Финансовые системы и фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе «Финансовые системы и фискальная политика» Рассмотрены такие темы как финансы и финансовые системы , а так же в частности сущность и структура финансовой системы с разных точек зрения. В следующем вопросе рассмотрены механизм и основные законодательные и правовые основы регламентирующие функционирование финансовой системы т.е. фискальная политика.
Рассмотрены такие вопросы как: проблема финансовой стабильности и пути совершенствования финансовой системы Украины.

Содержание

Введение 4
Раздел 1. Финансы и финансовые системы
1.1. Финансы современного общества 7
1.2. Сущность финансовой системы 10
1.3. Состав и структура финансовой системы Украины с разных точек зрения 15
Раздел 2. Фискальная политика
2.1. Механизм функционирования финансовой системы 23
2.2.Фискальная политика и законодательные и правовые основы регламентирующие функционирование финансовой системы 26
2.3. Проблемы финансовой стабильности в Украине 34
2.4. Пути совершенствования финансовой системы и её механизма 37
Заключение 39
Список литературы 42
Приложение 45

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по политэкономии.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

     Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной цели.

     Необходимо  отметить, что комбинация различных  способов подавления инфляции зависит  от конкретных экономических условий  той или иной страны.  Становление  рынка в Украине, в частности, в значительной мере, зависит от интенсивности инфляционных процессов. Борьба же с этим явлением методами тотального или значительного административного контроля над ценами и доходами, как это практиковалось раньше, без устранения их причин, негативно сказывается на развитии рыночных отношений и стабильности экономики.

     Введение  государственного заказа, инвестирование промышленности и сельского хозяйства (за счет бюджетного дефицита), установлению жесткого курса валюты и вообще твердых  цен на все товары - подобные мероприятия  практикуются и сейчас в Украине. В любом случае, это наглядный пример неэффективного государственного регулирования.

     Необходимы  серьезные и комплексные антиинфляционные мероприятия. Сложность ситуации состоит  в том, что антиинфляционную политику в Украине сейчас нельзя все-таки свести к только косвенным экономическим рычагам. Дело в том, что в Украине, наряду с общими закономерностями, важнейшей причиной инфляции можно считать уникальную диспропорциональность в экономике, возникшую как следствие командно-административной системы. Советской экономике были присущи длительное развитие в режиме военного времени, и, как следствие, чрезмерная доля военных расходов в ВНП, высочайшая степень монополизации производства, распределения и денежно-кредитной системы и другие особенности.

     Очевидно, что нарушение народнохозяйственных пропорций невозможно устранить  без определенной структурной политики государства, осуществляемой даже прямыми  административными мерами, в частности, сокращением военного производства и расходов, а также рационализацией производственных капиталовложений, обильным финансированием за счет акционерных и частных капиталов, широким привлечением иностранных инвестиций и сокращением бюджетного финансирования. Необходимо сломать монополистическую структуру экономики. Все это важно дополнять мерами, которые ограничат денежную массу, устранят дефицит государственного бюджета, стабилизируют соотношение валют, а также созданием условий для здоровой конкуренции. В таком случае успех будет достигнут.

2.4. Пути  совершенствования финансовой системы Украины и механизма ее функционирования

     Становление финансовой системы Украины происходило  одновременно со становлением ее государственности. Хотя еще преждевременно говорить, что этот сектор экономики приобрел завершенный образ, основные его элементы так или иначе сформировались и функционируют. Это системы государственных финансов, банковская, фондовых и валютных бирж, страховых, доверительных и инвестиционных компаний.

     Среди экономистов преобладает мнение, что создание эффективной бюджетной системы является чуть ли не главной целью рыночной реформы в Украине. Она должна охватить проблемы собственно бюджетного процесса, структуры поступлений и расходов, бюджетного дефицита и способов его финансирования. Хотя за последние два года и имели место определенные позитивные сдвиги, бюджетный процесс все еще характеризуется непрозрачностью, значительным параллелизмом и отсутствием четкого разделения полномочий и обязанностей между законодательными и исполнительными органами. Эта проблема еще более заострилась из-за недавних событий на международном рынке капитала, которые негативно повлияли на украинский кредитно-валютный рынок, усложнив финансирование бюджетного дефицита.

     В условиях трансформационной экономики  Украины основными направлениями финансовой политики, направленной на совершенствование финансовой системы Украины, являются:

  1. Совершенствование финансового законодательства и права
  2. Преодоление таких форм финансового кризис, как:
  • неуправляемая государственная задолженность страны (общий государственный долг примерно равен ВВП, внешняя задолженность 12,5 млрд. долл., внутренняя – 40 млрд. грн.)
  • банкротство
  • преодоление скрытого дефицита местных бюджетов, удельный вес которых уже при планировании этих бюджетов составляет 60-70%
  • преодоление кризиса неплатежей, сумма которых на 1.10.2001 превысила 450 млрд. грн, т.е. около 4ВВП при допустимых границах – 35%ВВП
  1. Создание на качественно новой основе такого организационно-экономического механизма управления финансами, при котором гармонично сочетались бы такие блоки управления как:
  • управление финансами на общегосударственном уровне
  • управление финансами на уровне предприятий, учреждений и организаций
  • управление финансами в системе внешнеэкономической деятельности Украины
  1. Разработка и утверждение налогового и бюджетного кодекса Украины (устойчивого и не требующего доработок и поправок)
  1. Повышение эффективности всего финансового механизма и, прежде всего таких его элементов как:
  • финансовое законодательство и право
  • управление финансами
  • финансовое планирование
  • финансовый контроль
  • финансовое регулирование
  • нормативная база
  • и т.д.
  1. Отладка механизма взаимоотношений предприятий, учреждений и организаций с бюджетной системой, внебюджетными фондами, банковской системой и т.д.
  1. Децентрализация бюджетной системы
  2. Создание цивилизованного механизма финансовой поддержки предпринимательской деятельности и прежде всего предприятий, занятых в производственном секторе
  3. Усиление роли финансов в Украине. Создание эффективного механизма ее ВЭД.

     Эксперты  Всемирного банка (ВБ) считают, что для эффективного функционирования финансовой системы в Украине необходимо предпринять следующие меры:

    • повысить эффективности деятельности банков путем их укрупнения;
    • привести законодательные нормы Украины в соответствие с международными нормами и требованиями Европейского Союза по вопросам о финансовой и административной ответственности руководителей и акционеров финансовых учреждений за качество управления компаниями;
    • отказаться от использования неденежных форм расчетов, ввести жесткую фискальную дисциплину, отменить картотеки, усилить
    • процедуру банкротства.

                                

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Строительство независимого государства невозможно без создания собственной финансово-денежной системы. При ведущей роли Национального банка Украины в направлении демонополизации производства с целью улучшения существующих экономических отношений сформирована широкая сеть банковских учреждений. Введена национальная денежная единица. Однако демонополизация финансовой системы, невиданно быстрое расширение сети коммерческих банков происходило стихийно, без надлежащей законодательной базы и надежного контроля со стороны государства. В результате сфера банковской деятельности создала условия для многочисленных злоупотреблений. Постоянный выпуск не подкрепленных реальными товарами денег (эмиссия) на протяжении 1992-1995 г.г. приобретает неуправляемый характер и приводит к гиперинфляции. Силовые методы монетарной политики 1996-99 г.г. в условиях непрекращающегося спада производства приводят к кризису неплатежей, хроническим невыплатам заработных плат и пенсий.

     Показателем кризиса системы государственных  финансов стала деформация налоговой  системы. Колоссальное количество и  размеры платежей в конечном итоге  приводили, с одной стороны, к искусственному сворачиванию производственной и коммерческой деятельности, а с другой – к теневизации экономики. Большое количество коммерческих структур всячески уклонялись от уплаты налогов, скрывали доходы. Не помогало и формирование многотысячной армии налоговых инспекторов, обязательное введение кассовых аппаратов. 

 Финансовая  сфера государства продолжает находиться в кризисном состоянии. Его преодоление  возможно только при условии целого комплекса рыночных реформ, призванных обеспечить вхождение Украины в состав развитых государств мира

   В заключении можно сказать, что только при комплексном подходе к  проблеме совершенствования финансовой системы Украины можно добиться желаемых результатов, т.е. сформировать современную социально ориентированную финансовую систему, исправно функционирующую в условиях рыночных отношений. 
 
 
 
 
 
 

 

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Финансы: Учебник для вузов/Под ред. проф. Л.А.Дробозиной.-М.:ЮНИТИ, 2001.-
  2. Задоя А.О., Ткаченко І.П. “Структура та функції сучасного фінансового ринку”// Фінанси України №5,1999.
  3. Павлюк К.В. “ Фінансові ресурси держави. Монографія.”, - Київ: Ніос, 1998.
  4. Василик О.Д. Теорiя фiнансiв:Пiдручник.- К.:HIOC. – 2000.
  5. Финансы/ Под ред. проф.А.М.Ковалёвой. – М.:Финансы и статистика,1998.
  6. Амбарцумов А.А. Экономика: учебное пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  7. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. – 3-е изд. – М.: Институт новой экономики, 1998.
  8. Заблоцький Б.Ф. и др. Економіка України. – Львів: Львівський банківський коледж Національного банку України, 1997.
  9. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
  10. Прусова Л.Г. Экономика в вопросах и ответах. – К.: АОЗТ «Експрес-об’ява», 1998.
  11. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998.
  12. Теоретическая экономика. Политэкономия: Учебник для вузов/ Под ред. Г.П. Журавлевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  13. Василин О.Д. Державнi фiнанси Украйни // Ф.У.,-1997-№5-С.5 
  14. Опарин В.В. Финансовая система:теоретические основы и практические аспекты ее разработки на Украине //Ф.У.,-1998-№9
  15. Шокун В.В. Финансовая система страны:состояние и направления реформирования //Э.У.,-1997-№1-с9
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Сферы и звенья финансовых отношений

                           Мировое

        хозяйство    

                                                                                    Макро-

        экономика 

      Микро-                                                                                      Схема 1

      экономика   
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Управление финансовой системой

                                                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                       Схема 2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      

Встроенные  стабилизаторы
Изменения в налоговых    поступлениях Пособия по безработице  и другие социальные выплаты Субсидии фермерам

Информация о работе Финансовые системы и фискальная политика