельности (СТД).
Однако этот показатель не дает представления о результате, полученном на каждый рубль затрат, т.е. об эффективности произведенных расходов.
Уровень издержек обращения характеризует издержкоемкость осуществления торговой деятельности.
Он рассчитывается как на весь объем деятельности предприятия, так и по отдельным товарным группам. Также рассчитывается уровень постоянных и переменных издержек обращения, уровень затратности основных фондов, оборотных средств, труда и ресурсов в совокупности. Уровень издержек обращения значительно колеблется по регионам и типам торговых предприятий, что обусловлено особенностями покупательной способности населения, развития производства товаров, транспортных коммуникаций, условиями товароснабжения торговой сети, объемом и структурой оборота розничной торговли.
Для характеристики результативности затрат и их эффективности применяется показатель рентабельность издержек обращения.
Экономический смысл показателя издержкоотдачи заключается в том, что он характеризует объем деятельности, полученного на 100 рублей произведенных затрат. Рентабельность издержек обращения показывает сумму прибыли, полученную на 100 рублей произведенных затрат.
Уровень издержек обращения должен соответствовать их оптимальному размеру и структуре. Не всегда снижение суммы издержек обращения ведет к положительному результату.
Расчет абсолютной суммы издержек обращения должен быть дополнен расчетом относительной экономии (перерасхода). Для определения относительного отклонения следует скорректировать базисное значение издержек обращения на оборот розничной торговли отчетного года.
Сумма относительной экономии (перерасхода) издержек обращения представляет собой разницу между издержками отчетного года и базисными издержками, скорректированными на фактический объем оборота. Но исходя из того, что издержки обращения в своем составе неоднородны и представляют совокупность постоянных и переменных издержек, следует учитывать их условное деление.
Используя метод сравнения, издержки обращения за анализируемый год следует сопоставлять с данными за более длительный период, для того чтобы выяснить их динамику и установить темп изменения.
При проведении анализа издержек обращения определяются индексы суммы и уровня издержек обращения. Изменение суммы издержек обращения оценивается индексом суммы издержек.
Рост издержек обращения является экономически оправданным, когда он связан с повышением качества обслуживания, направлен на ускорение оборачиваемости товаров, совершенствование товародвижения и ведет к росту объема деятельности и увеличению доли рынка, завоеванной предприятием. Для оценки динамики издержек обращения целесообразно использовать индекс уровня издержек обращения.
Стратегическая модель управления издержками, направленная на их оптимизацию, предусматривает необходимость обеспечения следующей пропорции в темпах роста прибыли, оборота розничной торговли и затрат.
Только такое соотношение
Также к индексным показателям издержек обращения относится темп изменения уровня издержек.
Таким образом, при анализе и планировании издержек торговым предприятием необходимо пользоваться показателями абсолютной суммы и уровня издержек обращения по общему уровню и отдельным статьям.
На издержки обращения оказывают влияние различные объективные и субъективные факторы. Все эти факторы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они действуют одновременно как в сторону снижения издержек, так и в сторону их повышения. При этом одни факторы являются специфическими и оказывают влияние на издержки обращения в отдельных подотраслях, торговых системах, звеньях товаропроводящей сети или на отдельные статьи издержек, другие же факторы являются общими и влияют на издержки обращения всех звеньев торговли, на все или многие статьи издержек обращения.
Из них наиболее значимыми являются:
– изменение объема, состава и структуры оборота розничной торговли;
– изменение тарифов и ставок за услуги сторонних организаций;
– изменение уровня розничных цен, цен на материальные ресурсы;
– изменение времени и скорости товарного обращения;
– изменение состава и эффективности использования материально-технической базы;
– изменение производительности труда работников.
Следовательно, на уровень издержек обращения влияют различные факторы: и не зависящие, и зависящие от деятельности предприятия. К факторам, не зависящим от деятельности предприятия, относится в первую очередь фактор цен. Повышение или снижение розничных цен на товары соответственно влияет на абсолютную величину оборота розничной торговли, а, следовательно, и на относительный уровень издержек обращения. Изменения оптовых цен на хозяйственные материалы, тарифов на перевозки, арендных ставок, процентов за кредит и др. сопровождаются, как правило, изменением издержек обращения в целом и по статьям. На уровень издержек обращения влияют равномерность завоза товаров, выполнение договоров поставки и ряд других факторов внешнего характера.
Информация о работе Факторы, влияющие на сумму и уровень издержек обращени