Финансовое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 19:19, курсовая работа

Краткое описание

Любое общество всегда ставит перед собой задачу дальнейшего самосовершенствования, повышения уровня жизни. Постановка целей и их реализация требуют организованной деятельности, а последняя – ее планирования. В то же время механизмы реализации планов, формы и методы планирования могут быть совершенно различными и сами оказывать влияние на характер производственных отношений.

Содержание

I. Теоретическая часть
Введение ……………………………………………………………………. 3
1.Финансовый план как составная часть бизнес-плана …………….. 6
2.Методы финансового планирования ……………………………….. 15
3.Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием…26
Заключение ……………………………………………………………………38
Используемая литература …………………………………………………..40
II. Расчетная часть …………………………………………………………..41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по финансам организаций.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

      Система  текущего планирования финансовой  деятельности основывается на  разработанной финансовой стратегии и финансовой  политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид планирования заключается в разработке конкретных текущих финансовых планов, которые дают возможность предприятию определить на предстоящий период все источники финансирования его развития, сформировать структуру его доходов и затрат, обеспечить постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и пассивов предприятия на конец планируемого периода.

         Текущее финансовое планирование хозяйственной деятельности предприятия состоит в разработке трех документов: плана движения денежных средств, плана отчета о прибылях и убытках, плана бухгалтерского баланса.

     Текущий  финансовый план составляется  на период, равный одному году. Это объясняется тем, что за год в основном выравниваются сезонные колебания конъюнктуры рынка. К тому же такой период времени соответствует законодательным требованиям к отчетному периоду.

     Годовой  финансовый план разбивают поквартально  или помесячно, поскольку в течение года потребность в денежных средствах может значительно меняться и в каком-либо квартале (месяце) может оказаться недостаток финансовых ресурсов. Кроме того, разбивка годового плана на короткие промежутки времени позволяет отслеживать  синхронность притоков и оттоков денежных средств и ликвидировать кассовые разрывы.

     Текущий  финансовый план составляется  на основе данных о:

  • Финансовой стратегии предприятия;
  • Результатах финансового анализа за предыдущий год;
  • Планируемых объемах производства и реализации продукции, а также других экономических показателях операционной деятельности предприятия;
  • Системе разработанных на предприятии нормативов затрат отдельных ресурсов;
  • Действующей системе налогообложения;
  • Действующей амортизационной политике;
  • Ставках процентов на депозитном и кредитном рынках и пр.

        Процесс текущего финансового  планирования представляет собой  собственно план финансирования, который составляется на год  с разбивкой по кварталам.

     План движения  денежных средств отражает денежные потоки: притоки и оттоки, в том числе все направления расходования средств.

В современных условиях все большее распространение  получает процесс планирования затрат по центрам ответственности2.

Центом ответственности  является каждое подразделение предприятия, руководитель которого несет непосредственную ответственность за издержки данного подразделения. Этот способ позволяет осуществить эффективный контроль путем делегирования ответственности на уровень отдельных подразделений.

Планирование по центрам ответственности заключается в разработке матрицы затрат, которая показывает три размерности затратной информации:

1) размерность центра  ответственности (где возникли  затраты);

2) размерность производственной  программы (для какой цели);

3) размерность элемента затрат (вид использованных ресурсов).

Такой оперативный контроль за расходом является управленческим инструментом на зарубежных предприятиях и дает возможность определить показатель стоимости продаж продукции как  основу для разработки годовых планов.

По мере реализации заложенных в текущем финансовом плане мероприятий  регистрируются фактические результаты деятельности предприятия.

В результате сравнения  фактических показателей с плановыми  осуществляется финансовый контроль. При этом особое внимание следует уделить тому, как выполняются статьи текущего планирования, определить темпы роста доходов и расходов предприятия, наличию материальных и финансовых результатов.

Возможно ли успешное управление предприятием без регулярного  планирования? Представляется, что нет – и вот по какой причине. Деятельность любого предприятия (если это не естественная монополия) осуществляется в конкурентной среде. Если одно предприятие осуществляет полноценное регулярное планирование, а другое пытается только реагировать на ситуацию, выигрыш в конкурентной борьбе будет на стороне первого предприятия. Таким образом, предприятие, не осуществляющее регулярное текущее планирование, обречено на поражение в конкурентной борьбе.

Как видно из предыдущего  изложения материала, важную роль в планировании составляют различные прогнозы и ориентиры. Прогнозируется объем реализации, себестоимость продукции в целом и по важнейшим статьям, потребность в источниках финансирования, величина денежных потоков и тому подобное. Прогнозирование как один из методов управления не должно сводиться лишь к расчету ориентиров для критериев, имеющих количественное измерение. Оно понимается в более широком аспекте, в частности, и как метод выявления оптимальных вариантов действий. В этом смысле прогнозирование тесно связано с перспективным анализом, поскольку окончательный вариант действий выбирается после рассмотрения и сравнительного анализа различных вариантов, в том числе и альтернативного характера.

Один из главных объектов планирования - это прибыль. Планирование прибыли – составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование, но и имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль, так как некоторые виды деятельности не облагается налогом на прибыль, а другие – облагаются по повышенным ставкам . В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов, но и, обеспечивающий максимальную прибыль.

Прибыль  от реализации товарной продукции является основным компонентом валовой прибыли  предприятия рассмотрим способы  ее планирования.

Метод прямого  счета   является наиболее распространённым. Он применяется, как правило,  при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. В наиболее общем  виде прибыль – это разница между ценой и себестоимостью, но при расчете плановой величины прибыли  необходимо уточнить объем продукции, от реализации которой ожидается эта прибыль. Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, где определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода.

Если же говорить не о прибыли, то, к примеру, применение метода планирования материальных ресурсов позволяет оптимизировать план поставок комплектующих, тем самым уменьшая затраты на производство и повышая его эффективность. Плавно, но верно подходим к обсуждению проблемы методов финансового планирования на предприятии.

2. Перспективное финансовое планирование, определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей предприятия.

         Перспективное финансовое планирование  в современных условиях охватывает период времени от одного года до трех лет. Перспективное финансовое планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. Разработка финансовой стратегии представляет собой особою область финансового планирования, она должна быть согласована с целями и направлениями, сформулированными общей стратегией.

    В свою очередь  финансовая стратегия оказывает  влияние на общую стратегию  предприятия. Изменение ситуации на финансовом рынке влечет за собой корректировку финансовой, а затем и общей стратегии развития хозяйствующего субъекта. Финансовая стратегия предполагает определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных способов их достижения. Цели финансовой стратегии должны быть подчинены общей стратегии развития и направлены на максимизацию рыночной стоимости предприятия3.

Процесс формирования финансовой стратегии включает в себя следующие  основные этапы:

    1. Определение периода реализации стратегии. Продолжительность этого период зависит от периода формирования общей стратегии предприятия. Кроме того, на него воздействуют и другие факторы: динамика макроэкономических процессов, изменения, происходящие на финансовом рынке, отраслевая принадлежность и специфика внешней среды деятельности предприятия.

2. Анализ факторов внешней среды предприятия;

  1. Формирование стратегических целей финансовой деятельности. Главная цель данного этапа - максимизация рыночной стоимости предприятия. Система стратегических целей предприятия должна быть сформулирована четко, отражая каждую из целей в конкретных показателях-нормативах. Обычно в качестве стратегических нормативов используют такие, как: среднегодовой темп роста собственных финансовых ресурсов, формируемых их внутренних источников; минимальная доля собственного капитала; соотношение оборотных и внеоборотных активов предприятия и пр. На основе финансовой стратегии формируется финансовая политика по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной и пр.
  2. Разработка финансовой политики предприятия;
  3. Разработка системы мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии;
  4. Оценка разработанной финансовой стратегии. Она осуществляется по нескольким параметрам. Во-первых, оценивается насколько разработанная финансовая стратегия согласуется с общей стратегией предприятия, выявляется степень согласованности целей, направлений и этапов реализации этих стратегий. Во-вторых, оценивается согласованность финансовой стратегии предприятия с прогнозируемыми изменениями во внешней среде. В-третьих, оценивается реализуемость разработанной финансовой стратегии, т. е. рассматриваются возможности предприятия в формировании собственных и привлеченных финансовых ресурсов. В заключение оценивается результативность финансовой стратегии. Такая оценка может быть основана на прогнозных расчетах различных финансовых показателей, а также на прогнозе динамики нефинансовых результатов реализации разработанной стратегии, таких, как: рост деловой репутации предприятия, повышение уровня управляемостью финансовой деятельностью структурных подразделений.

В ходе стратегического  планирования ведется активный поиск  альтернативных вариантов, осуществляется выбор лучшего из них и построение на этой основе стратегии развития предприятия.

     Важным  моментом при разработке финансовой  стратегии является определение  периода ее реализации. На него  воздействует ряд факторов, к  ним можно отнести:

- динамику макроэкономических  процессов;

- тенденции развития  отечественного финансового рынка;

- отраслевая принадлежность  предприятия и специфика производственной  деятельности.

     На основе  финансовой стратегии определяется финансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, эмиссионной, дивидендной.

     Важное  значение при формировании финансовой  стратегии имеет учет факторов  риска. Основу перспективного  планирования составляет прогнозирование, которое является воплощением стратегии компании на рынке. Состав показателей прогноза может значительно отличаться от состава показателей будущего плана. Основой прогнозирования является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуации и финансовых показателей. Методы и способы прогнозирования должны быть достаточно динамичными для того, чтобы своевременно учесть эти изменения.

     Отправной  момент прогнозирования – признание  факта стабильности изменений  основных показателей деятельности хозяйствующего субъекта от одного отчетного периода к другому.

         Результатом перспективного финансового  планирования является разработка  трех основных финансовых документов:

- прогноза отчета о  прибылях и убытках;

- прогноза движения  денежных средств;

- прогноза бухгалтерского  баланса.

     Основной  целью построения этих документов  является оценка финансового  положения предприятия на конец  планируемого периода.

Для составления прогнозных финансовых документов важно правильно  определить объем будущих продаж. Это необходимо для организации производственного процесса, эффективного распределения средств, контроля над запасами. Прогноз объемов продаж дает представление о той доле рынка, которую предприятие предполагает завоевать своей продукцией.

        Прогнозы продаж выражаются как в денежных, так и в физических единицах, и в любом случае помогают определить влияние цены, объема производства и инфляции на потоки наличных денежных средств предприятия.

      С помощью  прогнозного отчета о прибылях  и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде.

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии