Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 16:25, курсовая работа
В регулировании рыночных отношений особое значение имеет экономическая роль государства. Теоретически ясно, что в системе свободного рынка не остается места любым типам монополий. Исключены инфляция, безработица, перепроизводство. Хотя на практике дело обстоит значительно сложнее. Возможности свободного рынка отнюдь не безграничны. Он не в состоянии гарантировать решение всех социально-экономических проблем современного общества. В данном случае речь идет не о недостатках, а именно об ограниченности возможностей рынка, особенно применительно к современным экономическим условиям. Поэтому в тех областях, где свободный рынок не может дать результата, необходимо экономическое вмешательство государства.
Введение 3
1. Сущность и структура экономических денежных отношений 4
2. Методы регулирования рыночной экономики 8
2.1. Финансово-кредитное регулирование 8
3. Методы государственного экономического регулирования. Макромаркетинг 9
3.1. Прямые методы регулирования 10
3.2. Косвенные методы регулирования экономики 14
3.3. Направления государственного регулирования 17
3.3.1. Политика центрального банка 18
3.3.2. Учетная политика 18
3.3.3. Регулирование нормы обязательных резервов 18
3.3.4. Операции на открытом рынке 19
3.3.5. Прямое воздействие на кредит 20
3.3.6. Налоговая политика 20
3.3.7.Участие государства в деятельности кредитно-финансовых учреждений 21
4. Мировые финансовые концепции 28
Заключение 31
Список литературы 33
Государство осуществляет регулирование и путем поддержания предприятий совместной или индивидуально-частной форм собственности. Это достигается предоставлением им товаров, услуг по низким ценам или субсидированием. Государство часть дохода направляет на развитие национального хозяйства. Так, политика президентов Р. Рейгана и Дж. Буша была направлена на поддержку крупного бизнеса, что осуществлялось как прямыми вложениями, так и преимуществами в налоговом обложении.
Государство реализует программу поддержки таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без его помощи развивались бы медленнее, чем другие отрасли, или цены на их услуги были бы столь высоки, что были бы доступны немногим. Эти отрасли являются постоянным объектом субсидирования многих государств, так же как аграрное производство, добывающая промышленность, транспорт и т. д.
Государство оказывает также прямое регулирующее воздействие на экспорт, освобождая экспортера от уплаты пошлин на ввоз сырья или создавая льготное кредитование экспорта.
Государство осуществляет и прямое воздействие на национальный рынок. Оно может влиять на размер, структуру и направления развития рынка путем государственного заказа. Под ним понимают государственное задание фирме на производство определенного вида продукции в регламентированные сроки и в определенных размерах либо на уникальную, особо дефицитную продукцию.
Анализируя опыт и практику государственного регулирования развитых стран Европы и Азии, а также переходной экономики России, можно выделить реальные методы и конкретный инструментарий, доступные правительствам при осуществлении стабилизирующей политики. Наряду с денежно-кредитной, бюджетной и фискальной политикой многие правительства используют социальные и внешне-экономические регуляторы.
Методы и инструменты регулирования представлены на рис. 1.
Приведенные методы и инструментарии государственного регулирования требуют их комплексного использования. Взаимосвязь и обусловленность рынков (рынка благ и услуг, денежного рынка, рынка труда, внешнеэкономического рынка) требуют использования взаимосвязанного инструментария при воздействии на равновесный экономический рост.
Применение односторонних методов, например, исключительно монетаристского воздействия на системное равновесие, не может оказать положительного стабилизирующего эффекта. Более того, односторонний подход может привести лишь к углублению экономического кризиса и заложить перспективные основы его разрушительного проявления. Это подтверждено применением только идей монетарной политики 70-80-х годов в американской и европейской экономиках, а также в экономике России 90-х годов нашего столетия.
Рис. 1 Способы, методы и инструменты государственного регулирования рыночной инфраструктуры
Комплексное использование методов и
инструментов государственно-
Косвенные методы оказывают воздействие, как правило, на всю экономику в целом и носят глобальный характер. Они действуют одинаково для всех производителей и не создают никому преимуществ в конкурентной борьбе. Прямые методы оказывают воздействие на отдельные отрасли производства, корпорации, создают преимущества в конкурентной борьбе тем, на кого они распространяются. К косвенным методам регулирования относится регулирование через кредитно-денежную и бюджетную системы: изменение учетной ставки процента; варьирование уровней налогов; увеличение или уменьшение размера эмиссии денег; нормализация расходов государственного бюджета, преодоление бюджетного дефицита. Все эти методы способны регулировать денежную массу в обращении, а от нее во многом зависит стабильность экономики.
Практически косвенные методы преобладают над прямыми. Как прямые, так и косвенные методы регулирования могут использоваться в каждой из форм государственного регулирования. Если косвенные методы предприниматели рассматривают как неизбежные, то к прямым они относятся настороженно.
Государственные финансы и бюджет являются важнейшим рычагом косвенного воздействия государства на функционирование как государственного, так и частного сектора экономики. С помощью налогов в бюджете ведущих государств концентрируется от 1/4 до 1/3 национального дохода. Из этих средств государство осуществляет территориальное, межотраслевое и внутриотраслевое распределение и перераспределение национального дохода. Система регулирования, связанная с правительственными расходами и налогами, представляет собой фискальную политику. Под государственными расходами понимаются затраты государства на развитие государственного сектора, строительство за счет бюджетных средств дорог, медицинских учреждений, объектов культуры, оплату военных заказов, закупки сельскохозяйственной продукции, внешнеторговые закупки.
Государственные закупки разделяются на два вида: для собственного потребления и для регулирования рынка. Государственные расходы увеличивают совокупный потребительский спрос.
Одним из определяющих элементов косвенного воздействия государства на экономику являются налоги.
Налоги можно разбить на две группы: прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются с дохода, с заработной платы, с прибыли, а также от стоимости имущества (дом, земля, ценные бумаги).
Косвенные налоги взимаются в виде надбавки к ценам на товары и услуги или к тарифу. Они составляют 20—25 % цены. Разновидности косвенных налогов: акцизы, налог на право ведения охоты, на скачки и лотереи, таможенные пошлины. Акцизы, например, существуют как индивидуальные, которые взимаются с отдельных товаров (спирт, табак, бензин, соль, сахар, чай, спички) по твердым ставкам с единицы товара, так и универсальные, которые взимаются со всех товаров в форме налога на добавленную стоимость.
Основная доля налогов за рубежом приходится на налоги с физических лиц, меньшая их доля — на налоги с юридических лиц. В США это соотношение составляет 4:1.
В Российской Федерации преобладают количественно налоги на юридических лиц. Они относятся к налогам на физических лиц как 3:1. Налоговая система страны еще нестабильна и нуждается в совершенствовании, так как выполняет в основном фискальную функцию и очень слабо стимулирует предпринимательскую деятельность и трудовую активность членов общества. Налоговую систему России составляют три группы налогов: 1) федеральные; 2) налоги республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований; 3) местные налоги. Доля налогов в ВНП в начале 90-х годов превышала 40 %.
К косвенным видам налогов на юридических лиц относятся: налог на добавленную стоимость (10 % на продовольственные товары, а также на ряд товаров для детей и 20 % — по остальным товарам, работам и услугам); подоходный налог (налог на прибыль) предприятий (32 % для всех юридических лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность; 45 % для бирж и брокерских фирм, коммерческих операций, 90 % — от деятельности казино, 50 % — от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий), налог на доходы банков, налог на имущество и др. Основными видами налогов на физических лиц является подоходный налог, налог на наследство и др.
Налоги вызывают сокращение доходов населения, а поскольку эти доходы делятся на потребление и сбережение, то сокращение дохода вызывает одновременно сокращение и того, и другого. Сокращение потребления и сбережения уменьшает потребительский спрос и ведет к уменьшению ВНП. Как и государственные расходы, налоги влияют на ВНП с мультипликационным эффектом, но воздействие их гораздо слабее, чем государственных расходов. Налоговый мультипликатор меньше мультипликатора государственных расходов: в США при увеличении налогов на 1 долл. ВНП уменьшается на 0,5 долл. Эту зависимость ВНП от объема государственных расходов и налогов и их динамики государство использует для того, чтобы обеспечить экономический рост при высокой занятости и стабильных ценах. Если в стране растет безработица, надо снизить налоги и увеличить государственные расходы, чтобы стимулировать рост производства. В условиях инфляции необходимо сокращать государственные расходы и увеличивать налоги.
Фискальную политику государства в зависимости от механизма ее реагирования на экономическую ситуацию разделяют на дискретную, которая проводится на основе решений правительства, и политику встроенных стабилизаторов, т. е. тех механизмов, которые сами реагируют на изменения ситуации в экономике и поддерживают экономическую стабильность на основе саморегуляции.
Дискретная политика включает в себя ряд государственных программ: программу занятости, программу изменения налоговых ставок, различные социальные программы, осуществление которых направлено на стабилизацию экономики. Основная цель этих программ — регулировать совокупный спрос и снять социальную напряженность. Основными встроенными стабилизаторами можно считать налогообложение, доходы и расходы фонда социального страхования по безработице, резервные фонды банков и др. Эти стабилизаторы влияют на циклические колебания, не устраняя их. [3]
Выделим основные направления государственного регулирования кредитно-финансовых отношений.
Основными направлениями регулирования являются: политика центрального банка в отношении кредитно-финансовых институтов, особенно банков; налоговая политика правительства на центральном и местном уровне; участие правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах; законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти, регулирующие деятельность различных институтов кредитной системы.
В промышленно развитых странах политика центрального банка распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки и осуществляется в следующих формах: 1) учетная политика; 2) регулирование нормы обязательных резервов; 3) операции на открытом рынке; 4) прямое воздействие на кредит.
Учетная политика центрального банка состоит в учете и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые, в свою очередь, получают их от промышленных, торговых и транспортных компаний. Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку. Как правило, учетная политика центрального банка направлена на лимитирование переучета векселей, установление предельной суммы кредита для каждого коммерческого банка. Таким образом осуществляется воздействие на объем выдаваемых ссуд. Учетная политика обычно сочетается с государственным регулированием процентных ставок по вкладам и кредитам. Хотя банки в основном самостоятельно определяют проценты по вкладам и ссудам, тем не менее они ориентируются на учетную ставку центрального банка — так называемое дисконтное окно. При этом необходимо отметить, что в каждой стране существует своя специфика учетной политики, определяемая традициями, развитием кредитной системы, ролью государства и центрального банка в экономике.
Следующей формой регулирования центрального банка является определение нормы обязательных резервов для коммерческих банков. Смысл этой формы регулирования заключается в том, что коммерческие банки обязаны хранить часть своих кредитных ресурсов на беспроцентном счете в центральном банке. Норма резерва может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от конъюнктуры на рынке капиталов. Ее увеличение ведет к ограничению кредитной экспансии коммерческих банков и, наоборот, снижение — к расширению кредитных ресурсов. Нормы резервов существенно различаются по странам и колеблются в пределах от 5 до 20%.
Политика регулирования нормы резервов распространяется главным образом на все виды банков (а в ряде стран и на некоторые специальные кредитно-финансовые институты), однако основным ее объектом являются коммерческие банки, которые определяют процентные ставки по кредитам. Большинство других кредитно-финансовых институтов в процентной политике следует за коммерческими банками. С помощью нормы резервов центральный банк воздействует в целом на ссудный процент, который, в свою очередь, влияет на доходность тех или иных ценных бумаг (курс акций и облигаций).
Еще одной формой регулирования центральным банком кредитной системы являются операции на открытом рынке с государственными облигациями путем их купли-продажи кредитно-финансовыми институтами. Продавая государственные облигации, центральный банк тем самым уменьшает денежные ресурсы банков и других кредитно-финансовых институтов и способствует повышению процентной ставки на рынке ссудных капиталов. Это заставляет кредитные институты либо продавать ценные бумаги, либо сокращать кредиты. При этом все кредитно-финансовые институты, согласно законодательству, обязаны покупать определенную часть государственных облигаций, финансируя таким образом дефицит бюджета и государственный долг.
Формой регулирования является также прямое государственное воздействие центрального банка на кредитную систему путем прямых предписаний органов контроля в форме инструкций, директив, применения санкций за нарушения. В ряде случаев центральный банк осуществляет контроль за крупными кредитами, лимитирование банковских кредитов, выборочную проверку кредитных учреждений. Однако методы прямого воздействия в основном распространяются на коммерческие и сберегательные банки и в меньшей степени — на другие кредитно-финансовые институты.
Информация о работе Финансово-кредитные методы регулирования экономики