Финансы государственных унитарных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение особенностей финансов унитарных предприятий и анализ эффективности формирования и использования финансовых ресурсов и поиск путей её повышения.
Задачи данной работы:
– рассмотреть теоретические аспекты организации финансов унитарного предприятия;
– рассмотреть теоретические аспекты оценки формирования и использования финансовых ресурсов;
– определить организационную структуру предприятия проанализировать основные показатели функционирования предприятия;
– проанализировать эффективность формирования и использования финансовых ресурсов на предприятии;
– разработать пути повышения эффективности формирования и использования финансовых ресурсов на предприятии.

Содержание

Введение
1. Современные экономисты об особенностях организации финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий
2. Структура и функции финансовой службы унитарного предприятия
3. Состояние финансовых ресурсов и результаты их использования в унитарном предприятии
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы ГУП.docx

— 288.46 Кб (Скачать файл)

3. Низкая экономическая эффективность муниципальных унитарных предприятий (Молчанова О.В., заместитель директор департамента экономики и финансов).

Федеральный закон № 168-ФЗ от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в ст. 8, хотя и не вполне четко, сформулировал цели сохранения и создания данных организаций, регламентировал правовое положение муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, ввел целый ряд новелл относительно порядка управления унитарным предприятием, а также требований в отношении руководителя унитарного предприятия.

Вместе с тем, в ряде случаев муниципальные унитарные предприятия функционируют без текущих планов, согласованных с органами исполнительной власти, четкого определения цели их деятельности и стратегии развития. Низкое качество управления муниципальными унитарными предприятиями в современной России связано с отсутствием четкого определения целей функционирования этих предприятий, недостаточным объемом прав собственника (в лице органов местного самоуправления) в области выработки текущей политики предприятия и отсутствием контроля за реализацией намеченных задач, что ведет к нецелевому использованию прибыли и амортизации, разрушению основных фондов.

Как следует из действующего в настоящее время Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями, не находящимися в муниципальной собственности, том числе в сфере управления муниципальной собственностью, строятся на основе договоров. Вместе с тем всякое муниципальное образование заинтересовано в комплексном социально-экономическом развитии своей территории, поэтому согласно законодательству Российской Федерации муниципальные органы власти наделены правом координировать деятельность соответствующих хозяйствующих субъектов по вопросам торговли, землепользования, градостроительства, охраны окружающей среды и т.п. Органы местного самоуправления участвуют в делах о банкротстве градообразующих предприятий и при решении вопросов их финансового оздоровления или внешнего управления, а также их интересы учитываются при приватизации муниципальных предприятий.

В настоящее время в Бюджетном кодексе Российской Федерации определены отдельные требования, которые должны применяться органами местного самоуправления при закупках товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, размещения муниципальных контрактов на конкурсной основе, а также ведению реестра закупок. Вместе с тем для создания системы муниципального заказа во всех муниципальных образованиях наиболее приемлемым было бы принятие отдельного федерального закона, предусматривающего рамочное правовое регулирование указанных вопросов. В этом законе должны быть установлены общие требования к порядку формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа.

Другой, более широкий аспект взаимоотношений муниципальных органов с частными и иными немуниципальными предприятиями, находящимися на их территории, связан с получением доходов от их деятельности в местный бюджет. Ясно, что для расширения налогооблагаемой базы необходимо увеличить число получающих доход хозяйствующих субъектов.

В настоящее время ситуация такова, что большинство крупных государственных и приватизированных предприятий простаивают из-за отсутствия потребности в их продукции, постоянно сокращая при этом рабочие места и увеличивая свои долги в местные и государственные бюджеты. Для повышения эффективности производства, расширения рынков сбыта товаров и услуг, создания новых рабочих мест с участием муниципальных унитарных предприятий, муниципальных банков и иных кредитных организаций на территории соответствующего муниципального образования может быть создана финансово-промышленная группа в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 1995 года «О финансово-промышленных группах».

Согласно данным, представленным в плане развития государственного и муниципального секторов экономики на 2006 год, удельный вес денежных доходов от использования муниципальной собственности в общем объеме собственных доходов местных бюджетов незначителен и составил в целом по Российской Федерации в 2005 году 4,2 процента, планируется получить в 2006 году - 4 процента, а по прогнозной оценке на 2007 год - 4,8 процента.

В связи с этим, по-прежнему остается задача повышения эффективности использования муниципального имущества. Эту задачу необходимо решать за счет:

- оптимизации количества муниципальных унитарных предприятий и учреждений путем их реорганизации, ликвидации или уточнения видов деятельности на основе анализа, а также создания новых организаций в зависимости от потребностей соответствующих территорий;

- обеспечения полной инвентаризации объектов муниципальной собственности, проведения государственной регистрации прав на объекты муниципальной собственности;

- четкого определения прав пользования объектами муниципальной собственности и полномочий пользователей на основе Положения о муниципальном имуществе;

- введения единого реестра договоров аренды и учета недвижимого муниципального имущества, находящегося в аренде, а также корректировки величины арендной платы с ориентацией на рыночные цены;

- совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей земельные отношения, развитие рынка земли и осуществления контроля за использованием земельных участков.

 

2. Структура и функции финансовой службы унитарного предприятия

 

Главным органом управления, принимающим стратегические решения в сфере финансово-хозяйственной деятельности предприятия, является собственник имущества унитарного предприятия.

Собственник имущества государственного или муниципального предприятия в отношении финансов предприятия осуществляет следующие полномочия:

  • формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия;
  • даёт согласие на распоряжение недвижимым имуществом;
  • утверждает программу деятельности, показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;
  • принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;

Руководитель унитарного предприятия в процессе управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия имеет следующие полномочия:

  • действует от имени унитарного предприятия без доверенности;
  • утверждает структуру и штаты унитарного предприятия;
  • осуществляет приём на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры;
  • издает приказы, выдаёт доверенности в порядке, установленном законодательством.

Финансовое планирование в государственных унитарных предприятиях имеет ряд своих особенностей. Основным документом, в котором отражается текущий финансовый план ФГУП на предстоящий год, является программа его деятельности. Программа деятельности представляет собой комплекс мероприятий, связанных между собой по срокам и источникам финансирования. Мероприятия программы должны отражать основные направления деятельности в планируемом периоде по достижению целей, определенных уставом, решениями Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. К проекту программы прилагается технико-экономическое обоснование планируемых мероприятий, затрат на их реализацию, а также ожидаемого эффекта от их выполнения.

Составлением проекта программы занимается непосредственно финансовая служба предприятия (планово-экономический отдел). Разработанная программа на очередной год должна быть представлена руководителем ФГУП до 1 августа текущего года в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие.

Руководитель предприятия ежегодно, до 1 апреля, вместе с отчётом о деятельности предприятия за прошедший год представляет в федеральный орган исполнительной власти предложения по уточнению размера части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в текущем году.

Функции финансовой службы фирмы.

Финансовая структура в процессе осуществления деятельности фирмы решает следующие проблемы:

- Источники финансирования – краткосрочное и долгосрочное кредитование; лизинговое финансирование; распределение прибыль; целесообразность привлечения заемных и использование собственных средств.

- Капитальные вложения и оценка их эффективности – доходность капитала, текущая и перспективная цена компании; оценка финансового риска; финансовое обеспечение капитальных затрат.

- Финансовое планирование – содержание, порядок разработки и значение финансовых планов.

- Анализ финансовой деятельности и финансовый контроль - анализ платежеспособности, ликвидности, рентабельности, факторный анализ прибыли, анализ использования финансовых ресурсов.

Задачи финансовой службы.

    1. контроль за выполнением принятых решений;
    2. учет и анализ прошлого опыта и экстраполяция его на будущее;
    3. учет тенденций развития и возможных направлений изменений во внешней среде хозяйствования;
    4. учет стратегических целей и перспектив;
    5. ориентация на экстренный характер принимаемых решений или проводимых преобразований;
    6. обоснование и признание непредсказуемости влияния некоторых внешних факторов.

Структура управления финансово - экономической службы предприятия.

Во главе предприятия генеральный директор. За ним: первый заместитель генерального директора – финансовый директор. А затем:

- Бухгалтерия (финансовый учет);

- Аналитический отдел;

- Отдел финансового планирования;

- Планово – экономический отдел.

Бухгалтерия ведет бухгалтерский учет хозяйственных операций предприятия и формирует публичную финансовую отчетность в соответствии с установленными стандартами и требованиями. Качество финансового управления определяется уровнем бухгалтерского и управленческого учета. Учет должен строится так, чтобы оперативно сводить финансовую информацию воедино, определять влияние отдельных факторов среды на общее финансовое положение, своевременно определять отклонения в плановых показателях от реальных. Финансовые отчеты организации должны включать прибыльность, рыночную позицию, производительность, использование активов, инновации.

Аналитический отдел занимается анализом и оценкой финансового состояния предприятия, выполнение плановых заданий по прибыли и объемам реализации, его ликвидности и рентабельности. Также в задачи этой службы входит прогнозирование финансовых показателей. Специалисты данного отдела могут оценивать предполагаемые инвестиционные проекты.

Отдел финансового планирования (краткосрочного и долгосрочного) разрабатывает основные плановые документы: баланс доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, плановый баланс активов и пассивов. Информационной основой планирования выступают данные аналитического и оперативного отделов, бухгалтерии, других экономических служб предприятия.

Планово – экономический отдел собирает счета, накладные, отслеживает их оплату и в условиях регулирования государством наличного обращения следит, чтобы расчеты наличными деньгами между юридическими лицами не превышали установленного лимита. Это отдел контролирует взаимоотношения с банками по поводу безналичных расчетов и получения наличных денежных средств.

 

3. Состояние финансовых ресурсов и результаты их использования в унитарном предприятии

 

Полное название предприятия — ФГУП «Росстрой»

Основные виды деятельности — проведение работ по первичной, плановой и внеплановой инвентаризации объектов капитального строительства и их учет в Едином государственном реестре.

Основные экономические показатели функционирования предприятия ФГУП «Росстрой» представлены в таблице 3.1.

Динамика основных экономические показателей функционирования предприятия ФГУП «Росстрой» представлена в таблице 3.1.

Проанализировав основные показатели деятельности предприятия за 2006-2008 г.г, указанные в таблице 3.1, можно сделать следующие выводы.

 

Таблица 3.1 – Основные экономические показатели функционирования предприятия за 2006-2008 г.г

Показатели

Значение по годам

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Выручка от реализации, тыс. руб.

125 549,51

174 439,90

257 153,85

Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

71 213,42

92 112,37

133 950,26

Прибыль от продаж, тыс. руб.

13 395,05

26 157,97

39 116,67

Чистая прибыль, тыс. руб.

7718,6

15827,4

19096,2

Стоимость основных фондов, тыс. руб.

9 099,82

9 302,10

14 108,41

Стоимость оборотных средств, тыс. руб.

23 828,37

49 297,83

52 003,89

Рентабельность продаж, %

10,67

14,99

15,21

Рентабельность продукции, %

18,81

28,40

29,20

Фондоотдача, руб./руб.

13,79

18,75

18,23

Фондоёмкость, руб./руб.

0,07

0,053

0,055

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, количество оборотов

5,27

3,54

4,94

Время обращения оборотных средств, дн

68,33

101,74

72,80

Затраты на 1 рубль товарной продукции, руб

0,57

0,53

0,52

Информация о работе Финансы государственных унитарных предприятий