Финансовая система и фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение особенностей строения финансовой системы и фискальной политики государства. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
изучить понятие и структуры государственных финансов;
определить роль государственного бюджета в финансовой системе;
рассмотреть финансовую политику в России и инструменты ее стабилизации;
выявить сущность фискальной политики, изучить ее цели и инструменты;
определить взаимосвязь денежной и фискальной политики.

Содержание

Введение
1. Сущность фискальной политики
1.1 Общие понятия о государственных финансах, их структура, уровни
1.2 Роль государственного бюджета в финансовой системе
1.3 Финансовая политика в России. Инструменты стабилизации. Стабилизационная политика
2. Сущность фискальной политики
2.1 Фискальная политика, ее цели и инструменты
2.2 Взаимосвязь денежной и фискальной политики государства
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая курсовая по макроэкономике! часть 2.docx

— 127.61 Кб (Скачать файл)

 

 

10

Наличие бюджета дает возможность для маневрирования, когда производится распределение средств на потребности общества, с обязательным учетом их приоритетности на данном отрезке времени как для страны в целом, так и для ее регионов частности.[7] В результате этого бюджет служит реализации задач, которые наиболее значимы для общества в каждом конкретном периоде его развития.

Таким образом, в бюджетной системе РФ концентрируется часть национального дохода, которая должна быть направлена на потребности общего значения: социальные и экономические программы, обеспечение обороны и безопасности страны.

Помимо бюджета утверждаемого представительными органами власти в обычном порядке, законодательство предусматривает возможность введения чрезвычайного бюджета. Чрезвычайный бюджет это бюджет с особым более жестким правовым режимом использования средств, основанием для установления которого, является введение чрезвычайного положения.[4]

В настоящее время все бюджеты существуют как самостоятельные денежные фонды. Однако для управления делами каждой территории, прогнозирования ее развития, важно знать, какие средства сосредотачиваются в бюджете всех уровней, функционирующих в ее рамках. Это необходимо также для формирования взаимоотношений с выше- и нижестоящими органами власти.

Поэтому законодательством предусмотрено составление консолидированных бюджетов в масштабах Российской Федерации в целом, а также субъектов Федерации и муниципальных образований.

Консолидированный бюджет - это свод бюджетов РФ, ее субъектов и муниципальных образований, используемый для расчетов и анализа. В законодательстве Российской Федерации определяется и состав бюджетов разных уровней.

 

11

Сущность государственного бюджета отражает:

- базовые функции финансов;

- текущую финансовую политику государства.

Цели и функции государственного бюджета:

- ресурсное обеспечение функций государства;

- регулирование экономических процессов внутри государства.

Общая структура государственного бюджета:

1. По направлениям:

- доходная часть;

- расходная часть.

2. По уровням управления:

- федеральный бюджет;

- бюджеты субъектов Федерации;

- местные (муниципальные) бюджеты.

 

1.3 Финансовая политика в России. Инструменты стабилизации. Стабилизационная политика

 

Финансовая политика государства представляет собой совокупность государственных мероприятий по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для выполнения государством его функций.

Для достижения указанной цели необходимы финансовая стабилизация, направленная на снижение инвестиционных рисков; укрепление законности и правопорядка как основы для развития предпринимательской активности. Основой снижения инвестиционных рисков является финансовая стабилизация. Для её достижения необходимо добиться увеличения своевременных реальных налоговых поступлений в бюджет; поступлений от приватизации; привлечение частных инвестиций; стабилизации национальной валюты; прекращение утечки капитала из страны и положительного торгового баланса.[20]

12

Финансовая политика – это не только управление финансами, но и воздействие на среду, в которой осуществляется финансовый процесс. Очень многое зависит от общественного мнения, которое влияет на финансовый процесс через деятельность законодательной власти, через доверие населения к банковскому и фондовому секторам и через спрос на иностранную валюту, и т.д.

Финансовая политика предполагает разработку плана, наличие конкретных ресурсов для его осуществления, а также последовательность разумных действий на основе разработанного плана и имеющихся ресурсов для решения поставленных планов и задач. На финансовую политику влияют социально-экономическая реальность, стихийные бедствия, массовые беспорядки, ажиотажный спрос на товары первой необходимости и др. для реализации финансовой политики следует устранять негативные факторы или хотя бы снижать их воздействие и усиливать действие положительных факторов, от которых зависит поступательное развитие экономики страны. К положительным факторам можно отнести обеспечение политической и социальной стабильности, устойчивого и безопасного международного положения и т.п.

Под финансовой политикой следует понимать управление финансами на уровне государства, т.е. выработку целей и задач, на которые необходимо направлять централизованные ассигнования, поиск ресурсов и путей достижения поставленных целей в сочетании с влиянием внешних факторов, от которых также зависит получение намеченных результатов. Управление финансами на уровне государства представляет собой процесс, состоящий из разработки целей и задач, создания информационной базы, прогнозирования, планирования, организации управления, оценки полученных результатов, стимулирования и контроля.[18]

В рамках финансовой политики следует различать такие достаточно самостоятельные направления, как антимонопольная, бюджетная, валютная,

 

13

В рамках финансовой политики следует различать такие достаточно самостоятельные направления, как антимонопольная, бюджетная, валютная, кредитная, налоговая, страховая и таможенная политика. Все эти направления тесно взаимосвязаны, поэтому необходимо разрабатывать и осуществлять их в тесной взаимосвязи.

Финансовая политика также осуществляется и на уровне субъектов Российской Федерации. Её специфика заключается в зависимости от решений, принимаемых федеральным центром. Значительно ограничено субъектам Российской Федерации проведение финансовой политики в кредитной, налоговой и страховой сферах, а также возможность влиять на антимонопольную, валютную и таможенную политику. Кроме того, ограничение проведения финансовой политики на уровне субъектов Российской Федерации заключается в ограничении ресурсов для реализации к решению конкретных насущных потребностей людей.

В качестве приоритетной задачи финансовой политики государства и регионов должно стать повышение благосостояния каждого человека. Она может быть решена только на уровне местного самоуправления. При этом должно учитываться увеличение или сохранение уровня реальных доходов на душу населения и на этой основе обеспечиваться выполнение социальных нормативов уровня жизни в стране, в том числе на уровне каждого региона.

Для реализации финансовой политики чрезвычайно важно ресурсное обеспечение, связанное с развитием производительных сил. От этого зависит политика государства, ориентированная на увеличение численности населения, улучшение его здоровья, повышение образовательного уровня, пригодного к участию в производительном труде. Необходимо обновление основных производственных фондов предприятий всех отраслей экономики, эффективное использование природных ресурсов, развитие финансовой инфраструктуры. В настоящее время плановое регулирование всех составляющих финансовой политики государства начинает реализовываться.

 

14

Вместе с тем необходимо структурирование, функциональное, общее управление по всем направлениям единой финансовой политики при усилении роли и ответственности федерального центра и каждого субъекта Российской Федерации за вопросы, входящие в их компетенцию. Необходимо усилить роль Минфина России и Минэкономразвития России в координации деятельности всех ведомств, причастных к проведению единой финансово- экономической политики государства.

Существование рациональной финансовой политики субъектов РФ является положительным фактором развития экономики государства, и, наоборот, ее отсутствие тормозит развитие экономики конкретного региона и страны в целом. Целесообразно восстановить вертикальную зависимость деятельности территориальных финансовых органов от Минфина России, одновременно в рамках субъектов Российской Федерации создать единый механизм тесного воздействия всех управлений Минфина России и правительства республик, краев и областей для повышения эффективности проведения единой политики государства на территории конкретного субъекта Российской Федерации.

В финансовой политике России в последние годы особое внимание уделяется развитию налоговой системы. При переходе к рыночной экономике налоговую систему пришлось практически создать заново.

В период 2010–2012 годов продолжена реализация целей и задач, предусмотренных "Основными направлениями налоговой политики в Российской Федерации на 2008–2011 годы" и "Основными направлениями налоговой политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов".

При этом реализация основных направлений налоговой политики будет проводиться во взаимосвязи с основными направлениями Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации и с проектами по реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.[12]

 

15

Предлагается внесение изменений в законодательство и уточнение ранее заявленных подходов к проведению налоговой реформы по вопросам:

- совершенствования налогового контроля над использованием трансфертных цен в целях налогообложения;

- создания института консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций;

- совершенствования порядка учета в налоговых органах организаций и физических лиц, оптимизации взаимодействия, в том числе посредством передачи документов в электронном виде, между налоговыми органами и банками, органами исполнительной власти, местными администрациями, другими организациями, которые обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с налоговым администрированием.

Таким образом, современная финансовая политика России связана с реализацией комплекса мероприятий, обеспечивающих переход к рыночной экономике, экономическую стабилизацию, социальную поддержку населения. А главной задачей финансовой политики государства является обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами государственных программ экономического и социального развития.

Макроэкономический анализ функционирования рыночной экономики служит основанием для включения в число экономических функций государства проведение стабилизационной экономической политики, целями которой являются: поддержание общего экономического развития государства при полной занятости населения; устойчивый рост экономики; стабильный уровень цен; сбалансированный платежный баланс страны.

Под стабилизационной политикой государства понимается система экономических мероприятий правительства, направленных на сдерживание роста безработицы и инфляции, стимулирование экономического роста, обеспечение платежного баланса страны.[5] В зависимости от состояния экономической конъюнктуры цели стабилизационной политики оказываются в отношениях взаимодополняемости, взаимозаменяемости или

16

нейтральности, что предопределяет тактику стабилизационной политики в конкретной ситуации.

По набору используемых мероприятий эту политику принято делить на фискальную, денежно-кредитную и комбинированную. Фискальная политика сводится к воздействию на экономическую конъюнктуру посредством манипулирования государственным бюджетом. Как правило, она сопровождается эффектом вытеснения, ведущим к перераспределению прав использования факторов производства от частного сектора к государству. Денежно-кредитной политикой называют регулирование экономической активности посредством изменения количества находящихся в обращении денег.[13] Эффективность как фискальной, так и денежно-кредитной политики снижается в результате противодействия ценового механизма. Для преодоления этого противодействия используют комбинированную политику, основанную на совместном применении фискальных и денежных инструментов регулирования национального хозяйства. Наряду с мероприятиями фискальной и денежной политики, направленными на регулирование совокупного спроса, у правительства имеются возможности воздействовать на объем совокупного предложения, т.е. осуществлять политику предложения.

Отрицательным последствием активной стабилизационной политики может стать увеличение размеров государственного долга. Большая доля государственного долга в национальном доходе ограничивает возможности правительства при проведении стабилизационной политики. Условием снижения доли государственного долга в национальном доходе является образование первичного бюджетного избытка и превышение темпа прироста национального дохода над уровнем реальной ставки процента.

Так как стабилизационная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом и изменению предложения денег, то ее осуществление непосредственно влияет на размеры бюджетного дефицита и государственного долга.

17

Дефицит государственного бюджета можно финансировать либо посредством его монетизации, либо за счет займа у населения или у остального мира. Поскольку монетизация дефицита государственного бюджета означает увеличение предложения денег, способствующее росту национального дохода, то при определенных условиях таким путем можно ликвидировать бюджетный дефицит.

Однако если правительство при проведении экономической политики обязано иметь сбалансированный бюджет на каждый год, то его действия усиливают конъюнктурные колебания. Во время кризиса и депрессии из-за снижения производства и национального дохода поступления в государственный бюджет сокращаются.

Информация о работе Финансовая система и фискальная политика