Финансы как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 08:17, доклад

Краткое описание

Финансы (в переводе с итальянского) – денежный платеж.
Бюджет – мешок с деньгами.
Финансы – экономические денежные обращения (регулируются государством).
Финансы – совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых происходит образование и использование общегосударственных денежных средств для решения экономических, социальных и политических задач.

Вложенные файлы: 1 файл

19Финансы как экономическая категория.doc

— 40.00 Кб (Скачать файл)

Финансы как экономическая  категория. Сущность финансов

Финансы (в переводе с  итальянского) – денежный платеж.

Бюджет – мешок  с деньгами.

Финансы – экономические  денежные обращения (регулируются государством).

Финансы – совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых происходит образование и использование общегосударственных денежных средств для решения экономических, социальных и политических задач.

Причины возникновения  финансов:

В результате буржуазных революций, хотя и была сохранена власть монархов, стали формироваться демократические институты (парламенты);

Разработка ими законов  предполагала наличие общих государственных  фондов денежных средств для реализации функций органов власти;

Если налоги доисторического  этапа носили смешанный характер, то на этом этапе налоги стали собираться в денежном виде.

Финансы – экономический  инструмент распределения и перераспределения  валового внутреннего продукта и  национального дохода.

Главное назначение финансов в том, чтобы обеспечить путем образования денежных фондов не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за их расходованием.

Функции финансов1. Контрольная: эта функция является инструментом формирования и использования денежных средств., осуществляется через деятельность органов финансового контроля и налоговых служб.

2. Распределительная:  распределение национального дохода  заключается в создании основных  или первичных доходов, формируются  путем распределения национального  дохода среди участников материального производства, они подразделяются на две группы:1)заработная плата рабочих, служащих; доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;2)доходы предприятий в сфере материального производства.     

3. Регулирующая: эта функция проявляется посредством вмешательства государства через финансы в процесс производства.В целях регулирования экономики и социальных отношений используется финансовое и бюджетное финансирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.Финансовый механизм – совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве; порядок формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов; методы финансового планирования; форма управления финансами и финансовой системой страны и финансовое законодательство.

Финансовая  система- это совокупность подразделений и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование и использование денежных средств.В фин. сис. вкл. все фондовые учреждения страны, обслуживающие денежные обращения. В общей совокупности финансов можно выделить следующие крупные сферы:

Общегосударственные финансы;

Финансы предприятий  и организаций.

Каждая из этих сфер имеет  свои звенья.

Звенья первой сферы  относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне.

Звенья второй сферы  включают децентрализованные финансы  и используются для регулирования  экономики на микроуровне.Кроме  того, финансовая система включает кредитно-банковскую сферу, состоящую из банков и других кредитных учреждений.. .

Государственный бюджет РФ объединяет:

Федеральный бюджет;

Территориальные бюджеты (субъектов РФ);

Местные бюджеты.

Средства бюджета должны направляться на:

Инвестиции;

Субсидирование предприятий;

Финансирование конверсий  оборонных отраслей.

Из государственного бюджета осуществляются расходы  по формированию  новых производств, на научно-технический процесс; За счет бюджетных и внебюджетных фондов финансируются предприятия и учреждения социально-культурного направления.

Федеральный бюджет на соответствующий  год разрабатывается и утверждается в форме федерального закона. Территориальные  бюджеты или бюджеты субъектов – в форме законов субъектов федерации; местные бюджеты – в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставом муниципальных образований.

При переходе к рыночной экономике были образованы следующие государственные внебюджетные целевые фонды:

Пенсионный фонд;

Фонд социального страхования;

Фонд обязательного  медицинского страхования;

Фонд занятости населения.

.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений (платежей), которые не отличаются для обычного налогоплательщика от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в себестоимость и устанавливаются в процентах от фонда оплаты труда.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредитором выступают физические или юридические лица; заемщиком – государство в лице его органов.

Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке  облигаций, казначейских обязательств, других видов ценных бумаг.

Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения.

Государственный кредит – это также внешние займы  государства, когда государство  берет кредит у зарубежных государств для покрытия дефицита бюджета.

В зависимости от заемщика государственные займы делятся  на размещаемые центральными и местными органами управления.

Исходя из срока привлечения  средств государственные займы  делятся на:

Краткосрочные (менее  одного года);

Среднесрочные (1 –5 лет);

Долгосрочные (более пяти лет).

Размер займа включается в сумму государственного долга  страны.

Государственный долг – сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату и за определенный срок.

Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство  правительства РФ перед юридическими и физическими лицами.

Формами долговых обязательств являются:

Кредиты, полученные правительством;

Государственные займы, осуществляемые посредством выпуска  ценных бумаг от имени правительства  и гарантируемых правительством.

Государственный внешний  долг РФ – это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.

Обслуживание государственного долга – это осуществление  операций по размещению долговых обязательств и погашению и выплате по ним  процентов. Такие функции осуществляет ЦентроБанк РФ. Затраты списываются на республиканский бюджет, контроль за состоянием внешнего и внутреннего долга возложен на Счетную палату.

Страховой фонд.

Страховой фонд предназначен для возмещения потерь и ущерба от глобальных катастроф. Бывает в натуральном  и денежном выражении. Натуральный – это, как правило, стратегический.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков, стихийных  бедствий и несчастных случаев, а  также способствует проведению мероприятий  по их предупреждению.


Информация о работе Финансы как экономическая категория