Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 22:44, контрольная работа
Основными целями финансовой политики являются:
- повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов;
- оздоровление и структурная перестройка экономики;
- достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства.
В целях изучения данной темы в контрольной работе будут рассмотрены основные признаки, функции и особенности финансов, а так же финансовая система Российской Федерации и ее структура.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА И ЕЕ СТРУКТУРА . . . .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Однако общие признаки всех финансовых отношений не включают определенные различия между ними.
В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношении: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок и финансы предприятии различных форм собственности.
Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне и финансы хозяйствующих субъектов, пользуемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.
Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.
Важная роль, которую выполняет
государство в области
Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система - единая система, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев.
Основой единой финансовой системы служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.
Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.
Общегосударственные финансы органически
связаны с финансами
Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.
Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.
Государственный бюджет - главное звено финансовой системы, представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств, для обеспечения функций органов государственной власти.
Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Его основное назначение - создание условий для эффективного развития экономики и решения общегосударственных и социальных задач.
Государственный бюджет характеризуется следующими чертами:
-носит ярко выраженный
-формирование и использование
бюджета базируется на
Основными функциями бюджета являются:
-перераспределение
-государственное
-финансовое обеспечение
-контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
В управлении бюджетным процессом принимают участие все органы государственной власти и управления РФ, однако центральное место в этом процессе занимает Министерство финансов РФ.
Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, принципы ее построения, совокупность бюджетов государства.
Организационная структура - включает республиканский бюджет, бюджеты республик в составе РФ, краевые и областные бюджеты, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, окружные бюджеты автономных округов, бюджет автономной Еврейской области и местные бюджеты.
Единой правовой базой бюджетной системы является Конституция РФ и Закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ».
Бюджеты нижестоящих органов
Принципы бюджетного устройства: единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность всех бюджетов, входящих в государственную бюджетную систему.
Все доходы и расходы располагаются в бюджетах по единой бюджетной классификации, представляющую собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации сгруппированных кодов. Это обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.
Принципы организации
Исполнение бюджета. Это работа по обеспечению полного и своевременного поступления налогов и других платежей, доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года.
Внебюджетные специальные фонды - это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет:
- Пенсионный фонд РФ;
- Государственный фонд занятости населения и др.
Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.
Внебюджетные фонды имеют
Обособленное функционирование внебюджетных
фондов позволяет оперативно финансировать
важнейшие социальные мероприятия.
В отличие от государственного бюджета
расходование средств внебюджетных
фондов подлежит меньшему контролю со
стороны органов
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.
Кредитором выступают
Необходимость использования государственного
кредита обусловлена
В зависимости от заемщика государственные займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления. По месту размещения государственный кредит может быть внутренним и внешним. Исходя из срока привлечения средств, займы делятся на: краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет).
Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.
Государственный долг - это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.
Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.
Государственный внешний долг - это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.
Внутренний долг состоит из задолженности
прошлых лет и вновь
Обслуживание государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет Центральный банк РФ. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств республиканского бюджета РФ.
Контроль, за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга и использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.
Фонд страхования (имущественного и личного) обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.
Основным участником рынка социального страхования является Фонд социального страхования РФ, чьей задачей является обеспечение гарантированных государством пособий: по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; единовременное пособие к декретному отпуску в случае постановки на учет в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; по уходу за ребенком до 1.5 лет; ежемесячное пособие на детей в возрасте до 18 лет и др.
Средства фонда образуются из следующего:
-страховых взносов
-доходов от инвестирования
-ассигнований из Федерального бюджета.
Так же для реализации политики в области медицинского страхования создан Фонды обязательного медицинского страхования РФ состоящий из Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Территориальных фондов обязательного медицинского страхования (субъектов РФ).
Средства фондов формируются за счет:
-страховых взносов
-ассигнований из федерального бюджета;
-доходов от использования
-добровольных взносов
-ассигнований органов
Информация о работе Финансы. Финансовая система государства и ее структура