Финансовый анализ деятельности предприятия курсовая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 20:30, курсовая работа

Краткое описание

Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения. В буквальном переводе термин "инфляция" (от лат. inflatio) означает "вздутие", т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы. Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин, и проявляется она не только в повышении цен - наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся, прежде всего в дефиците, ухудшении качества товаров.

Содержание

1. Инфляция как многофакторный процесс
1.1 Причины инфляции
1.2 Измерение инфляции
2. Финансовые решения в условиях инфляции
2.1 Усложнение планирования
3. Возрастающая потребность в дополнительных источниках финансирования
4. Снижение роли облигаций хозяйствующих субъектов как источников долгосрочного финансирования
4.1 Необходимость более тщательной диверсификации собственного инвестиционного портфеля
5. Выбор амортизационной политики
5.1 Обоснование системы расчетов с контрагентами
6. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Для того чтобы говорить об индексе инфляции, нужно учесть в расчетах всю номенклатуру товаров -- это и невозможно (в техническом плане), и не оправданно. Поэтому ограничиваются репрезентативной выборкой, т. е. тем набором товаров, который позволяет делать выводы о поведении цен в экономике в целом. В этом случае индекс и будет называться индексом инфляции.

Для учета и характеристики темпов инфляции в нашей стране традиционно  используется именно агрегатный индекс цен в представлении, известный  как индекс Пааше.

В теории индексов разработаны и другие варианты исчисления индекса цен, из которых наибольшую известность получили индексы Карли, Маршалла, Ласпейреса, Фишера.

В большинстве экономически развитых стран общие индексы  цен на потребительские товары, рассчитанные по отношению к одному из периодов, выбранному в качестве базисного, ежегодно публикуются и используются для характеристики процесса инфляции.

Применяется индекс Ласпейреса, отличающийся от индекса Пааше тем, что в качестве весовых коэффициентов  берутся объемы реализации в базисном периоде.

Индекс Ласпейреса обладает рядом весьма серьезных преимуществ  перед индексом Пааше. Б частности, имея данные о значениях индекса  Ласпейреса в двух произвольно выбранных  годах, легко исчислить, как изменились цены в период между этими годами; индекс Пааше сделать этого не позволяет из-за различия в весовых коэффициентах. Эта особенность имеет особое значение в ретроспективном анализе, когда приходится принимать во внимание балансовые оценки долгосрочных активов, приобретенных в разные годы и отражаемых в балансе по ценам приобретения.

С помощью индексов Ласпейреса легко построить аналитический  баланс, в котором ценовые различия элиминированы.

Для наглядности характеристики и интерпретации инфляции в зависимости  от ее темпов рекомендуется пользоваться темпом инфляции

выраженным в процентах, при значениях индекса инфляции до 200% и собственно индексом, выраженным в разах, при более высоких  темпах изменения цен.

Так, индекс инфляции

означает, что цены в  среднем увеличились на 20% или  в 1,2 раза; индекс инфляции

означает, что цены в  среднем увеличились в 3,6 раза (или  на 260%).

При расчетах темпов инфляции нередко приходится переходить от одного периода к другому: например, известен темп инфляции за год, а нужно узнать его значение за месяц, известен ежедневный темп инфляции, а нужно знать значение этого показателя по кварталам и т. п.

Таким образом, при характеристике изменения цен всегда нужно:

* уточнять, какой показатель  используется -- индекс или темп  инфляции (если не в практическом, то в методологическом плане это особенно значимо при высоких темпах инфляции);

* уточнять, за какой  период (год, квартал, месяц, день) исчислено значение показателя (значение, например, темпа инфляции в 3% практически  незначимо, если речь идет о  годовом темпе, и весьма значимо, если это ежемесячное изменение цен);

* иметь в виду, что  использование более коротких  периодов в некотором смысле  вуалирует общую картину изменения  цен -- дело в том, что индекс  как темповой показатель обладает  кумулятивным эффектом: трехпроцентный  темп прироста в месяц эквивалентен годовому индексу т. е. за год цены увеличились на 42,6%. Если проанализировать динамику ценовых показателей, можно сделать вывод, что инфляция представляет собой вполне обыденное явление, свойственное практически любой стране.

Иными словами, инфляция сама по себе не страшна -- опасен высокий  темп инфляции. Действительно, статистика свидетельствует, что он может быть весьма различным. В большинстве  экономически развитых стран темп инфляции обычно колеблется около 5%.

Отношение к инфляции как к объективному экономическому процессу на протяжении многих лет было неоднозначным. До 1936 г. доминировал тезис, что инфляция является исключительно деструктивной силой. Этот тезис был опровергнут Дж. Кейнсом, утверждавшим, что инфляция обладает огромным позитивным потенциалом, поскольку она обесценивает деньги, делает процесс их накопления бесцельным. Тем самым стимулируется потребление, и инфляция превращается в важнейший фактор развития экономики. Напротив, отсутствие инфляции приводит к накоплению денег, их иммобилизации и, при определенных условиях, может вызвать экономический кризис.

Как же отражается инфляция на интересах  субъектов хозяйственной жизни? В условиях инфляции существенно  искажается в сторону уменьшения оценка основных средств. Предприятие может рассматривать эту ситуацию с двух сторон.

Если руководство заинтересовано в рекламе размеров своего предприятия, одной из характеристик которых  является итог баланса-нетто, занижение  оценки стоимости активов нежелательно. Напротив, если руководство предприятия хочет его акционировать и имеет на это некоторые привилегии, такая заниженная оценка ему весьма кстати. Инфляция -- подарок тем, кто хочет прибедняться, не желая показывать своей финансовой мощи.

Инфляция осложняет пространственные сопоставления. Представим такую ситуацию. Сравнивается эффективность работы двух руководителей хозрасчетных подразделений, укомплектованных примерно одинаковым по текущей производительности оборудованием, но приобретенным по разным ценам (например, вследствие инфляции). В этом случае амортизационные отчисления, а, следовательно, и показатели прибыли и рентабельности могут существенно различаться.

С позиции руководителя предприятия  инфляция может приводить к снижению экономического потенциала данного  предприятия. Логика рассуждения в этом случае такова: списание затрат сырья и материалов по низким ценам приобретения, а также небольшие амортизационные отчисления приводят к образованию инфляционной сверхприбыли и, тем самым, к уплате повышенного налога. Поскольку приобретать сырье нужно будет уже по более высоким ценам, уплата налога на сверхприбыль, обусловленную инфляцией, приводит их снижению экономического потенциала.

С позиции начинающих инвесторов инфляция -- неблагоприятный  процесс. Основная проблема -- трудно накопить необходимые финансовые ресурсы  для осуществления долгосрочных, как правило, более ресурсоемких проектов. Таким образом, нельзя сделать  однозначный и безапелляционный вывод об инфляции -- одним она выгодна, другим вредна. Однако можно с определенностью сказать, что бытовавший в нашей стране в период централизованно планируемой экономики вывод о негативном характере инфляции абсолютно неверен.

Одним из основополагающих принципов бухгалтерского учета в большинстве стран является принцип отражения учетных объектов по ценам приобретения. В условиях стабильных цен применение этого принципа вполне оправданно. Однако в периоды достаточно высокой инфляции отчетность, основанная на первоначальных стоимостных оценках, может давать искаженное представление о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятия. Вместе с тем нельзя не признать, что инфляция оказывает существенное влияние на достоверность и актуальность учетных данных. Не все виды активов и обязательств в равной степени подвержены ее влиянию. Например, если у предприятия в период инфляции имелись свободные неиспользованные денежные средства и кредиторская задолженность, то эффект влияния на эти объекты бухгалтерского учета прямо противоположен. В первом случае предприятие понесло косвенные убытки, поскольку снизилась покупательная способность денежной единицы, во втором -- косвенный доход, поскольку возвращать задолженность в дальнейшем придется более дешевыми деньгами, а сумма долга останется неизменной.

Сохранение в балансе  первоначальной и остаточной стоимости  в условиях инфляции приводит к тому, что накопленная сумма амортизации  становится символической, ибо то, что  вчера стоил токарный станок, сегодня может стоить коробок спичек. В литературе описаны такие случаи. Так, в Боливии в первой половине 1980-х гг. темп инфляции был настолько высок, что на сумму, уплаченную при покупке последней марки легкового автомобиля, два года спустя можно было приобрести лишь две упаковки.

Со времени окончания  первой мировой войны многие ученые и практики бьются над проблемой: как сделать реальным учет в условиях инфляции? Накопилось множество предложений, во многих странах уже сложилась  определенная в этом отношении практика. Следует отметить, что интерес к проблеме учета инфляции периодически возрастает, то затухает. Стоило в середине 70-х годов темпу инфляции в экономически развитых странах несколько возрасти, как немедленно национальные учетные ассоциации обратили внимание на эту проблему.

Не случайно именно в  это время был разработан первый международный стандарт по учету  влияния инфляции, введенный в  действие в ноябре 1981 г. В последние  годы в связи с относительно невысокими темпами инфляции соответствующие  стандарты учета практически не используются. Инфляция значительно усложняет работу финансового менеджера. Поэтому управленческим решениям финансового характера в инфляционной среде характерна определенная специфика. Она задается, прежде всего, четким представлением менеджером основных процедур и инструментов его деятельности, которые в наибольшей степени подвержены влиянию инфляции, а также тех проблем, которые в связи с этим возникают.

2.1 Усложнение планирования

Основные решения финансового  характера, имеющие критическое значение для предприятия, носят чаще всего долгосрочный характер и связаны с выбором инвестиционных проектов. Как было показано ранее, такой выбор основывается на расчете прогнозных величин чистого приведенного эффекта. Качество расчета зависит от точности прогноза денежных поступлений и величины задаваемого и менеджером приемлемого уровня эффективности инвестиций.

При расчетах необходимо руководствоваться двумя принципами:

а) применять модифицированный коэффициент дисконтирования, содержащий поправку на прогнозируемый уровень инфляции;

б) при прочих равных условиях отдавать предпочтение проектам с более  коротким сроком реализации.

Планируя свою деятельность в условиях инфляции, целесообразно  также придерживаться некоторых  простых правил:

* нецелесообразно держать излишние денежные средства «в чулке», на расчетном счете, выдавать займы и кредиты знакомым и контрагентам;

* свободные деньги  необходимо вкладывать либо в  недвижимость, либо в дело, сулящее  несомненные выгоды;

* по возможности необходимо жить в долг (безусловно, это должно быть подкреплено экономическими расчетами, подтверждающими будущую кредитоспособность).

потребность организация  финансы решение инфляция

3. Возрастающая потребность  в дополнительных источниках  финансирования

В условиях инфляции величина капитала, необходимого для нормального функционирования деятельности предприятия, постоянно возрастает. Это обусловлено ростом цен на потребляемое сырье, увеличением расходов по заработной плате и пр. Таким образом, даже простое воспроизводство, т. е. поддержание неуменьшающейся величины экономического потенциала предприятия, требует дополнительных источников финансирования. Безусловно, это относится, прежде всего к перспективному финансовому планированию.

Что касается финансовых решений кратко- и среднесрочного характера, то и здесь необходимо исходить, прежде всего, из принципа, что выбранное решение должно, по крайней мере, не уменьшать экономического потенциала предприятия.

Можно привести такой  пример. Допустим, предприниматель  владеет суммой в I млн. руб., а цены увеличиваются в год в среднем на 15%. Это означает, что уже в следующем году, если предприниматель будет хранить деньги «в чулке», их покупательная способность уменьшится и составит в текущих ценах 850 тыс. руб. Аналитические расчеты подобного типа могут делаться как на основе общего индекса цен, так и на основе индивидуальных индексов. К сожалению, достоверной статистики подобных индексов в более или менее оперативном режиме в России нет. Поэтому основным реальным инструментом планирования являются экспертные оценки индексов цен, полученные каким-либо из известных методов оценивания (предпочтительнее методы групповой экспертной оценки). Информационным обеспечением экспертных оценок могут служить инвентаризационные описи, на основе которых можно рассчитать динамику и индексы цен по используемой на предприятии номенклатуре сырья, материалов, товаров. Каждый эксперт, получив исходные данные, делает свой прогноз индивидуальных индексов цен. Далее эксперты в ходе общей дискуссии, выдвигая аргументы «за» и «против», приходят к общему решению. Более точное описание приведенных процедур и аппарат статистической обработки полученных результатов приводится литературе по методам экспертных оценок.

Информация о работе Финансовый анализ деятельности предприятия курсовая