Финансовая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 16:34, реферат

Краткое описание

Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения – финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:
недостаточные темпы развития экономики;
диспропорции развития экономической системы;

Содержание

Введение
1. Понятие финансовой системы.
2.Структура финансовой системы РФ.
3. Краткая характеристика звеньев финансовой системы
4. Государственная финансовая политика
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

экономика реферат.docx

— 32.92 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б. Н. ЕЛЬЦИНА»

ИНСТИТУТ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ

 

РЕФЕРАТ

ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

 

 

Руководитель, канд. соц. наук, доцент _________________А.Л.Непрозванных

 

Студент гр. УП-130705д  ______________________________ В.В.Мануилова

 

 

 

 

 

 

Алапаевск 2013

Содержание

 

Введение

1. Понятие финансовой  системы.

2.Структура финансовой  системы РФ.

3. Краткая характеристика  звеньев финансовой системы 

4. Государственная финансовая  политика 

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Финансы – это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фон- дов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения.

   Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения – финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:

  • недостаточные темпы развития экономики;
  • диспропорции развития экономической системы;
  • отставание в адаптации к изменениям к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;
  • излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;
  • низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие финансовой  системы.

   Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

   Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.

   Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею.

   Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак – это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.

   Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы является независимым её элементом, но эта самостоятельность относительна в средине единого целостного. Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

 

 

 

 

2.Структура финансовой  системы РФ.

  Понятие «финансовая система» употребляется в различных значениях. Во-первых, как совокупность финансовых учреждений (институциональная структура финансовой системы) и, во-вторых, с точки зрения экономического содержания как совокупность финансовых отношений.

  Само понятие «система» предполагает наличие определенных составляющих элементов и связи между ними. Структурная организация совокупности финансовых отношений позволяет упорядочить и целенаправленно управлять элементами системы, отслеживать и корректировать финансовые связи. Построение финансовой системы основывается на следующих признаках:

Функциональном назначении той или иной группы финансовых отношений;

Наличии определенной специфики в финансовых отношениях;

Единстве и взаимодействии подсистем;

Наличии специального обслуживающего аппарата;

Наличии собственной финансовой базы.

  Итак, финансовая система – это совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в жизни общества.

  В зависимости от признака, закладываемого в основу построения финансовой системы, можно представить ее разное структурное понимание. Рассмотрим структуры финансовой системы Российской Федерации.

  По фондовому признаку различают централизованные и децентрализованные финансы.

  Централизованные (государственные) финансы включают:

государственные бюджеты;

государственные социальные внебюджетные фонды;

государственный кредит;

государственное страхование.

К децентрализованным финансам относят:

финансы коммерческих предприятий и организаций;

финансы некоммерческих организаций;

финансы домохозяйств.

  Централизованные фонды денежных средств формируются, распределяются и используются государством. Для них жестко определены источники средств, направления расходования устанавливаются на основе законодательно-правовых актов. В отношении децентрализованных финансов нет жесткого контроля за финансовыми потоками: предприятия, организации действуют по принципу хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, ответственности, домохозяйства сами определяют структуру своих доходов и расходов. И хотя нормативное регулирование (налогообложение, контроль за законностью финансовых операций), социальное страхование присутствуют, децентрализованные финансы имеют определенную свободу и независимость.

  По сфере финансовых отношений финансовая система РФ включает:

финансы экономических субъектов: предприятий, организаций по секторам (коммерческий, некоммерческий), по отраслям экономики (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и др.); банковско-кредитных организаций; участников фондового рынка;

финансы государства: федерального уровня; регионального уровня; местного (муниципального) уровня;

фонды страхования: государственного, частного;

финансы домохозяйств.

  Государственные и муниципальные финансы являются частью финансовой системы РФ, охватывают часть денежных отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств, необходимых для выполнения общественных функций и задач.

  Основными функциями государства являются: создание адекватной требованиям экономики нормативно-правовой базы и контроль за выполнением законов и нормативных актов; предоставление общественных благ; поощрение свободной конкуренции и антимонопольное регулирование; защита производителей от несправедливой конкуренции; стимулирование развития новых прогрессивных технологий; защита окружающей среды; организация общественных работ; поддержка развития фундаментальной науки; поддержка культуры, искусства, образования, здравоохранения; обеспечение социальной защиты населения, социальная поддержка малообеспеченных слоев; защита прав потребителей и др.

  Государственные и муниципальные финансы играют важную роль в решении социально-экономических задач. Выполняя распределительную функцию, государственные и муниципальные финансы перераспределяют финансовые ресурсы между различными регионами и муниципальными образованиями, различными отраслями экономики, производительной и непроизводительной сферами, различными социальными группами населения.

  Посредством государственного и муниципального контроля отслеживается весь механизм финансовых отношений в обществе, финансовое состояние звеньев финансовой системы РФ, эффективность применяемых правительством программ социально-экономического развития и эффективность, законность деятельности самой исполнительной власти.

  Структура финансовой системы РФ с точки зрения управления включает:

основные элементы системы (финансы государства, финансы коммерческих предприятий, организаций, финансы домохозяйств);

вспомогательные элементы системы (финансы банковско-кредитных организаций, страховых групп, финансы участников рынка ценных бумаг).

  Институциональная структура финансовой системы РФ состоит из разных уровней.

  На федеральном уровне институциональная структура включает:

комитеты Государственной Думы и Совета Федерации;

  На уровне субъектов РФ:

комиссии по бюджету и финансам в законодательном органе, соответствующие федеральным структурам исполнительной власти;

министерства (управления, департаменты) финансов субъекта РФ, в том числе региональные аппараты Департамента контроля Минфина России, управления казначейства Министерства финансов РФ или управления казначейства субъекта Федерации, территориальные управления Федеральной службы РФ по страховому надзору;

главные управления Банка России субъектов Федерации;

Федеральную налоговую службу (инспекцию) субъекта Федерации;

Таможенную службу субъекта Российской Федерации;

Территориальные органы Федеральной службы по финансовым рынкам;

Региональные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

  На муниципальном уровне:

комиссии по бюджету и финансам в представительном органе местного самоуправления;

управления (департаменты, отделы) финансов;

аппарат Департамента контроля Минфина России;

городские (районные) органы (отделения) Федерального казначейства или муниципальное казначейство;

городские (районные) управления Главного управления Банка России субъекта РФ;

городские (районные) налоговые службы;

счетную комиссию представительного органа местного самоуправления;

городскую (районную) таможню.

  Финансовая система Российской Федерации в соответствии со структурным делением финансовой системы в экономически развитых странах включает следующие звенья:

государственный бюджет;

государственные внебюджетные фонды;

государственный кредит;

фонд страхования;

фондовый рынок;

финансово-кредитную систему;

финансы предприятий различных форм собственности.

 

 

3. Краткая характеристика  звеньев финансовой системы

Государственный бюджет.

Бюджетная система РФ состоит из трех уровней: федеральный бюджет, региональные бюджеты и местные бюджеты.

Федеральный бюджет – важнейшее звено финансовой системы страны. В сущности, это финансовые ресурсы федерального государства. Федеральный бюджет включает доходы и расходы, органически связанные с макроэкономическими показателями, объемом налогов и задачами финансовой политики государства.

Бюджет субъекта РФ – это региональный бюджет, включающий республиканский, краевой, областной бюджеты и бюджеты крупных городов (например, таких, как Москва и Санкт-Петербург).

Местные бюджеты охватывают бюджеты городов, не имеющих районного деления, и районов с включением бюджетов районного центра.

Государственные внебюджетные фонды.

В современном экономическом словаре даются следующие определения внебюджетных фондов:

1) денежные средства государства, не включаемые в государственный  бюджет и используемые по определенному  целевому назначению (например, государственный  пенсионный фонд, государственный  фонд социального страхования, фонд  обязательного медицинского страхования);

2) средства организаций, учреждений, муниципальных органов, не входящие в доходные и  расходные статьи бюджетов, финансируемые  из других, внебюджетных источников.

Государственный кредит.

Следует учесть, что на всех уровнях управления финансами присутствует кредит. Государственный кредит – это кредитные отношения между государством, юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в основном заемщиком. Государственный заем осуществляется путем продажи физическим и юридическим лицам государственных ценных бумаг. Таким образом формируется государственный долг.

При государственном кредите государство выступает не только заемщиком, но и кредитором. Правительство может предоставлять кредиты резидентам (в основном виде краткосрочной бюджетной ссуды). Предприятиям агропромышленного комплекса, районов Крайнего Севера (и приравненных к ним местностям) предоставляются товарный и льготный кредиты. Государственный кредит может выступать также в форме гарантированных обязательств федерального правительства под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ, хозяйствующими субъектами.

Информация о работе Финансовая система России