Финансирование образования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:00, реферат

Краткое описание

Формирование инновационной составляющей экономического
развития предполагает единство образовательного, научного и ин-
новационного процессов и их направленность на подготовку ново-
го поколения высококвалифицированных специалистов.
Достижению такой цели способствует достойное финансовое
обеспечение образовательных учреждений. Поэтому совершенство-
вание финансового механизма в системе образования Республики
Беларусь является одним из основных направлений государствен-
ной образовательной политики.

Вложенные файлы: 1 файл

рефферат эконом. образования финансирование беларуссии1.docx

— 73.04 Кб (Скачать файл)

Реферат

на тему: «Финансирование  образования в Республике Беларусь»

Введение.

Формирование инновационной  составляющей экономического

развития предполагает единство образовательного, научного и ин-

новационного процессов и их направленность на подготовку ново-

го поколения высококвалифицированных  специалистов.

Достижению такой  цели способствует  достойное финансовое

обеспечение образовательных  учреждений. Поэтому совершенство-

вание  финансового механизма в системе образования Республики

Беларусь является  одним  из  основных  направлений государствен-

ной образовательной политики.

Решение этой стратегической задачи предполагается обеспечить

за счет внедрения новых  моделей финансирования образовательных

организаций всех уровней, внедрения  механизмов, способствующих

развитию экономической  самостоятельности образовательных орга-

низаций и учреждений, за счет повышения инвестиционной привле-

кательности сферы образования, способствующей притоку инвести-

ций, а также финансовых, материальных, интеллектуальных и иных

ресурсов в систему  образования. Каждое из этих направлений  пред-

ставляет  собой серьезную экономическую проблему,  имеющую не

только самостоятельное  значение. Вырабатываемые решения оказы-

вают, очевидно, влияние друг на друга и, кроме того, требуют соот-

ветствующих изменений в системе управления образованием.

Каждая из указанных проблем  может рассматриваться как са-

мостоятельная задача создания в образовании нового организаци-

онно-экономического  механизма функционирования,  включающе-

го в себя новые модели финансирования, основанного на большей

автономности образовательных  организаций и создающего необхо-

димые условия для привлечения в сферу образования дополнитель-

ных ресурсов.

Проблема финансирования системы образования выдвигается

в последние годы на передний план и связывается в первую очередь

с недостаточными объемами средств, выделяемых для финансиро-

вания  образования в бюджетах  различных  уровней.  Обеспечиваемый бюджетами уровень финансирования образования существен-

но ниже реальных потребностей.

В этих условиях все большую  актуальность приобретают воп-

росы повышения эффективности  использования бюджетных средств,

что в большинстве случаев  связывается с усилением результативно-

сти образования за счет повышения его качества и доступности для

населения. Таким образом, проблема недостатка финансовых ресур-

сов в отрасли, с одной  стороны, и особая роль образования  в разви-

тии инновационной экономики, с другой стороны, поставили воп-

рос о соотнесении затрат с получаемыми результатами, потребова-

ли совершенствования  механизма финансирования образовательных

учреждений.

 

1. Современное состояние белорусской системы образования.

По оценкам авторитетных экспертов, Республика Беларусь всту-

пила в третье тысячелетие  с развитой системой образования. Прак-

тически  все взрослое  население (99,8 %)  грамотно.  Той или иной

формой образования охвачены 98 % занятого населения.

На протяжении последних  лет в Беларуси наблюдается рост аб-

солютного значения индекса человеческого развития (ИЧР). В 2005 г.

по данному показателю наша страна находилась впереди всех стра-

ны  СНГ (Россия  занимала 63-е место, Украина –75-е место,  Казах-

стан – 76-е, Грузия – 88-е). При сохранении такой тенденции  у Рес-

публики Беларусь есть все  шансы в ближайшие годы по данному по-

казателю вплотную приблизиться к европейским государствам [12].

Определенные  успехи  образовательной  сферы  Республики  Бе-

ларусь являются закономерными. Расчеты независимых экспертов по-

казывают,  что Беларусь в большей степени,  нежели  другие  страны

СНГ, заботится о своих  гражданах, расходуя на образование  более 6 %

ВВП (для сравнения: Россия расходует соответственно 4,4 %, Украи-

на  – 4,4 %,  Азербайджан  – 4,2%) [12].  В  Законе «Об образовании»

закреплены  нормы,  обеспечивающие  повышение  к  2010  г.  уровня

финансирования отрасли  до 10 % от валового внутреннего продукта.

Управление  национальной  системой  образования  имеет  три

уровня:

1 уровень – Министерство образования, другие  министерства

и ведомства, под юрисдикцией  которых находятся отдельные  обра-

зовательные учреждения;

2 уровень – управления образования областных исполнитель-

ных органов и Минское городское управление образования;

3 уровень  – отделы  образования районных,  городских испол-

нительных и распорядительных органов.

         2.  Модели финансирования образования.

Модель, ориентированная  на свободный рынок. Разные фор-

мы этой модели используются в основном в государствах континен-

тальной Европы и на островах. Эта модель побуждает государствен-

ные и частные учебные заведения соответствовать способам финан-

сирования,  принятым  на  рынке.  Модель  предполагает  повышение

качества учебы студентов, рост прибыли учебного заведения  и приве-

дение «рвения к образованию» в соответствие с финансовыми издер-

жками на образование со стороны государства и отдельных лиц со-

гласно  потребностям  в  рабочих  местах  и  стабильности  общества.

Учебное заведе-

ние представляется  более децентрализованным  автономным произ-

водством, производителем образовательных услуг, действующим на

рынке так же, как и предприятие. В качестве производителя образо-

вательных услуг в условиях  рынка учебное заведение должно  само

нести ответственность за продажу образовательного и прочего  про-

дукта и функционировать на открытом рынке для всех видов продук-

ции, используемых для продажи в учебных заведениях. Автономные

учебные  заведения  сами  несут  ответственность  за  их  действия  на

рынке  в условиях конкурентной  борьбы  и за продажу их  образова-

тельного продукта пользователям  с максимальной прибылью (это оз-

начает продажу образовательного продукта обучаемым, предприяти-

ям, а также тем пользователям, которые хотят продолжить свое фор-

мальное образование на следующем уровне). Неолиберальные моде-

ли финансирования поддерживают политику повышения юридичес-

кой независимости учебных  заведений от государства.

Модель финансирования образования, ориентированная на

общественный  рынок. Последователи этого вида финансирования

образования  в большей  степени заинтересованы в стратегии,  про-

двигающей индивидуума и стимулирующей активное успешное обу-

чение в течение определенного периода времени. Эта система фи-

нансирования, выбранная современными социал-демократически-

ми партиями Западной Европы, характеризуется равновесием меж-

ду личной ответственностью обучаемого и активной помощью го-

сударственных и, в большей степени, негосударственных учебных

заведений индивидуумам в  их учебе и построении карьеры. Теоре-

тической  базой является  концепция так называемого  «гуманного

капитализма» и активного  государства

Антирыночная модель социального финансирования обра-

зования, ориентированная на альтернативное интегрированное

общество. В наши дни представители профсоюзов и альтернатив-

но мыслящих научных кругов отдают предпочтение данной модели финансирования образования. Их позиции таковы: для  дальнейше-

го развития благосостояния государства оно должно взять  на  себя

всю ответственность за финансирование образования.

Такая стратегия определяется политикой повышения расходов

государства на образование  в соответствии с направлением так  на-

зываемых «длинных  волн» в образовании и наряду  с изменением

социальных,  технологических  и культурных условий. Государство

должно увеличить налогообложение  крупной собственности. Обра-

зование должно развивать индивидуумов во всесторонне развитых

граждан, должно являться  заботой всего общества и  быть свобод-

ным от доминирующего влияния большого бизнеса.

3. Источники финансирования образования в Республике Беларусь.

Вхождение  Республики  Беларусь  в  систему  рыночной  эконо-

мики, развитие процессов экономической интеграции и глобализа-

ции требуют от национальной системы образования учитывать ми-

ровые тенденции развития отрасли.

В настоящее время Республика Беларусь проводит реформу об-

разования, направленную на создание образовательной системы, со-

ответствующей мировым стандартам. Одним из направлений рефор-

мы является совершенствование  финансирования отрасли. Вопросы

финансирования  образования  имеют  первостепенное  значение  для

Республики Беларусь. При  переходе к рыночным отношениям значи-

тельно возросли  потребности Беларуси в образовательных услугах,

ужесточились требования к качеству подготовки специалистов.

В настоящее время в  Республике Беларусь основным источни-

ком финансирования образования  выступает государственный бюд-

жет. На финансирование образования государство направляет око-

ло 6 % ВВП (табл. 1.2).

Таблица 1.2  –  Расходы  консолидированного  бюджета  Республики

Беларусь на образование, % к ВВП.


 

 

 

Альтернативными источниками  финансирования образования

выступают внебюджетные средства, прежде всего от оказания плат-

ных услуг по основному профилю деятельности учреждения.

В  качестве  основных  видов  платных  образовательных  услуг

можно назвать следующие:

- обучение на подготовительных  курсах,

- обучение с возмещением  затрат,

- платное консультирование  по учебным дисциплинам,

- переподготовка и повышение  квалификации специалистов,

- предоставление второго  высшего образования,

- углубленное изучение  отдельных дисциплин вне сетки  распи-

сания,

- дополнительные дисциплины  по заявкам студентов за рамка-

ми учебного плана и  некоторые другие.

Достаточно широкое распространение  получили сдача  образо-

вательными  учреждениями в аренду  помещений,  оборудования,  зе-

мельных участков, а также такие платные услуги населению и орга-

низациям, как автотранспортные, оздоровительные, рекреационные,

телекоммуникационные, аудиторские, экспертные услуги, ремонтные

работы, множительные и типографские работы, консалтинг, НИОКР.

Кроме того, могут использоваться образовательными учрежде-

ниями  и такие источники внебюджетных  средств,  как операции  с

ценными бумагами, спонсорская  помощь и взносы попечительско-

го совета, депозитные вклады, долевое участие в коммерческих про-

ектах с иными организациями и др.

Диверсификация источников финансирования стимулировалась

сокращением государственного финансирования образования. Ожи-

дается, что процесс расширения источников финансирования про-

должится и в будущем. Наряду с государственными  субсидиями в

качестве источников финансирования образования все больше ис-

пользуются плата за обучение и другие услуги образовательного уч-

реждения, финансовая поддержка промышленности, коммерческих

структур и других представителей частного сектора. Во всем мире  более 60 % расходов на образование осуществ-

ляется за счет государства. За счет бюджетных средств финансиру-

ется деятельность государственных учреждений, предоставляющих

базовое образование.

Страны  с  рыночной  экономикой,  страны  Восточной  и  Цент-

ральной Европы установили обязательное среднее образование для

своих  граждан.  В  странах  Восточной  Азии,  Латинской  Америки

начальное образование является почти универсальным. Практичес-

ки  повсеместно государство обеспечивает  бесплатное  получение

базового  образования,  используя  для  этого  систему  государствен-

ных школ или общественных школ, созданных местными сообще-

ствами.  Во  многих  случаях государство финансирует также част-

ные школы наравне с государственными, обеспечивая, таким обра-

зом, гарантии получения базового образования вне зависимости от

принадлежности образовательной  организации.

Таблица  1.3  –  Финансирование  образования  в  странах  СНГ  и

некоторых других странах  мира, 2004 г.


 

 

 

 

 

 

 

         Анализ данных табл. 1.3 показывает, что уровень государствен-

ных  расходов  на  образование в большинстве стран СНГ в 2004  г.

был значительно ниже, чем  в развитых странах мира [28].

Так, в 2004 г. лишь Республика Беларусь финансировала обра-

зование  на  уровне  развитых  стран мира,  для остальных же  стран

уровень финансирования образования  государством был существен-

но ниже, чем в среднем  по миру (4,3 %). Особенно низка была доля

государственных расходов в  Таджикистане (2,8 %).

Беларусь, как свидетельствуют  данные таблицы 1.3, отста-

ет от развитых стран мира по уровню затрат на  одного студен-

Информация о работе Финансирование образования в Республике Беларусь