Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 08:54, реферат

Краткое описание

Финансовый контроль, являясь формой реализации контрольной функции финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций.

Содержание

Введение 3
1. Сущность, цели и задачи финансового контроля 4
1.1. Предмет финансового контроля…………………………………………………………………………….5
1.2. Сфера финансового контроля…………………………………………………………………………….…6
1.3. Цели финансового контроля………………………………………………………………………………...7
2. Формы виды и методы финансового контроля 9
3. Принципы финансового контроля…………………………………………………………………..…………………………..14
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………………………17
Список использованной литературы………………………………………………………………………………………………..18

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовый контроль.docx

— 38.51 Кб (Скачать файл)

Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные - и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (проверка не только документов, но и наличия  денег товарно-материальных ценностей).

Полная  ревизия предусматривает проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля.

Частичная ревизия проводится для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих

Комплексная ревизия является наиболее полной, охватывающей все стороны деятельности, проверяемого предприятия, охватывает хозяйственную и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества и состояния бухгалтерского учета и отчетности.

Тематическая ревизия проводится на определенную тему по деятельности однотипных предприятий, что позволяет выявить типичные недостатки или нарушения и принять меры к их устранению.

Ревизии проводятся органами управления в отношении  подведомственных предприятий и  учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля.

В экономически развитых странах финансовый контроль распадается на две, взаимодействующие, но обособленные сферы: государственный  и негосударственный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль — комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства. Определяющую роль в организации финансового  контроля играет конституция страны. Правовой регламент контроля зависит  от типа государства, его социально-политической ориентации, уровня экономического развития, соотношения форм собственности .

Государственный финансовый контроль призван отслеживать стоимостные  пропорции распределения валового национального продукта. Он распространяется на все каналы движения денежных ресурсов, так или иначе связанные с  формированием государственных  ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием. Государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки как в государственном секторе, так и в сфере частного и  корпоративного бизнеса, если таковые  предопределены общенациональными  экономическими интересами.

Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).

Государственный и негосударственный виды контроля, несмотря на схожесть методов, существенно  отличаются конечными целями. Главная  цель государственного контроля —  максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать государственные  издержки управления, а негосударственного с (главным образом, внутрифирменного) — напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения нормы  прибыли на вложенный капитал. И  то же время обе сферы контроля ограничены правовыми рамками действующих  законов.

Мировое сообщество на основе многолетнего опыта  разработало основные принципы организации  государственного финансового контроля, к реализации которых стремится  каждое современное цивилизованное государство. Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСА. К ним относятся такие универсальные принципы, как независимость и объективность, компетентность и гласность. Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля, а также их конституционным характером. Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы. Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации .

 

3. Принципы государственного финансового контроля

Поскольку финансовый контроль является одной из функций управления, то ему присущи общие принципы управления, на которых базируется процесс государственного управления и управления конкретным предприятием и организацией, но конечно  с преломлением содержания этих принципов  применительно к функции контроля.

В этой связи можно выделить следующие  принципы.

Принцип плановости – он предопределяется природой организации управления и необходимостью целеполагания. В этой связи субъекты контроля проводят свою работу на основе годовых, квартальных и месячных планов проведения контрольных мероприятий.

Принцип системности означает, что при проведении контрольных мероприятий должны рассматриваться все стороны объекта контроля и вся система его взаимосвязей по вертикали и горизонтали структуры управления.

Принцип непрерывности означает, что все объекты контроля (управляемая система) подлежат постоянно осуществляемому субъектами контроля (управляющей системой) предварительному оперативному и периодическому последующему контролю в сроки, установленные исходя из условий, характера и свойств их деятельности. Это обеспечивает постоянное наблюдение за ходом выполнения планов и заданий, принятие мер по корректировке деятельности по мере выявления отклонений от регламентированных значений (условий).

Принцип законности обусловлен Конституцией Российской Федерации, предусматривающей, что государство, все его органы (в том числе и контрольные) действуют на основе законности, обеспечивают охрану интересов общества и граждан. Органы финансового контроля, их должностные лица при исполнении своих обязанностей должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и российские законы.

Принцип объективности предопределяет правильное, полное и объективное объяснение результатов контроля на основе сопоставления содержания проверенных фактов с законами, основными положениями, инструкциями и распоряжениями руководящих органов, регулирующими проверяемую деятельность и действия должностных лиц при ее выполнении.

Принцип независимости устанавливает недопустимость какого-либо силового, материального или морального воздействия на субъект контроля.

Принцип гласности вытекает из сущности контроля, осуществляемого в интересах государства. Результаты контроля доводят до сведения коллектива, чья деятельность проверялась, вышестоящих органов управления, а также в необходимых случаях - до средств массовой информации. Гласность результатов контроля и принятых по ним решений мобилизует на устранение выявленных отрицательных факторов и обеспечение успешного выполнения возложенных на них обязанностей, воспитывает их в духе соблюдения действующих законов и положений.

Принцип эффективности (действенности) контроля проявляется в своевременности и полноте выявления отклонений от заданного, их причин и виновников, а также оперативности в исправлении допущенных отрицательных результатов и обеспечении возмещения нанесенного материального ущерба.

 

Из этих базовых принципов вытекают и  другие, носящие более прикладной характер, в том числе:

  1. результативность;
  2. четкость и логичность предъявляемых контролерами требований;
  3. неподкупность субъектов контроля;
  4. обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий; превентивность (предупреждение вероятных финансовых нарушений);
  5. презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;
  6. согласованность действий различных контролирующих органов и др.

Принимая  законы, прямо или косвенно затрагивающие  систему организации финансового  контроля, государство ориентируется  на вышеназванные принципы. В то же время в каждом государстве  существует свой регламент (порядок  и последовательность) контрольных  действий, что в конечном итоге  сказывается на результатах.

 

 

Заключение

 

Методы финансового контроля — это приёмы исследования учётной документации и получения фактических данных, применяемые работниками контрольно-ревизионных органов и служб с целью выявления доказательной информации. Между различными методами финансового контроля нет чётких границ, многие из них находятся во взаимосвязи, включают элементы других методов. Во многих случаях достоверное установление фактов возможно лишь с помощью комплексного использования целого ряда методов.

При этом выбор методов контроля, применяемых в том или ином случае, зависит от полномочий контрольно-ревизионного органа или службы. Например, аудитор  в ходе проверки может применять  только документальные методы; в ходе налоговой проверки могут проверяться  только те документы, которые касаются начисления и перечисления в бюджет налогов. Наиболее широкие полномочия, как правило, реализуется при вышестоящем или внутрихозяйственном контроле, так как полномочия служб внутреннего контроля ограничиваются только локальными нормативными актами.

 

Список использованной литературы

 

  1. Андрюшин С.А., Дадашев А.З. Научные основы организации системы общегосударственного контроля // Финансы. — 2002 — №4
  2. Опенышев С.П., Жуков В.А. Предмет, метод, виды и принципы государственного финансового контроля. // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. — 2000 — № 4
  3. Пансков В.Г. О некоторых вопросах государственного финансового контроля в стране // Финансы. — 2002 — № 5
  4. Финансы. Денежное обращение. Кредит.: учебник для вузов/ Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под. Ред. Проф. Л.А. Дробози- ной – М.: ЮНИТИ, 2000;
  5. Финансы: учебник для вузов/ В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.; Под ред. В.М. Родионовой- Финансы и статистика, 1993

Информация о работе Финансовый контроль