Фиксальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы изучить фискальную политику государства, ее виды и типы, а также рассмотреть механизм встроенных стабилизаторов.
В связи с указанной целью будем решать следующие задачи:
- дать понятие государства и его фискальной политики, рассмотреть ее инструменты;
- рассмотреть виды и типы фискальной политики;
- изучить сущность;

Содержание

Введение
Глава 1. Фискальная политика государства: виды и типы
1.1. Понятие государства и его фискальной политики, ее инструменты
1.2. Виды фискальной политики
1.3. Типы фискальной политики …………………...…
Глава 2. Регулирование фискальной политики на государственном уровне
2.1. Сущность механизма встроенных стабилизаторов………..
2.2. Воздействие фискальной политики на совокупный спрос и предложение
2.3. Плюсы и минусы фискальной политики
Заключение……………………………………………………………………..….
Список использованной литературы……………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Фиксальная политика.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)


3

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

 

Введение

Глава 1. Фискальная политика государства: виды и типы

1.1. Понятие государства и его фискальной политики, ее инструменты

1.2. Виды фискальной политики

1.3. Типы фискальной политики …………………...…

 

Глава 2. Регулирование фискальной политики на государственном уровне

2.1. Сущность механизма встроенных стабилизаторов………..

2.2. Воздействие фискальной политики на совокупный спрос и предложение

2.3. Плюсы и минусы фискальной политики

 

Заключение……………………………………………………………………..….

Список использованной литературы……………………………………………...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящей курсовой работе, автором будет рассмотрена тема курса «мировая экономика» - «Фискальная политика государства: виды и типы. Механизм встроенных стабилизаторов». Многие экономические деятели уверены, что механизм фискальной политики является определенно сильным оружием, таким мощным, что если дать полномочие отдельным лицам и правительствам обладать и распоряжаться им, фискальная политика может стать синонимом бомбы. В связи, с чем необходимо направить ее действие на оздоровление политики государства. Как правило, фискальная политика свойственна всем типам государства, но редко кто проводит ее конструктивно, в основном она проводится неосознанно и непоследовательно. В государстве российском, тема фискальной политики однозначно актуальна, есть прямая зависимость от проведения правительством бюджетной политики и благосостояния индивидуально каждого человека.

Цель  курсовой работы изучить фискальную политику государства, ее виды и типы, а также рассмотреть механизм встроенных стабилизаторов.

В связи с указанной целью будем решать следующие задачи:

- дать понятие государства и его фискальной политики, рассмотреть ее инструменты;

- рассмотреть виды и типы фискальной политики;

- изучить сущность;

- рассмотреть воздействие фискальной политики на совокупный спрос и предложения;

- выделить достоинства и недостатки такой политики;

- сделать выводы по изложенному материалу по теме работы.

Объектом работы является политика государства. Предметом работы является проведение правительством бюджетно-налоговой (фискальной политики)  и механизм встроенных стабилизаторов.

Структура работы состоит из введения, двух глав, содержащих основную часть исследования, заключение, список использованной литературы.

Первая глава содержит сведения о толковании понятия «государство», «политика», «фискальная политика», рассмотрены ее инструменты: государственные закупки, налоги, трансферты, а также рассматриваются виды и типы фискальной политики.

Во второй главе рассмотрены такие вопросы сущность механизма встроенных стабилизаторов, воздействие фискальной политики на совокупный спрос и предложение, а также плюсы и минусы фискальной политики

В качестве методического и теоретического материала были использованы труды российских авторов в области мировой экономики. Самые плодотворные труды были представлены такими авторами как:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Фискальная политика государства: виды и типы

1.1.           Понятие государства и его фискальной политики, ее инструменты

В начале, рассмотри понятие государства. Государство - это особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление с помощью специальных органов. Государство является центральным институтом политической системы общества. Государство обычно рассматривают в широком смысле и подразумевают под ним страну, общество, народы, расположенные на определенной территории и представляемые органом высшей власти, и в узком, научном смысле. В последнем смысле государство определяется как организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных и т.п.) в пределах определенной территории.

Государству, присущи следующие признаки:

- наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны, материализованной в специфических принудительных учреждениях и распространяющейся на всю территорию страны и на всех находящихся там лиц;

- система налогов, податей, займов;

- территориальное деление населения;

- суверенитет, т.е независимость;

- право в смысле легитимности;

- монополия на легальное применение силы, физического принуждения;

- претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага.

В политологии, под политикой понимается такая сфера деятельности, которая связанна с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.

Рассмотрим, что же представляет собой фискальная политика государства.

Под фискальной политикой понимаются меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. Фискальная полтика также имеет название бюджетно-налоговой.

Основными целями фискальной политики как любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:

1)     стабильного экономического роста;

2)     полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);

3)     стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.

В Российской Федерации государственные закупки, регулируются федеральным законом N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Под закупками понимается покупка товаров, работ и услуг на всех сферах рынка для нужд государства за счет бюджетных средств.

Главными критериями для проведения государственных закупок являются:

- справедливость и равенство по отношению к участникам торгов. Всем поставщикам, которые принимают участие в конкурсе, предоставляются равные права, возможности участия и равный доступ к информации;

- открытость и прозрачность. Государственный заказчик обязан публиковать всю информацию о ходе проведения торгов на сайте государственных закупок и давать извещение в средствах массовой информации о мероприятиях, связанных с закупками;

- эффективное использование государственных средств. Товары и услуги должны приобретаться за минимально возможные средства. Практика показывает, что уже сейчас, благодаря открытому размещению заказов на сайте государственных закупок (например, платформа Сбербанка), удается оптимизировать расходы бюджета.

- ответственность, целью которой является ведение строгой отчетности по государственным закупкам и обоснование причин, по которым выбран тот или иной исполнитель. В случае сговора ответственность будут нести обе стороны, при этом исполнитель попадает в реестр, где указаны недобросовестные поставщики. Контроль за проведением тендера осуществляет Федеральная антимонопольная служба.

Под налогами понимаются обязательные платёжи, взимаемый органами государственной власти с юридических и физических лиц в целях материального обеспечения деятельности государства. Различают прямые, косвенные налоги, прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоги.

В российской Федерации, систему налогов и налогообложение регулируют Налоговый кодекс Российской Федерации.

Трансферты –  это односторонняя передача на безвозмездной и безвозвратной основе денежных средств, товаров, услуг, материальных ценностей (права собственности) в порядке оказания финансовой помощи и предоставления компенсации. В бюджетной сфере под трансфертом понимают любые формы перевода средств из бюджета одного уровня бюджетной системы в бюджет другого уровня, отчисления от налогов в порядке бюджетного регулирования. С помощью трансферта региональные и местные бюджеты, органы социальной защиты населения получают средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных государственным законодательством и нормативными актами органов местного самоуправления.

Значительная часть трансферта носит социальный характер, ими могут быть выплаты, льготы, помощь гражданам, предоставляемая в натуральной форме. В России к трансфертам относят дотации, определяемые на формализованной основе из Фонда финансовой поддержки регионов или Фонда финансовой поддержки муниципальных образований. Эти фонды создаются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов РФ и распределяются исходя из рассчитываемых по формулам долей (в проц.) субъектов РФ или муниципальных образований в фондах.

На законодательном уровне система трансфертов регулируются различными федеральными законами, например, Федеральный закон «О государственной социальной помощи», «О государственных социальных гарантиях», «О социальной защите инвалидов» и др.

Различают текущие и капитальные трансферты.

Текущие трансферты носят регулярный характер, связаны с уменьшением или увеличением текущих доходов граждан и хозяйствующих субъектов. К ним относят: бюджетные выплаты (пенсии, пособия, стипендии); гуманитарную помощь и т.д.

Капитальные трансферты отличает единовременный характер, носящий значительные по масштабу безвозмездные передачи средств, связанных с приобретением или выбытием активов; получение субсидий на капитальные вложения из бюджета; продажа основных фондов по ценам ниже рыночных или их безвозмездная передача и др.

 

 

 

 

1.2.           Виды фискальной политики

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.

Рис. 1 Виды фиксальной политики

 

1а. Стимулирующая                                 1б. Сдерживающая политика

 

На рисунке «1а» представлена стимулирующая фискальная политика, применяемая при спаде. Она имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов).  Стимулирующая  бюджетно-налоговая  политика   (фискальная   экспансия) осуществляется   в   период   спада,     депрессии,    включает    повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета.

В краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов  или комбинирование этих мер.

В более  долгосрочной  перспективе  политика  снижения  налогов  может привести  к   расширению   предложения   факторов   производства   и   росту экономического потенциала.

Осуществление этих целей связано с проведением  комплексной  налоговой реформы,  сопровождающейся   ограничительной   кредитно-денежной   политикой Центрального  Банка РФ  изменением  оптимизации  структуры   государственных расходов.

Для нее характерны следующие изменения основных инструментов: увеличение государственных закупок; снижение налогов; увеличение трансфертов.

На втором рисунке «1б», представлены сдерживающая фискальная политика, которая используется, чаще при перегреве экономики. Основная цель сдерживающей политики  - это сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов).  Сдерживающая  бюджетно-налоговая  политика   (фискальная   рестрикция) осуществляется в период бума и инфляции, включает  снижение  государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета.

Информация о работе Фиксальная политика