Финансовый сектор и его место в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 02:10, курсовая работа

Краткое описание

Развитие экономики в немалой степени зависит от рационального построения финансового сектора. Финансовый сектор играет важную роль в экономике страны. Многочисленные теоретические исследования и историческая практика подтверждают тот факт, что финансовый сектор способен стимулировать экономический рост, а не просто удовлетворять потребности в финансовых услугах. Также он обеспечивает переток капитала в отрасли экономики, инвестирование в предприятия промышленности, научно-технической сферы, образование, финансирование реального сектора, государственного бюджета и частных домашних хозяйств.

Содержание

Введение
1. Сущность финансового сектора и его роль в экономике страны
1. 1. Понятие финансового сектора и его структура
1. 2 . Проблемы финансового сектора и пути их решения в общемировой практике
2. Состояние финансового сектора в Республике Беларусь
2.1. Банковский сектор как основная составляющая финансового сектора в Республике Беларусь и его проблемы
2.2. Состояние и проблемы небанковского сектора
2.3. Методы решения проблем финансового сектора в Республике Беларусь
2.4. Перспективы развития финансового сектора в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_novaya_2(1).docx

— 252.46 Кб (Скачать файл)

На приток инвестиций в  страну значительное влияние оказывает  сложившийся в государстве уровень  налоговой нагрузки. К сожалению, Беларусь существенно проигрывает  другим государствам по данному показателю – она входит в число десяти стран с наиболее высокой налоговой  нагрузкой (80,4 % от прибыли) [20, С. 94-96].

Большую часть ценных бумаг  составляют государственные ценные бумаги и только малый процент – акции предприятий. Причём это в основном государственные предприятия с высоким уставным капиталом. Однако, как показывает практика, их участие в сделках биржи оказывается без прибыли, поскольку доход от основного капитала перечисляется в национальный фонд развития страны.

Из-за небольшого обращения  ценных бумаг сокращены и  виды операций на фондовой бирже, что значительно  снижает роль биржи не только в  мировом плане, но и в пределах национальной экономики. [27]

 В  2009 г.  рынок   ценных  бумаг  Республики  Беларусь  характеризовался рекордным   ростом  торговых  оборотов  на  основных  сегментах:  государственных  облигаций, корпоративных облигаций  и акций предприятий и банков. Количество  акционерных  обществ   увеличилось  на 2,1 %,  а общий   объем  эмиссии  акций   возрос  на 23,2 %,  достигнув   на  конец  года 40,6 трлн. рублей. Такой  рост  в  значительной  мере  объясняется  дополнительной  эмиссией  акций  для конкретных  стратегических  инвесторов  либо  акционированием  государственных  предприятий для целей их дальнейшей  приватизации, в том числе с  участием иностранных инвесторов. Объем  рынка  корпоративных   облигаций  существенно  вырос   в сравнении с 2008 годом: на 240,2 % наблюдалось увеличение биржевого  оборота и в 24,8 раза – внебиржевого  оборота. По состоянию на 1 января 2010 г. в обращении находились  корпоративные  облигации   на  общую  сумму 8,2 трлн.  рублей. Несмотря на рост торговых  оборотов на рынке ценных бумаг,  из всех сегментов рынка лишь  рынок государственных облигаций  обладает достаточной ликвидностью.  Остальные  сегменты  рынка   ценных бумаг по-прежнему находятся  на начальной стадии развития. Общий  объем  государственных   облигаций  в обращении за  год уменьшился на 3,5 трлн. рублей  и на конец года составил 2,1 трлн. рублей по  номиналу. Оборот  вторичного  рынка  в 2009 году  составил 38,5 трлн.  рублей,  превысив  значение 2008 года  более  чем  в 2 раза [9, С. 55-56].

В  2010 году  рынок  ценных  бумаг  ознаменовался  снижением  доли  и  объема государственных  ценных  бумаг  в  обращении,  значительным  ростом  объема корпоративных  облигаций  и  облигаций  местных  займов,  а  также  дебютом государственных  облигаций Республики Беларусь на иностранных  рынках. Акции  занимают  наибольшую  долю  в  общем  объеме  находящихся  в  обращении ценных  бумаг  –  73,7 % по  состоянию  на  1 января  2011 г. Общая  сумма  эмиссии акций  акционерных  обществ  в  2010 году  составила  18,6 трлн.  рублей,  превысив показатель 2009 года почти в 2 раза. На 1 января 2011 г. в обращении находилось акций на сумму 58,9 трлн. рублей, что  на 45,2 % больше показателя 1 января 2010 г. Объем биржевых  сделок  с  акциями  в  2010 году  составил  0,3 трлн.  рублей,  объем  сделок  на внебиржевом  рынке – 1,2 трлн. рублей. В  2010 году  было  зарегистрировано  394 выпуска  корпоративных  облигаций 145 юридических  лиц.  Сумма  зарегистрированной  эмиссии  составила  15,2 трлн.  рублей. При  этом  объем  эмиссии  возрос  по  сравнению  с  2009 годом  в  2 раза. По  состоянию  на 1 января 2011 г. в обращении находилось корпоративных облигаций на сумму 13,7 трлн. рублей по номинальной стоимости, из них небанковских организаций – 3,7 трлн. рублей, их  доля  в  общем  объеме  выросла  за  2010 год  с  7,4 до  27,2 %.  Объем  биржевых сделок  с  корпоративными  облигациями  в  2010 году  составил  3,4 трлн.  рублей,  рост  в сравнении с 2009 годом – в 1,2 раза. Несмотря на рост объемов ценных бумаг в обращении, рынок ценных бумаг в 2010 году  по-прежнему  характеризовался  низким  уровнем развития,  что проявлялось  прежде  всего в неликвидности  большинства его сегментов,  за исключением рынка государственных облигаций [10, С. 54-56].

В 2011 году под влиянием нестабильной экономической обстановки в Республике Беларусь, вызванной накопившимися  дисбалансами, а также мер, предпринятых по ее нормализации, в структуре  рынка ценных бумаг произошли  значительные изменения. Рынок ценных бумаг в 2011 году ознаменовался снижением  доли акций в обращении, значительным ростом объема корпоративных облигаций  и государственных ценных бумаг. Если в 2007 году эмиссия акций составляла 53,6 процента в общем объеме выпуска, то в 2011 году она сократилась до 34,1 процента. При этом объем эмиссии  корпоративных облигаций возрос с 8,4 процента до 45,6 процента. Объем  зарегистрированной эмиссии акций  акционерных обществ в 2011 году составил 30,0 трлн. рублей (в 2010 году – 18,6 трлн. рублей). Сумма годовой эмиссии корпоративных  облигаций составила 42,9 трлн. рублей, увеличившись по сравнению с 2010 годом  почти в 2,8 раза. Объем эмиссии  облигаций банков увеличился с 12,4 трлн. рублей в 2010 году до 22,0 трлн. рублей в 2011 году. Вместе с тем доля этих облигаций  в общем объеме эмиссии продолжала сокращаться и достигла 51,4 процента.  В течение последних лет наблюдается  устойчивая тенденция к расширению рынка корпоративных облигаций  как альтернативного инструмента  привлечения юридическими лицами заемных  ресурсов, который на 1 января 2012 г. достиг 33,4% общего объема ценных бумаг в  обращении, увеличившись практически  с нулевого значения пять лет назад [11, С. 55-57].

Такой элемент небанковского  сектора, как лизинг, динамично развивался в Беларуси до 2008 года, но затем, в  связи с кризисом 2008 года, произошло  обрушение рынка лизинговых услуг  примерно на 50%. В тот период многие лизинговые компании приостановили  свою деятельность, а некоторые прекратили существование. В 2010 году произошло восстановление рынка и лизинг продолжил бы свой стремительный подъем (в 2011 году экспертами ожидался рост на уровне 20-40%), если бы не валютный кризис 2011 года. Некоторые лизинговые операторы (в частности, банки) прекратили заключение новых сделок. Банки не хотят увеличивать свои риски и ужесточают требования к финансовому состоянию клиентов и условиям проведения сделок или полностью приостанавливают кредитование и лизинг  [2,С. 32-33].

Что касается пенсионного  фонда, то пенсии в Республике Беларусь выплачиваются из взносом работающей части общества, вносимых в общий пенсионный фонд. Серьёзную нагрузку для пенсионного фонда представляет институт досрочного выхода на пенсию. В последнее время практически каждая третья пенсия в стране назначалась со снижением общеустановленного возраста (женщины – 55, мужчины – 60 лет), а выплаты по этим пенсиям производились из общего пенсионного фонда.

Ещё одна проблема  - это  высокая степень перераспределения. Это означает, что высокие выплаты  по пенсионным взносам не гарантируют  соответствующий размер пенсии, что  невыгодно для людей с зарплатой  выше среднего уровня и большим трудовым стажем.

Одной из проблем пенсионного  фонда также является то, что не все трудоспособные граждане Беларуси заняты в экономике и исправно платят налоги и пенсионные взносы. Некоторая часть людей трудоспособного  возраста официально нигде не работают и не учатся (то есть или выезжают на заработки из страны, или заняты в теневом секторе). А это приводит к значительным потерям пенсионного  фонда страны: в настоящий момент – из-за недополучения взносов, а в будущем появятся сотни тысяч пожилых граждан, которые не будут обеспечены пенсиями и пополнят ряды малообеспеченного населения [26, С. 96-101].

Таким образом, небанковские финансовые институты в Беларуси на данный момент  развиты недостаточно, и поэтому нужно дать импульс  их развитию.

 

2.3. Методы решения проблем  финансового сектора в Республике Беларусь

 

Наличие таких проблем, как  увеличение внешнего долга; низкий чистый приток прямых иностранных инвестиций; высокий уровень налоговой нагрузки; инфляционные процессы и т. д.,  порождает  нестабильность финансового сектора. А так как он осуществляет перераспределение  капитала  между остальными секторами, то эта нестабильность приводит к  ухудшению состояния национальной экономики в целом. Поэтому необходимо предпринимать меры по преодолению  этих проблем.

Поддержка государством банковского  сектора является прямой (путем рекапитализации) и косвенной (путем  поддержки  государственных  предприятий,  которые  являются  заемщиками  в  рамках государственных  программ).

С целью увеличения достаточности  капитала банков в конце 2011 г. власти осуществили значительные вливания капитала (всего около USD 1.7 млрд)  в два главных государственных банка (Беларусбанк и Белагропромбанк). Это привело к росту капитализации банковского сектора в целом и может рассматриваться как важный шаг, увеличивший способность обеих государственных банков к поглощению убытков и повышению их рентабельности и укрепивший общую уверенность в банковском секторе.

Для того чтобы банковский  сектор  распределял  кредитные  ресурсы  согласно  рыночным  сигналам,  повысил  рентабельность,  увеличил цену кредитов и соответствующим образом управлял рисками, необходимо ослабить доминирование государственных банков в банковском секторе. Один из инструментов,  который  позволит  этого  достичь, – это  ускорение  приватизационных процессов. Власти сделали первые шаги в данном направлении, включая смягчение соответствующих ограничений на иностранное присутствие в банковском  секторе, что  можно  рассматривать  как  приветственный  шаг. Дополнительным стимулом для потенциального частного инвестора является снятие  груза директивного  кредитования  с государственных банков. Для освобождения коммерческих банков от директивного кредитования в Беларуси был создан Банк  Развития, в котором сосредоточились программы директивного  кредитования, т. е. основной целью данного Банка является развитие системы финансирования государственных программ и социально значимых инвестиционных проектов.

Для  предотвращения распространения  кризиса на банковский сектор и его  стабилизации  государство прибегало  к внешним займам. Однако такая  мера привела к негативному последствию  в виде увеличения внешнего государственного долга.

Для того, чтобы увеличить кредитную активность банков были  снижены ставка рефинансирования и процентные ставки, что привело к   некоторому росту кредитной активности.

Для преодоления проблем, связанных с кредитованием в  иностранной валюте и стабилизации банковского сектора физическим лицам запрещено брать кредиты в иностранной валюте,  а большинство валютных  кредитов юридическим лицам были выданы  предприятиям,  которые имеют необходимый  объем  валютной  выручки [15, С. 11-14].

Так как сегодня одной  из проблем является короткий срок привлечения банками вкладов  населения, то банкам надо уделять больше внимания вопросу привлечения долгосрочных сбережений населения. Целесообразно  увеличивать разницу между процентными  ставками по долгосрочным и краткосрочным  депозитам. Следует активно использовать линейки вкладов, предусматривающие  при досрочном возврате денежных средств выплату процентного  вознаграждения в размере ставки по текущему счету.

Для сбалансирования ситуации на валютном рынке банкам необходимо направлять первоочередную кредитную  поддержку, в том числе при  кредитовании в иностранной валюте, на развитие валютоокупаемых и импортозамещающих проектов. При предоставлении кредитов в иностранной валюте, особенно под невалютоокупаемые проекты, банкам нужно усилить контроль за финансовым состоянием клиентов и их способностью своевременно и в полном объеме погашать обязательства [1, С. 7-8].

В настоящее время происходит совершенствование регулирования  деятельности банков Национальным банком по следующим направлениям:

  • Развитие инструментов регулирования банковских операций

Особое внимание по-прежнему будет уделяться операциям банков по кредитованию физических лиц. При  этом основными направлениями совершенствования  регулирования данного вида банковских операций станут:

  1. повышение доступности потребительских кредитов;
  2. развитие жилищного кредитования;
  3. совершенствование институционной структуры рынка банковского потребительского кредитования, в том числе направленное на работу с проблемной задолженностью физических лиц;

Новым направлением регулирования  банковских операций станут форфейтинговые операции (операции по приобретению финансовым агентом (форфейтором) коммерческого обязательства заемщика (покупателя, импортера) перед кредитором), появление которых обусловлено задачами увеличения экспорта. Они будут стимулировать развитие системы расчётов и кредитования во внешнеэкономической деятельности [12, С.14-28].

  • Совершенствование банковского надзора

Начиная с 2007г.,  к функциям Национального банка относится  осуществление надзора за деятельностью  национальной платежной системы. Кроме  Национального банка, финансовый надзор  и регулирование в Республике Беларусь осуществляются также Министерством  финансов. Отдельные функции в  области финансового регулирования  и надзора выполняются Комитетом  государственного контроля Республики Беларусь и другими государственными органами.

За последние годы были достигнуты значительные успехи в процессе совершенствования системы регулирования  и надзора. В большинстве своем  банковский надзор в Беларуси практически  соответствует Базельским основным принципам (БОП)  [4, С. 23-24; 5, С. 45-47].

Основными направлениями  развития банковского надзора являются:

  1. дальнейшее внедрение риск-ориентированного надзора - при проведении комплексных проверок деятельности банков на основании мотивированного суждения проверяющих осуществляется оценка уровня рисков и качества управления ими. В дальнейшем эта оценка используется Национальным банком при выборе надзорных мер воздействия к банкам, оценке профессиональной деятельности их руководства, а также при установлении сроков проверок деятельности банков;  [5, С. 47-48].
  2. повышение независимости принятия решений в рамках банковского надзора от иных функций государственного регулирования и контроля по мере возрастания роли рыночных механизмов в деятельности банков с преобладающей долей государства в уставных фондах;
  3. повышение требований к допуску на рынок банковских услуг и обеспечение их соблюдения банками в процессе своего функционирования;
  4. совершенствование консолидированного надзора за деятельностью банковских групп  и банковских холдингов;
  5. совершенствование трансграничного надзора;
  6. совершенствование действующей системы морального и материального стимулирования специалистов банковского надзора;
  7. повышение эффективности организации процессов банковского надзора на основе развития информационных технологий.

Информация о работе Финансовый сектор и его место в экономике страны