Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 06:54, курсовая работа
Теория экономического роста является одним из наиболее сложных разделов
экономической науки, посвященных исследованию рыночного хозяйства. Как определить вклад каждого из факторов производства в процесс увеличения общественного продукта? Как измерить качественное совершенствование труда, капитала и земли, т. е. какие показатели могут отразить эти изменения? Особое значение анализ экономического роста имеет в последние десятилетия. Возвышение потребностей, исчерпание традиционных ресурсов, увеличение численности населения обуславливают решение двуединой задачи: экономического роста и эффективности экономики.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………... .....3
Глава I: Экономический рост.
1.1. Сущность понятия «экономический рост». . . . . . .... . . . . .5
1.2. Факторы экономического роста. . . . . . . . . . . . . . . ... . . . . .8
1.3. Прямые и косвенные факторы экономического роста. . 12
Глава II: Экономическое развитие России.
2.1. Взаимосвязь факторов экономического роста. . . . . . .. . 17
2.2. Ключевые факторы экономического роста в России. .. .23
2.3. Перспективы экономического роста в России. . . . . . . .. 24
Глава III: Экономика Пскова и Псковской области.
3.1. Основные факторы развития Псковской области. . . . .. .27
3.2. Вызовы развитию. . . . . . . . . . . ….. . . . . . . . . . . . . . . . .....30
3.3. Инвестиции в Псковскую область как фактор
экономического роста . . . . . . . . . . . . . ….... . . . . . . . . . . . .. . .32
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. . . . . . . .. . ....36
Список…………………………………………………….…...
| |||
Рис. 4 дает схему ответов на такие вопросы, как: (1) Что определяет количество отработанных часов? (2) От чего зависит производительность труда?
Величина трудозатрат зависит от численности занятых и от продолжительности средней рабочей недели. В свою очередь, численность занятых зависит от численности населения в трудовом возрасте и уровня вовлечения рабочей силы в производство, то есть от доли трудоспособного населения, которое реально занято производством. Средняя рабочая неделя определяется правовыми и институциональными факторами, а также коллективными договорами. Производительность труда находится под воздействием таких факторов, как технический прогресс, фондовооруженность, качество рабочей силы и эффективность распределения, сочетания и управления различными ресурсами. Иными словами, производительность труда увеличивается по мере улучшения здоровья, профессиональной подготовки, образования и повышения заинтересованности; по мере роста обеспеченности машинами и оборудованием, а также природными ресурсами; при лучшей организации и управлении производством; при перемещении рабочих их менее в более эффективные отрасли. Рис. 4 дает представление о факторах, определяющих спрос на продукцию. На нем перечислены факторы, определяющие способности экономики предлагать или производить совокупный продукт.
Сейчас хочу рассказать о таком факторе экономического роста, как технический прогресс. Этот фактор является важным двигателем экономического роста. По определению, технический прогресс включает в себя не только совершенно новые методы производства, но также и новые формы управления и организации производства. Вообще говоря, под техническим прогрессом подразумевается открытие новых знаний, позволяющих по-новому комбинировать данные ресурсы с целью увеличения конечного выпуска продукции. На практике технический прогресс и капиталовложения (инвестиции) тесно взаимосвязаны: технический прогресс часто влечет за собой инвестиции в новые машины и оборудование. Исходя из этого, вполне понятна необходимость строить атомные электростанции для применения технологий для использования атомной энергии. Тем не менее, хотя современный севооборот и контурное землевладение обеспечивает значительный прирост продукции, они совсем не обязательно требуют вовлечения новых видов или возросшего объема дорогостоящего оборудования. На первый взгляд ход технического прогресса исторически характеризуется глубиной и стремительностью. Газовые и дизельные двигатели, конвейеры и сборочные линии приходят на ум как наиболее существенное достижение прошлого. Совсем недавно «волшебная лампа технологии» выпустила «джинна автоматизации» и вместе с тем все возможные чудеса фабрики, приводимой в движение одним нажатием кнопки. Сверхзвуковые самолеты, транзисторы и интегральные схемы, компьютеры, ксероксы, контейнерные перевозки и ядерная энергия, не говоря уже о космических полетах, - это те технологические достижения, которые относились к области фантастики в недалеком прошлом. Подобные нововведения благоприятно влияют на экономический рост.
2.2. Ключевые факторы
Существуют множество факторов, влияющих на экономический рост страны, но ключевых всего два. Во-первых, накопление капитала - физического или человеческого в расчете на одного занятого или душу населения. Во-вторых, изменения технологического уровня экономики, выражаемые показателем общей факторной продуктивности (ОФП). Данные изменения отражают темпы технического прогресса и структурных сдвигов в экономике. Все прочие факторы (политика государства, предпочтения населения и институты рынка, определяющие инвестиционный климат в стране, уровень развития инфраструктурных секторов и т. д.), оказывают позитивное или негативное влияние на темпы экономического роста через эти два процесса. Экономисты много лет спорят об относительной значимости накопления капитала и роста ОФП. С одной стороны, хорошо известно, что недостаток производственного капитала в слаборазвитых странах сдерживает их развитие. Инвестиции не идут в эти страны, несмотря на потенциально очень высокую отдачу, что больше всего препятствует их интеграции с мировой экономикой. С другой стороны, как показывает регрессионный анализ, межстрановая вариация темпов роста в большей мере объясняется различиями в ОФП, а не в темпах накопления капитала. Существует точка зрения, высказанная, к примеру, Эрнандо де Сото, что если капитальное имущество, имеющееся в бедных странах правильно оценить, то его величина оказывается намного выше стандартных оценок по системе национальных счетов. Еще один аргумент в пользу доминирующей роли ОФП как фактора роста является тот факт, что долговременные нормы сбережений в развитых и развивающихся странах варьируют слишком слабо, чтобы объяснить вариации доходов на душу населения. Например, в развитых странах и беднейших странах Африки они примерно одинаковы и составляют в среднем примерно 20% ВВП. Что касается накопления человеческого капитала как фактора роста, то основной вопрос в том, как этот капитал измерять. Говоря о роли данного фактора в экономическом развитии, теория роста имеет в виду знания и практический опыт, необходимые в производстве и продвижении на рынок продукции. Данные навыки являются в значительной мере следствием обучения на практике и лишь косвенным образом зависят от уровня образования. Однако большая часть эмпирических исследований роста основываются на измерениях именно уровня образования, который на самом деле взаимосвязан с уровнем развития страны. Конечно, образовательный уровень позитивно влияет на эффективность производства и процессов обучения, повышая восприимчивость работников к новым технологиям, ноу-хау и т. д. Но сам по себе он не гарантирует высоких темпов роста, особенно если в экономике отсутствуют механизмы его генерации. Экономика бывшего СССР, да и современной России представляет в этом смысле яркий пример: доля лиц с высшим образованием в нашей стране была и остается сопоставимой с аналогичными показателями в передовых странах, однако это практически не сказалось на ее экономической динамике. В ряде странах Африки и Азии рост образования достиг за последние четверть века невиданных ранее темпов, однако это практически не сказалось на экономической динамике данных стран. Это подтверждает и опыт Индии, где значительные ресурсы государства направлялись на повышение образования и фундаментальных исследований. Однако индийская модель развития так и не стала эталоном для подражания.
2.3. Перспективы экономического роста в России
Суть задачи, которую предстоит решать России, - догоняющая (точнее,
опережающая) постиндустриализация. Решение этой задачи не имеет исторических аналогов. Нет опыта, на который можно опереться. Наиболее развитые страны мира - пионеры постиндустриализации - не решали задачи догоняющего развития. А страны, демонстрировавшие в последние десятилетия чудеса роста (Южная Корея, Тайвань, Китай и др.), осуществляли переход от традиционного (аграрного) общества к индустриальному, т. е. решали иные задачи. Главная особенность развития в условиях постиндустриальных вызовов – резкое сужение временных интервалов, на которые можно ориентироваться при разработке стратегии. Если в индустриальную эпоху можно было наметить приоритеты роста на 30 - 40 лет, а при их достижении благополучно войти в ряды передовых стран (что и сделала в свое время Германия, а потом - Япония и СССР), то теперь приоритеты меняются быстро. Можно попытаться превзойти весь мир в производстве компьютеров на душу населения, разработать программы производства лучших в мире самолетов и телефонов, но к моменту их осуществления выяснится, что мир ушел далеко вперед. Причем ушел в направлении, о самой возможности которого при разработке программы никто и не догадывался. Постиндустриальный прорыв предполагает выдвижение на передний план гибкости и адаптивности экономической системы, способности экономических агентов быстро и адекватно реагировать на меняющиеся вызовы времени. Раньше ключевым ориентиром государственной политики была концентрация ресурсов, теперь - адаптивность. Причем "неформальная" адаптивность сейчас куда важнее формальных показателей уровня развития, измеряемого данными о среднедушевом ВВП. В постиндустриальном обществе доминирующими в ВВП и занятости становятся услуги. Россия уже идет в этом направлении, но движению надо придать целенаправленный и последовательный характер. Стратегия прорыва (а не повтора) должна ориентировать на усиленное развитие сектора услуг, особенно высокотехнологичных. «Промышленная (или структурная) политика» ни в коем случае не должна ориентироваться ни на «назначение победителей», ни даже на их «выбор». Оба подхода означают консервацию пропорций, а ведь новая экономическая структура у нас только формируются. Гораздо важнее стратегия постоянной корректировки структуры, при которой власть готова гибко защищать политическими (в том
числе внешнеполитическими) методами всех, кто добивается успеха в мировой конкуренции. Акцент на секторе услуг не означает забвения других секторов, по которым у страны есть определенные перспективы развития (например, автомобиле- и самолетостроение). Однако надо отдавать себе отчет, что при всей важности развития этих секторов (политической, технологической и социальной) они вряд ли станут точками прорыва в постиндустриальную систему. Современная экономика в основном не индустриальная, на долю промышленности, сельского хозяйства в развитых странах приходится меньше четверти валового внутреннего продукта, у нас гораздо больше, и, к сожалению, именно промышленные предприятия определяют приоритеты экономической политики. И более того, не просто промышленные предприятия, а предприятия, связанные со старой промышленностью, то есть с энергетикой, с металлургией. Получается, что крупнейшие наши экономические игроки и политические лоббисты представляют интересы старой промышленной экономики. Никто, к сожалению, сейчас в России не лоббирует новую экономику. Она у нас осталась без своих лоббистов и в правительстве, и за его пределами. Если посмотреть состав участников встреч президента с представителями крупного бизнеса. Ему подсказывают, в каком направлении проводить экономическую политику нефтяники, металлурги, машиностроители, энергетики и т.п., что ни как не способствует переменам в структуре нашей экономики.
Глава 3: Экономика города Пскова и Псковской области.
3.1. Основные факторы развития Псковской области.
На Псковскую область оказывают влияние различные процессы, часть из которых находятся вне прямого управления региональной администрации. В данной концепции они определяются как «факторы развития», которые, в свою очередь, разделены на «внутренние» и «внешние». К внешним факторам отнесены события на международной арене и вопросы федерального ведения, к внутренним факторам - системные проблемы внутри региона. Список факторов не является исчерпывающим, в нем выделены только тенденции, принципиальные для развития Псковской области.
Внешние факторы:
· Тарифы естественных монополий.
Тарифы на услуги естественных монополий в России ниже, чем среднемировые, что дает национальной промышленности конкурентное преимущество. Правительство Российской Федерации (РФ) декларирует курс на поэтапное реформирование естественных монополий, что приведет к повышению внутрироссийских цен на их услуги. В частности, если ориентироваться на заявленные Правительством РФ планы, в течение ближайших двух-трех лет внутренние российские цены на газ будут увеличены примерно в два раза (около 40 долл. за 1000 кубометров). В 2007- 2008 произойдет переход на рыночное ценообразование в электроэнергетике, в результате которого возможен существенный рост цен. Основу промышленности Псковской области составляют предприятия, имеющие высокую энерго- и материалоемкость. Их конкурентоспособность за счет низких цен и «советского наследия» будет поставлена под угрозу в условиях дальнейшей интеграции России в мировую экономику и сопровождающего этот процесс роста внутристрановых издержек. Рост цен на газ станет прямым и косвенным (в виде электроэнергии и транспортных тарифов) ценовым шоком для региональной промышленности.
· Региональная экономическая политика федерального центра.
Федеральная экономическая политика по отношению к регионам ориентирована в большей степени на политику «выравнивания» за счет перераспределения бюджетных средств, а не на политику развития, что не устраняет причин территориальной дифференциации, а лишь на время сглаживает наиболее острые противоречия в развитии регионов. Также Федеральная политика недостаточно учитывает региональные особенности. В частности, МЭРиТ разработало Методику распределения финансовых средств из Фонда регионального развития, в которой определяется состав групп, которым необходима федеральная финансовая помощь, и соответствующая типология регионов. Регионы делятся на группы с «относительно высоким уровнем развития», «выше среднего», «со средним уровнем», «ниже среднего», «с низким уровнем» и «с крайне низким уровнем развития». Псковская область по интегральному показателю социально-экономического развития находится в группе среднего уровня развития, в то время как такие субъекты Федерации как Мурманская область, Республика Саха, Архангельская область относятся к группе с развитием ниже среднего. При этом, «типологии», разрабатываемые, в частности, под определенные федеральные программы, пока никак не учитываются при проведении реформ.
· Вступления России в ВТО
Вступление России в ВТО сопряжено с принятием ряда жестких обязательств в области регулирования торговой политики и приведения внутреннего экономического законодательства в соответствие с международными нормами. Исходя из современного состояния переговорного процесса, достижение договоренности о вступлении России в ВТО можно ожидать уже с середины 2005 г., при этом переходный период может быть полностью завершен к 2012-2014. Основным последствием вступления России в ВТО для предприятий Псковской области станет ужесточение и качественное изменение конкуренции на российских товарных рынках. Промышленность вынуждена будет перейти от конкуренции за счет низких цен к конкуренции за счет внедрения новых технологий (инноваций) и повышения качества.
· Развитие транспортных регионов Санкт-Петербурга и Москвы
Северные районы Псковской области находятся относительно недалеко от быстро развивающегося Санкт-петербургского транспортного региона. По уровню развития, объемам перевозок пассажиров и грузов этот регион уступает только Московскому региону, к которому тяготеет южная часть Псковской области. На сегодняшний день существуют физические ограничения для развития транспортных узлов вокруг Санкт-Петербурга, что влечет за собой создание дополнительных мощностей в прилегающих областях. В частности, к юго-западу, югу и юго- востоку от Санкт-Петербурга формируется ряд дополнительных транспортных узлов: Усть-Лужский, Кингисеппский, Лужский, Новгородский, Чудовский, Киришский, Тихвинский. В силу этого, территория, лежащая в треугольнике Псков - Печоры - Остров, имеет предпосылки для формирования Псковского транспортного субрегиона в составе Санкт-Петербургского транспортного региона. Аналогично, на юге области может сложиться «дочерний» субрегион, ориентированный на Москву. Вероятность такого развития дополнительно усиливает вступление Латвии в Евросоюз и возможная в связи с этим переориентация транспортного потока с территории Белоруссии на территорию Литвы-Латвии и далее на Псковскую область. Необходимо отметить, что транспортные потоки широтных и субширотных направлений и соответствующие узлы не конкурируют с потоками грузов, идущими через Псковскую область.
Внутренние факторы:
· Депопуляция.
Численность населения Псковской области сокращается с 20-х годов ХХ века. 1926 г. - 1 млн. 677,4 тыс. чел. 2004 г. - 747,3 тыс. чел. При этом процессы депопуляции в сельской местности идут гораздо быстрее, чем в городских поселениях, что связано с деградацией сельского хозяйства на территории области. Если процесс депопуляции не удастся остановить, то под угрозой окажется система расселения области и возможность хозяйственного освоения территории.
Информация о работе Факторы экономического роста: теория и практика