Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 11:09, курсовая работа
Финансовое развитие и финансовая стабилизация организации являются основой ее благополучия. На посткризисном этапе развития финансовое состояние значительной части российских организаций является неустойчивым. Прежде чем рассматривать направления финансовой стабилизации и устойчивого развития данных организаций, необходимо максимально полно проанализировать эффективность использования механизмов антикризисного управления, с помощью которых можно было бы вывести организации из неустойчивого состояния.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ 6
1.1. Сущность, понятия и методы оценки финансовой устойчивости 6
1.2. Основные направления финансовой стабилизации 12
1.3. Механизмы финансовой стабилизации предприятия 16
2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ ООО «СНАБТЕХЦЕНТР» 22
2.1. Экономическая характеристика ООО «Снабтехцентр» 22
2.2. Оценка мероприятий по финансовой стабилизации 23
2.3. Анализ финансовой устойчивости предприятия 27
3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ООО «СНАБТЕХЦЕНТР» 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Ускоренное сокращение размера краткосрочных финансовых обязательств, обеспечивающее снижение объема отрицательного денежного потока в краткосрочном периоде, достигается за счет следующих основных мероприятий:
пролонгации краткосрочных финансовых кредитов;
реструктуризации портфеля краткосрочных финансовых кредитов с переводом отдельных из них в долгосрочные;
увеличения периода предоставляемого поставщиками товарного (коммерческого) кредита;
отсрочки расчетов по отдельным формам внутренней кредиторской задолженности предприятия и других.
Цель этого этапа финансовой стабилизации считается достигнутой, если устранена текущая неплатежеспособность предприятия, т.е. объем поступления денежных средств превысил объем неотложных финансовых обязательств в краткосрочном периоде. Это означает, что угроза банкротства предприятия в текущем отрезке времени ликвидирована, хотя и носит, как правило, отложенный характер.
Методика финансового анализа состоит из трех взаимосвязанных блоков:
1) анализа финансовых результатов деятельности предприятия;
2) анализа финансового состояния;
3) анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности.
Таблица 2.1.
Данные для анализа финансовой устойчивости предприятия
Показатель |
Конец 2011 года |
Конец 2012 года |
Изменение |
I. Основные средства и вложения |
24.700 |
74.500 |
+49.800 |
II. Запасы |
1176.500 |
1191.400 |
+14.900 |
III. Денежные средства, расчеты и прочие активы |
2.500 |
46.300 |
+43.800 |
Расчеты и прочие активы |
189.700 |
21.200 |
-168.500 |
I. Источники собственных средств |
26.900 |
37.400 |
+10.500 |
II. Расчеты и прочие пассивы |
65.600 |
136.400 |
+70.800 |
III. Кредиты и другие заемные средства |
2724.300 |
2368.900 |
-355.400 |
Долгосрочные кредиты и заемные средства |
0 |
0 |
0 |
Основным источником информации для анализа финансового состояния служит бухгалтерский баланс предприятия (форма N1 годовой и квартальной отчетности). Его значение настолько велико, что анализ финансового состояния нередко называют анализом баланса. Источником данных для анализа финансовых результатов является отчет о финансовых результатах и их использовании (форма N 2 годовой и квартальной отчетности).
Одной из ключевых задач анализа финансового состояния предприятия является изучение показателей, отражающих его финансовую устойчивость.
Любое предприятие имеет множество источников финансирования. Выбирая их величину, состав и структуру предприятие одновременно приобретает определённые возможности и налагает на себя некоторые обязательства [13].
За полученные во временное, хотя и долгосрочное, пользование денежные средства нужно делать обязательные регулярные платежи, кроме того, привлечённые средства необходимо вернуть. Поэтому возникает проблема оценки способности предприятия отвечать по своим долгосрочным финансовым обязательствам – в этом суть оценки финансовой устойчивости предприятия [7, с. 115] В основе методики оценки – расчёт показателей, характеризующих структуру капитала (долгосрочных источников) и возможности поддерживать данную структуру.
В наиболее общем случае возможны три варианта использования данных:
Таблица 2.2.
Структура источников финансирования предприятия
Виды финансирования |
Внешнее финансирование |
Внутреннее финансирование |
Финансирование на основе собственного капитала |
1. Финансирование на основе вкладов и долевого участия (например, выпуск акций, привлечение новых пайщиков) |
2. Финансирование за счет прибыли после налогообложения (самофинансирование в узком смысле) |
Финансирование на основе заемного капитала |
3. Кредитное финансирование (например, на основе займов, ссуд, банковских кредитов, кредитов поставщиков) |
4. Заемный капитал, формируемый на основе доходов от продаж - отчисления в резервные фонды (на пенсии, на возмещение ущерба природе ведением горных разработок, на уплату налогов) |
Смешанное финансирование на основе собственного и заемного капитала |
5. Выпуск облигаций, которые можно обменять на акции, опционные займы, ссуды на основе предоставления права участия в прибыли, выпуск привилегированных акций |
6. Особые позиции, содержащие часть резервов (т.е. не облагаемые пока налогом отчисления) |
В этих случаях рассчитывают коэффициенты, характеризующие долю собственного капитала, заёмного капитала и долгосрочных источников в общей сумме источников финансирования, т.е. в оценке учитываются все статьи пассива баланса. Здесь неявно предполагается, что активы и отдельные источники не сопоставляются между собой в плане целевого покрытия, т.е. любой источник в принципе может рассматриваться как источник покрытия любого актива; важно не соотнесение каких-то активов и источников, а общая характеристика финансовой структуры предприятия.
- коэффициент износа основных средств - уровень физического и морального износа основных фондов:
- фондоотдача - сколько выручки приходится на единицу основных производственных фондов:
- коэффициент обращения дебиторской задолженности (обороты) - в сколько раз выручка превышает среднюю дебиторскую задолженность:
- период погашения дебиторской задолженности - средний период инкассации дебиторской задолженности, т.е. период ее погашения:
Отдельной группой показателей финансового состояния предприятия выступают показатели рентабельности, которые имеют сильное важное значение для характеристики деятельности предприятия. Имеем такие показатели:
- рентабельность активов за прибылью от обычной деятельности - сколько прибыли от обычной деятельности приходится на единицу средств, инвестированных в активы:
- рентабельность капитала (активов) за чистой прибылью - сколько приходится чистой прибыли на единицу инвестированных в активы средств:
- рентабельность реализованной продукции за чистой прибылью - сколько приходится чистой прибыли на единицу выручки:
- соотношение уплаченных % и прибыли - сколько приходится уплаченных % за кредиты и займы на единицу прибыли; какую часть эффекта “съедает” цена кредита:
За этими показателями видно, как выросшая рентабельность активов за прибылью от обычной деятельности, рентабельность капитала за чистой прибылью, рентабельность собственного капитала, рентабельность производственных фондов. Резко возросли коэффициенты стойкости экономического роста и рентабельность реализованной продукции за прибылью от операционной деятельности, которая есть положительным для ООО «Снабтехцентр». Отрицательная тенденция с показателем соотношения уплаченных % и прибыли, которая свидетельствует о неэффективном использовании займов.
Четвертой группой показателей являются показатели финансовой стойкости:
- собственные оборотные средства (рабочий, функционирующий капитал) - оборотные активы, которые финансируются за счет собственного капитала и долгосрочных обязательств. Наличие рабочего капитала означает не только способность платить текущие долги, а и возможность расширить производство:
Таблица 2.3.
Таблица 2.2.2.
Показатели рентабельности ООО «Снабтехцентр» за 2011-2012 гг, %
Показатели |
2011 год |
2012 год |
Изменение в % |
1. Рентабельность всей реализованной продукции |
4,0 |
3,69 |
-0,31 |
2. Рентабельность затрат |
4,16 |
3,83 |
-0,33 |
3. Рентабельность продаж по чистой прибыли |
3,04 |
2,80 |
-0,24 |
4.Рентабельность вложений по чистой прибыли |
10,0 |
11,01 |
+1,01 |
5.Рентабельность собственных средств |
23,11 |
24,34 |
+1,25 |
6.Рентабельность капитала вложенного на длительный срок |
20,54 |
21,83 |
+1,29 |
Чистая прибыль распределяется в соответствии с Уставом предприятия. За счет чистой прибыли создаются фонды накопления, потребления, резервный фонд, часть прибыли направляется на пополнение собственного оборотного капитала. Однако представленные данные показывают, что прибыль не была направлена на финансирование деятельности предприятия, а была направлена на другие цели.
Рассмотрим их:
- коэффициент ликвидности текущей (покрытие) - характеризует достаточность оборотных средств для погашения долгов на протяжении года:
- коэффициент ликвидности абсолютной - характеризует готовность предприятия немедленно ликвидировать краткосрочную задолженность:
- соотношение краткосрочной дебиторской и кредиторской задолженности - способность рассчитаться с кредиторами за счет дебиторов на протяжении одного года
Полученные результаты свидетельствуют об отрицательных тенденциях в динамике показателей рентабельности на ООО «Снабтехцентр». Только коэффициент ликвидности текущей (покрытие) частично отвечает нормативам, все другие значительно отвергаются от нормативных значений. Это свидетельствует о том, что предприятию будет тяжело рассчитаться со своими кредиторами.
Непосредственное выживание предприятия.
Проблема непосредственного выживания, или способности платить по своим счетам, большей частью возникает из-за невозможности продать произведенную предприятием продукцию. К первоочередным мерам по решению этой проблемы относятся: усиление системы продаж и продвижение продукции на рынок. Эта мера позволяет продать скопившиеся излишки продукции и получить дополнительные оборотные средства.
Продвижение продукции на рынок состоит из:
С клиентами, особенно крупными, следует работать на местах, в максимальной степени выявляя и удовлетворяя их потребности.
Гибкая ценовая политика - обязательный инструмент современной конкурентной борьбы. Гибкая ценовая политика представляет собой систему скидок, позволяющую каждому клиенту получать оптимальный для него уровень сервиса и качества.
Создание дилерской сети - каналов распределения продукции - служит необходимой мерой современного бизнеса.
Экономическое стимулирование работы по привлечению клиентов приводит к согласованию интересов предприятия и сотрудников.[19]
Поиск партнеров
При привлечении партнеров могут быть использованы две стратегии:
Первая стратегия позволяет экономить на издержках по поиску и проверке надежности партнеров, в том числе на юридической проработке договоров, потерях от неисполнения партнерами своих обязательств, издержках по защите своих интересов в суде.
Вторая стратегия позволяет работать с партнером, предлагающим лучшие условия. Оборотной стороной стратегии служат возможные потери в случае неисполнения партнерами своих обязательств.
Политика привлечения партнеров строится на основе:
Без достаточного экономического стимулирования работы по привлечению партнеров работники предприятия будут наблюдать за этой проблемой как сторонние наблюдатели. Экономические права подразделений позволят им самостоятельно заняться поиском партнеров, что существенно снижает стоимость упущенных возможностей.
Интеграция позволяет закрепить отношения с партнерами, снизив риски понести издержки вследствие некорректного поведения партнеров, а также ухода старых и поиска новых партнеров.
Информация о работе Финансовое развитие и финансовая стабилизация организации