Финансовая система. Функции финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- дать определение финансовой системе и ее развитие в России;
- указать принципы построения финансовой системы;
- рассмотрение не только главного звена финансовой системы – бюджетной системы, но и внебюджетные и муниципальные фонды, финансы предприятий, организаций и учреждений, финансы страхования, кредиты;
- функции финансов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ------------------------------------------------------------------------------------------------ 3
1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА, ЕЕ ЗВЕНЬЯ -------------------------------------------------- 5
1.1. Определение финансовой системы и ее развитие в РФ------------------------------ 5
1.2. Принцип построения финансовой системы--------------------------------------------- 7
1.3. Состав финансовой системы--------------------------------------------------------------- 8
1.4. Финансы предприятий, организаций, учреждений------------------------------------- 14
1.5. Финансы страхования------------------------------------------------------------------------ 18
1.6. Кредит------------------------------------------------------------------------------------------- 20
2. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ И ИХ РОЛЬ ----------------------------------------------------- 22
2.1. Распределительная функция финансов--------------------------------------------------- 22
2.2. Контрольная функция финансов----------------------------------------------------------- 24
2.3. Финансы в общественном воспроизводстве--------------------------------------------- 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ-------------------------------------------------------------------------------------------- 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ-------

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовая система, функции финансов.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

Ведомственный финансовый контроль осуществляют конт­рольно-ревизионные отделы министерств и ведомств. Они прове­ряют финансово-хозяйственную деятельность подведомственных предприятий и учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводят финансо­вые службы предприятий, учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы). В их функции входит проверка производственной и фи­нансовой деятельности предприятия и его структурных подразде­лений.         

Общественный финансовый контроль осуществляют неправи­тельственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач.

Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы и службы. Объектом контроля является деятельность всех экономических субъектов. К необходимости создания независи­мого финансового контроля — аудита — привело развитие ры­ночных отношений и создание акционерных форм собственности. Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ фи­нансовой отчетности хозяйствующего субъекта с целью определе­ния ее достоверности, полноты и реальности, соответствия дей­ствующему законодательству и требованиям, предъявляемым к составлению финансовой отчетности. Аудиторство — это принципиально новая форма контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятий и организаций в на­шей стране.

Цель аудита — установление достоверности финансовой отчет­ности предприятий и организаций и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций действующим норма­тивным актам. Аудитор — не государственный служащий, а неза­висимый ревизор. Это профессионал, прошедший соответствую­щую аттестацию и получивший лицензию на право осуществле­ния аудиторской деятельности. Он должен быть честным и объективным, а его мнение и заключение — непредвзятыми и беспристрастными.

Следует различать собственно аудит как контроль и деятель­ность аудиторских фирм, которая обычно состоит не только из проверок, но и консультационных услуг в области финансов для всех предприятий и организаций по договорам на платной основе. В зависимости от целей и задач выделяются два вида аудита: вне­шний и внутренний.

Внешний аудит осуществляется на платной основе специализи­рованными аудиторскими организациями, обладающими соответ­ствующей лицензией и компетенцией, по договору с государ­ственными налоговыми или другими органами, предприятиями, пользователями — банками, иностранными партнерами, акцио­нерами, страховыми обществами и т.д. В целях обеспечения еди­ного подхода к качеству проверок и подготовки квалифицирован­ных кадров создаются различные объединения аудиторских орга­низаций: ассоциации, палаты и т.п.

Основные цели внешних аудиторских проверок таковы: про­верка достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности, экс­пертиза финансово-хозяйственного состояния, оценка платежес­пособности, разработка рекомендаций по хозяйственной деятель­ности, финансовой стратегии, налоговому планированию и т.п.

Для реализации указанных целей аудиторы проверяют состоя­ние бухгалтерского учета и внутреннего контроля, устанавливают соответствие финансово-хозяйственных операций законодатель­ству, достоверность отчетности, а также оказывают услуги по ана­лизу финансово-хозяйственной деятельности, проводят консуль­тации и дают рекомендации по вопросам финансового, налогово­го, банковского и иного законодательства.

По результатам проверок аудиторы составляют заключение о достоверности финансовой отчетности. Это заключение подтвер­ждает, с одной стороны, точность и надежность представленной клиентом информации, а с другой — благополучное (или нет) по­ложение дел.

Аудиторы несут ответственность за правильность выдаваемых заключений. Кроме того, они обязаны сохранять в тайне все све­дения, полученные ими в ходе исполнения своих обязанностей, разглашение которых может нанести клиенту материальный ущерб.

Аудиторская деятельность связана с большой ответственностью как перед клиентами, так и перед государством. В своей деятель­ности аудитор руководствуется законодательством и собственны­ми хозрасчетными интересами. В условиях конкуренции в ауди­торском бизнесе это способствует повышению уровня проведения ревизий и проверок.

Внутренний аудит осуществляют службы внутреннего контро­ля фирм, филиалов, дочерних компаний и т.д. Они нацелены на проведение проверок по поручению руководства. Конкретные цели служб внутреннего аудита определяются в зависимости от требований руководства предприятий. Внутренний аудит должен проводиться постоянно. Только таким образом можно активно и своевременно воздействовать на ход коммерческих и финансо­вых операций, вовремя устранять недостатки в работе. Он дол­жен охватывать все участки хозяйственной деятельности, носить предметный, строго направленный характер, быть результатив­ным.

По срокам проведения финансовый контроль делится на пред­варительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций, кредитных и кассо­вых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, проектов бюд­жетов и т.д. Он предшествует осуществлению хозяйственных опе­раций и призван не допускать нерационального расходования ма­териальных, трудовых и финансовых ресурсов и тем самым предотвращать нанесение прямого или косвенного ущерба дея­тельности предприятия.

Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе вы­полнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финан­совых операций. Его задачей является своевременный контроль правильности, законности и целесообразности расходов, доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Он произво­дится повседневно финансовыми службами с тем, чтобы своевре­менно обнаружить и установить допущенные ошибки. Оператив­ность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.

Последующий финансовый контроль проводится в форме прове­рок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основные его задачи со­стоят в выявлении недостатков и упущении в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, возмещении на­несенного ущерба, привлечении к административной и матери­альной ответственности виновных лиц, принятии мер по предотв­ращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисцип­лины.

Механизм финансового контроля совершенствуется и развива­ется. Перед ним ставятся новые задачи, направленные на финан­совое оздоровление экономики и совершенствование системы фи­нансовых взаимосвязей в стране[5].

 

2.3. Финансы в общественном воспроизводстве

Какова роль финансов в общественном воспроизводстве, или эко­номическом процессе, который, как известно, включает четыре стадии: производство, обмен, распределение и потребление? В воспроизвод­стве, как едином экономическом процессе, действуют различные эко­номические субъекты (экономические единицы):

1) домашние хозяйства;

2) хозяйствующие субъекты (фирмы);

3)государство.

Все они потребляют множество экономических (материальных и денежных) ресурсов, получают доходы и несут определенные расхо­ды, т.е. имеют определенные бюджетные ограничения. Основными доходами домашних хозяйств является оплата труда в форме заработной платы и ряд других доходов (процентный, от сдачи имущества в аренду, дивиденды и т.д.). Эти средства расходуются на приобретение потребительских товаров и услуг, оплату жилья, отдых и, частично, лечение. Хозяйствующие субъекты (фирмы) получают доход от про­дажи продукции и услуг как домашним хозяйствам, так и другим фир­мам, получая определенную экономическую выгоду в результате по­ступления активов и погашения обязательств, приводящую к росту собственного капитала. Одновременно они несут определенные рас­ходы, уменьшающие их экономические выгоды в результате выбытия определенных активов (денежных средств, иного имущества).

Разница между всеми доходами и всеми расходами предприятия формирует прибыль до налогообложения, а после уплаты налогов со­здается нераспределенная прибыль, которая может использоваться на накопление и потребление. Соответственно государство как экономи­ческий субъект в силу своих властных полномочий устанавливает нало­ги, формирует свои доходы за счет налоговых платежей, сборов, отчис­лений и расходует их для создания общественных благ, т.е. несет опре­деленное бремя расходов для удовлетворения общественных нужд — содержания армии, служб общественного порядка, администрации, судов, оказания медицинских услуг и социальной помощи и т.д.[6]

Таким образом, доходы и расходы имеются у всех экономических субъектов воспроизводственного процесса, т.е. все они имеют своеоб­разные «бюджеты», состоящие из доходной и расходной части. При этом у одних участников возникает «профицит» этих бюджетов, у дру­гих — «дефицит»; это создает объективную необходимость перерасп­ределения сформировавшихся денежных средств, что и осуществля­ется с помощью финансов в широком понимании этого термина.

Все доходы субъектов экономических отноше­ний в процессе воспроизводства делятся на первичные и вторичные, получаемые уже после перераспределения первичных Доходов. Они образуются:

—> у предприятий в форме прибыли, остающейся в их распоряже­нии, и амортизационных отчислений (чистый денежный поток);

—> у работников (домохозяйств) в форме чистой оплаты труда, ос­тающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, выплат из чистой прибыли акционерам и участникам, оплаты труда «бюджетни­кам», выплат из внебюджетных фондов социального направления;

—> у государства в форме перераспределенных доходов предприя­тий в бюджет и внебюджетные фонды.

Процессы формирования и использования доходов субъектов вос­производственного процесса сопровождаются процессами распреде­ления и перераспределения этих доходов, необходимыми для регули­рования экономики в условиях рыночных отношений при помощи финансов в широком понимании этого слова. Упомянутый выше «про­фицит бюджетов», возникающий у отдельных экономических субъек­тов, перераспределяются с помощью[7]:

• государственных финансов (часть доходов аккумулируется в бюд­жете и внебюджетных фондах в форме налогов и сборов);

• финансовых посредников (коммерческих и сберегательных банков, кредитных союзов, частных пенсионных фондов, инвестиционных фондов и компаний, страховых компаний и т.д.) на основе доброволь­ного взаимовыгодного перераспределения средств;

• финансового рынка, на котором осуществляется обмен свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств на активы (финансовые требования и ценные бумаги), приносящие до­ход.

Таким образом, в процессе перераспределения участвуют как госу­дарственные финансы, финансрвые посредники, так и непосредствен­но хозяйствующие субъекты, вкладывая свои свободные денежные средства в ценные бумаги или предоставляя их взаймы другим хозяй­ствующим субъектам, испытывающим «дефицит бюджета». В воспроизводственном процессе, процессе распределения и перераспреде­ления денежные, кредитные и финансовые отношения тесно перепле­таются. При этом на макроуровне процесс властного перераспределе­ния осуществляется с помощью государственных финансов, поэтому они и являются перераспределительной категорией.

На микроуровне финансы участвуют как в процессе распределе­ния, так и в процессе перераспределения. Проанализируем финансо­вый аспект распределения совокупного общественного продукта на уровне предприятия. В условиях «идеального рынка» (отсутствие на­логов и других форм вмешательства государства, наличие большого числа продавцов и покупателей, равный доступ на рынок и к инфор­мации всех потенциальных участников и т.п.) распределение внутри предприятия на материальные затраты, оплату труда, прочие затраты и прибыль происходило бы без вмешательства государства, по зако­нам рыночной конкуренции. Оно определялось бы рыночной стоимо­стью отдельных видов ресурсов, соотношением спроса, предложения и цен, решениями собственников. В реальности таких «идеальных рын­ков» не бывает. Государство в той или иной степени вмешивается в этот процесс, т.е. осуществляет его регламентацию. В бывшем СССР такое вмешательство было глобальным. Действовали прейскурантные цены на оборудование и материалы, осуществлялись их централизо­ванное нормирование и распределение, устанавливались жесткие нор­мы амортизационных отчислений, лимитировался и ряд других эле­ментов затрат, централизованно определялись страховые платежи, тарифы оплаты труда и оклады, плановая величина прибыли и про­порции ее распределения внутри предприятия и в бюджет.

Итак, все распределение ВВП и национального дохода в условиях i командно-административной экономики жестко регламентировалось государством. Это порождало широкий круг финансовых отношений предприятий уже на стадии первичного распределения ВВП, что поз­воляло безоговорочно включать их финансы в общую систему госу­дарственных финансов (90% предприятий были государственными). В современных условиях России деятельность предприятий регламен­тирована значительно меньше. Так, при создании и распределении сто­имости совокупного общественного продукта (СОП) и ВВП в рамках конкретного предприятия государство сегодня регулирует[8]:

1) состав затрат, относимых на себестоимость продукции;

2) размер некоторых видов затрат, относимых на себестоимость продукции в целях начисления 'налогооблагаемой прибыли (расходы на командировки, представительские, рекламу, образование, оплату процентов за банковский кредит);

3) методы применения амортизационных отчислений основных средств, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашиваю­щихся предметов, а также сроки полезного использования амортизи­руемых основных фондов в целях исчисления налогооблагаемой при­были;

4) объекты и ставки налогообложения, включая социальный налог;

5) сроки и порядок списания с баланса обязательств предприятия;

Информация о работе Финансовая система. Функции финансов