- Принципы
организации финансов в сфере коммерческой
деятельности:
- максимизация прибыли предприятия;
- оптимизация источников формирования
финансовых ресурсов;
- обеспечение финансовой устойчивости
коммерческих предприятий и организаций,
в том числе использование различных механизмов
защиты от предпринимательских рисков
(страхование, хеджирование, создание
финансовых резервов);
- обеспечение инвестиционной привлекательности;
- материальная ответственность – предполагает
наличие системы ответственности (финансовых
санкций) за ведение и результаты финансово-хозяйственной
деятельности;
Финансы хозяйствующих субъектов
При функционировании
некоммерческих организаций также возникают
группы финансовых отношений:
- между учредителями и некоммерческой
организацией по поводу формирования
финансовых ресурсов
- между некоммерческой организацией
и физическими и юридическими
лицами по поводу добровольных
взносов как источника финансовых
ресурсов некоммерческой организации,
оплаты услуг, оказываемых некоммерческой
организацией, размещения финансовых
ресурсов некоммерческой организации;
- внутри организаций по поводу
формирования и использования
финансовых ресурсов;
- между отраслевыми органами
управления и подведомственными
им учреждениями и организациями
по поводу использования отраслевых
фондов;
- отношения между некоммерческой
организацией и финансово-банковской
системой;
- отношения с государством по
поводу уплаты обязательных налогов
и платежей.
Финансы
хозяйствующих субъектов
- Для финансов некоммерческих
организаций характерны принципы:
- 1) сметного финансирования – покрытия затрат учреждений и организаций в соответствии с утвержденной сметой;
- 2) материальной ответственности за ведение и результаты деятельности.
- Принцип
самофинансирования справедлив для некоммерческих
организаций, не являющихся учреждением.
- Общественные
объединения создаются на основе принадлежности
людей к одной профессии или определенной
социальной группе, общих интересов, увлечений
или подходов к решению задач общегражданского,
идеологического значения. В России действует
большое количество общественных объединений:
профессиональные союзы, партии, творческие
союзы, спортивные и другие добровольные
общества, специальные целевые и благотворительные
фонды.
Финансы хозяйствующих субъектов
- Унитарным
предприятием признается коммерческая
организация, не наделенная правом собственности
на закрепленное за ней собственником
имущество. Имущество унитарного предприятия
является неделимым и не может быть распределено
по вкладам (долям, паям), в том числе между
работниками предприятия.
- Под частными предприятиями автор понимает,
скорее всего, предприятие без образования
юридического лица. ПБОЮЛ являются отдельным
звеном финансовой системы в сфере финансов
субъектов хозяйствования.
- Граждане Российской Федерации вправе
заниматься предпринимательской деятельностью
без образования юридического лица с момента
регистрации в качестве индивидуального
предпринимателя. Под предпринимательской
деятельностью понимается инициативная,
самостоятельная деятельность граждан,
направленная на получение прибыли или
личного дохода, осуществляемая от своего
имени, на свой риск и под свою имущественную
ответственность или от имени и под юридическую
ответственность юридического лица.
Финансы хозяйствующих субъектов
- Индивидуальная
предпринимательская деятельность связана
с розничной и мелкооптовой торговлей,
предоставлением услуг (в т.ч. брокерских,
аудиторских), с некрупным производством
товаров. Предпринимательской деятельностью
без образования юридического лица могут
заниматься частнопрактикующие врачи,
юристы (нотариусы, адвокаты), частные
детективы, аудиторы, имеющие личную лицензию,
мелкие торговцы, фермеры.
- Финансы хозяйствующих субъектов без
образования юридического лица – это
денежные отношения, возникающие в связи
с формированием денежных доходов и накоплений
индивидуального предпринимателя и использованием
их на расширенное воспроизводство, материальное
стимулирование, выполнение обязательств
и удовлетворение иных собственных потребностей.
Основное отличие индивидуальных предпринимателей
от финансов юридических лиц, заключается
в том, что в хозяйственный оборот могут
непосредственно вовлекаться личные сбережения,
и, наоборот, предпринимательский доход
может использоваться не только на ведение
и расширение дела, но и на личное потребление.
Финансы хозяйствующих субъектов
- Акционерное
общество является организационно-правовой
формой коммерческих предприятий. Поэтому
финансы акционерных обществ не правильно
выделять в отдельное звено финансовой
системы. Акционерным обществом признается
общество, уставный капитал которого разделен
на определенное число акций; участники
акционерного общества (акционеры) не
отвечают по его обязательствам и несут
риск убытков, связанных с деятельностью
общества, в пределах стоимости принадлежащих
им акций.
- Отличительными чертами акционерного
общества по сравнению с другими организационно-правовыми
формами хозяйствования являются:
- добровольность его образования, причем
учредителями и участниками акционерного
общества могут быть самые различные юридические
и физические лица;
- возможность внесения участниками общества
своих средств в уставный фонд в самых
различных формах – в виде зданий и сооружений,
оборудования, денежных средств, в том
числе в иностранной валюте, интеллектуальной
собственности и т.д.; однако при этом весь
капитал акционерного общества и доля
каждого их его участников обязательно
переводится в акции.
Финансы хозяйствующих субъектов
- Государственные
и муниципальные финансы представляют
собой сферу денежных отношений, связанных
с формированием и использованием денежных
доходов, поступлений и накоплений органов
государственной власти и органов местного
самоуправления. Государственные и муниципальные
финансы являются объективными по своей
природе и наличие сферы стоимостного
распределения и перераспределения с
участием государства обусловлено потребностями
общественного хозяйства. Для организации
бесперебойного кругооборота ресурсов
и товаров в масштабах всего производства,
для обеспечения функционирования непроизводственной
сферы общественного хозяйства, для обеспечения
безопасности и обороноспособности, покрытия
издержек государственного управления,
необходима аккумуляция финансовых ресурсов
в распоряжении государства, которое реализует
все названные функции.
- Основными факторами, влияющими на уровень
концентрации финансовых ресурсов в
распоряжении органов государственной
власти и органов местного самоуправления,
являются: уровень развития экономики;
цели и задачи финансовой политики, определяющие
пропорции и приоритетные направления
использования финансовых ресурсов; исторические
и национальные традиции страны; внешнее
положение государства.
Характеристика государственных и муниципальных
финансов
- Бюджеты,
формируемые в распоряжении органов государственной
власти и местного самоуправления, имеют
многоцелевой характер. Они используются
для финансового обеспечения всех задач
и функций, возложенных на государство,
в том числе, обеспечения экономического
роста; соблюдения макроэкономического
равновесия с устранением отраслевых
и территориальных диспропорций в развитии
экономики; регулирования экономической
конъюнктуры и деловой активности хозяйствующих
субъектов; содержания непроизводственной
сферы; обеспечения социальной защиты
отдельных категорий населения; сохранения
среды обитания; осуществления международного
сотрудничества и участия в международном
разделении труда и т.д.
- Таким образом, бюджеты выступают формой
образования и использования финансовых
ресурсов органов государственной власти
и местного самоуправления, направляемых
на удовлетворение разнообразных общественных
потребностей.
Характеристика государственных и муниципальных
финансов
Помимо бюджетов и
внебюджетных фондов, действующий бюджетный
механизм предусматривает и иные формы
образования и расходования денежных
средств органов государственной власти
и местного самоуправления:
Целевые бюджетные фонды образуются в
составе бюджетов органов государственной
власти и местного самоуправления за счет
доходов целевого назначения или в порядке
целевых отчислений от конкретных видов
доходов или поступлений. Они используются
по отдельной смете, с финансированием
задач и функций, обусловленных предназначением
фондов.
Резервные фонды создаются в составе расходной
части бюджетов органов государственной
власти и местного самоуправления для
обеспечения задач и осуществления мероприятий
чрезвычайного или специального характера.
Государственные доходы представляют
собой денежные средства, поступающие
в бюджеты органов государственной власти
и в государственные внебюджетные фонды
в соответствии с действующим законодательством.
Характеристика государственных и муниципальных
финансов
- Муниципальные
доходы представляют собой
денежные средства, поступающие в бюджеты
муниципальных образований, в соответствии
с действующим законодательством.
- Использование финансовых
ресурсов органов государственной власти
и органов местного самоуправления осуществляется
в виде государственных и муниципальных
расходов.
- Государственные
расходы представляют собой
денежные средства, направляемые на финансовое
обеспечение функций и задач, возложенных
на органы государственной власти из бюджетов
соответствующих уровней и государственных
внебюджетных фондов.
- Денежные средства,
перечисляемые из бюджетов органов государственной
власти соответствующих уровней, являются
расходами бюджетов; денежные средства,
направляемые из государственных внебюджетных
фондов, представляют собой расходы этих
фондов. Таким образом, государственные
расходы включают расходы бюджетов органов
государственной власти разных уровней
и расходы государственных внебюджетных
фондов. Муниципальные расходы представляют собой
денежные средства, направляемые на финансовое
обеспечение деятельности органов местного
самоуправления из бюджетов муниципальных
образований.
Характеристика государственных и муниципальных
финансов
- Федеральные
финансы призваны обеспечить
финансовую основу деятельности федеральных
органов власти. Они включают: федеральный
бюджет и государственные внебюджетные
фонды РФ. Согласно Бюджетного кодекса
РФ статус государственных внебюджетных
фондов имеют следующие социальные внебюджетные
фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации;
Фонд социального страхования Российской
Федерации; Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования.
- Региональные финансы обеспечивают финансовую
основу деятельности региональных органов
власти (органов государственной власти
субъектов РФ). Они состоят из региональных
бюджетов и территориальных государственных
внебюджетных фондов. Бюджеты субъектов
РФ включают разные виды бюджетов: республиканские
бюджеты республик, краевые бюджеты краев,
областные бюджеты областей, окружные
бюджеты автономных округов, областной
бюджет автономной области, городские
бюджеты городов федерального значения.
К территориальным государственным внебюджетным
фондам относятся территориальные фонды
обязательного медицинского страхования.
- Местные финансы являются
финансовой основой деятельности местных
органов власти. Действующее законодательство
не предусматривает полномочий местных
органов власти по формированию муниципальных
внебюджетных фондов. В составе местных
финансов учитываются различные виды
местных бюджетов: бюджеты муниципальных
районов; бюджеты городских округов; бюджеты
внутригородских муниципальных образований
городов федерального значения; бюджеты
городских и сельских поселений.
Характеристика государственных
и муниципальных
финансов
- Финансы
домашних хозяйств представляют собой
отдельную сферу денежных отношений, возникающих
в процессе распределения и перераспределения
стоимости общественного продукта в связи
с формированием и использованием денежных
доходов, поступлений и накоплений домашних
хозяйств. Они являются составной частью
финансовой системы государства.
- В их составе выделяются следующие взаимоотношения:
с работодателями в связи с оплатой труда;
с хозяйствующими субъектами; между членами
хозяйства; с кредитными организациями;
со страховыми организациями; с органами
государственной власти и органами местного
самоуправления.
- Перечисленные виды взаимоотношений
образуют в совокупности содержание финансов
домашних хозяйств.
- Финансы домашних хозяйств имеют выраженную
организацию только во взаимоотношениях
домохозяйств с государством по поводу
уплаты налогов, финансирования различных
социальных выплат, а также, с кредитными
и страховыми организациями. По всем остальным
направлениям деятельности домашние хозяйства
самостоятельно принимают решения по
формированию и использованию своих денежных
доходов, поступлений и накоплений.
- Как любые финансовые отношения, финансы
домашних хозяйств, функционируют посредством
денежных доходов и расходов.