Фирма как основной субъект конкуренции. Функции фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 12:26, контрольная работа

Краткое описание

По определению, рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар.

Содержание

Введение………………………………………………………………
Фирма как основной субъект конкуренции…………………...........
Фирма и её место на рынке. Обзор истории фирмы………..
Определение фирмы………………………………………….
Функции фирмы……………………………………………..............
Заключение………………………………………………………….
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по теор конкур.docx

— 70.95 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финансовый университет)

Уфимский филиал

 

Кафедра «Экономики, менеджмента и маркетинга»

 

Контрольная работа

по дисциплине «Теория конкуренции»

на тему:

Фирма как основной субъект конкуренции. Функции фирмы.

 

                                     

                                                               Студента 2 курса

                                                                факультета  Финансы и Кредит

                                                                шифр 100.28\120110 заочной

                                                       формы обучения Бельского М.Г.              

                                                              Научный руководитель Каримова З.Р.

 

 

                                                      

                                                Уфа 2013

 

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………
  2. Фирма как основной субъект конкуренции…………………...........
    1. Фирма и её место на рынке. Обзор истории фирмы………..
    2. Определение фирмы………………………………………….
  3. Функции фирмы……………………………………………..............
  4. Заключение………………………………………………………….

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

      Современная рыночная экономика представляет собой сложнейшую структуру, состоящую из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных подструктур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

По определению, рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения. Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции

Толкование этого слова восходит к латинскому «concurrntia» – состязание,столкновение. Вся экономическая литература оперирует этим термином, какосновополагающим. Однако конкуренция не является исключительно экономической категорией, она заимствована из других областей познания. Конкуренция – это одна из форм существования живой природы. Конкурируют деревья, устремляясь кронами ввысь, к солнцу и микробы, захватывая питательную среду. 
 
Говоря о рынке, имеют в виду именно рыночную конкуренцию – механизм соперничества, состязательности участников рынка за право найти своего покупателя, за возможность продать товар на наиболее выгодных условиях, захватить большую долю рынка и получить соответствующую прибыль. Однако у конкуренции есть общие особенности, которые проявляются не только на рынке. 

  1.  Фирма как основной субъект конкуренции
    1. Фирма и ее место на рынке. Обзор истории фирмы

Главным действующим лицом конкурентных отношений на рынке выступает фирма. История коммерческих (т.е. действующих ради полученияприбыли) предприятий уходит корнями в традиционное общество. 
Те или иные их формы зафиксированы практически во всех великих цивилизациях древности. Наиболее распространены были купеческие и (в нескольких меньшей степени) ремесленные предприятия. Некоторые из них достигали значительных размеров и имели сравнительно сложную организационную структуру. Так, в крупнейших мастерских античности – эргастериях – под контролем многоуровневой иерархии надсмотрщиков работало до 300 рабов, а продукция предприятия реализовалась в разных городах через некоторое подобие постоянной сбытовой сети. 
 
От современных фирм коммерческие предприятия докапиталистической эпохи, как правило, отличало: 
1. Использование подневольного труда; 
2. Традиционный характер деятельности (десятилетиями не изменяющиеся технологии, одна и та же продукция, раз и навсегда принятая структура); 
3. Второстепенная роль в экономике по сравнению с господствовавшим в то время нетоварным, самообеспечивавшимся (или натуральным) типом ведения хозяйства.

 
Сам термин «фирма» впервые стал использоваться в северных и центральных областях Италии в XIV-XV вв. с началом развития там капитализма. Именно нажитому фирмами богатству обязаны своим возвышением крупнейшие итальянские города того времени – Венеция, Флоренция, Милан. В XV-XVII столетиях капиталистические фирмы получают распространение в Голландии, Англии, Франции, ганзейских городах Германии, а впоследствии и во всем мире. Первые капиталистические фирмы были небольшими предприятиями, организованными как единоличные владения или товарищества (последний тип фирм также называют партнерствами или обществами на паях). Владелец (или совладельцы) вносил весь необходимый для деятельности фирмы капитал и лично управлял компанией. В случае банкротства фирмы он был обязан отвечать по ее долгам всем своим достоянием, а не только внесенными в дело средствами. 
          Сильнейшая заинтересованность владельца (или узкой группы совладельцев) в успехе фирмы и практически полное отсутствие формализма и бюрократизма (все решает сам хозяин) сделали единоличные компании и товарищества идеальным типом организации мелкой фирмы. Вплоть до нашего времени именно на таких основаниях действует около 4/5 от общего числа фирм развитых капиталистических стран. 
          В XIX веке сначала в железнодорожном строительстве, а к последней трети этого столетия в большинстве отраслей экономики возникают крупные фирмы, действующие в общенациональных или даже международных масштабах. К такому размаху единоличные предприятия и товарищества оказались плохо приспособленными. Во-первых, для крупного предприятия недостаточны средства, которые один человек или небольшая группа компаньонов могут вложить в дело. Во-вторых, судьба крупных предприятий с сотнями и тысячами занятых и гигантской стоимостью оборудования не может зависеть от готовности или неготовности наследников основателя фирмы продолжать дело, что неизбежно в единоличном предприятии или узком партнерстве. В-третьих, крупное предприятие нуждается в профессиональной иерархии управляющих (менеджеров), причем менеджеров, относительно независимых от владельца, чего в единоличных предприятиях обычно не бывает. Подходящая для крупных предприятий форма организации компании – акционерное общество или корпорация – была найдена еще в XVII веке. В этой форме в 1600 г. была образована английская Ост-Индская, а в 1602 г. – голландская Ост-Индская компания. Массовое распространение акционерные общества получили в XIX в. К настоящему же времени их следует считать господствующей формой организации компаний, т.к., хотя в общем числе действующих фирм акционерные общества составляют не более 1/5, на них приходится около 90% всего объема производства товаров и услуг. 
          Акционерные общества объединяют капиталы большого числа вкладчиков (акционеров). Крупные современные общества насчитывают сотни тысяч акционеров, что позволяет им концентрировать у себя гигантские капиталы. Пропорционально своему вкладу каждый акционер имеет право на долю в прибылях общества, а также на участие в управлении им. Текущее руководство акционерным обществом, однако, осуществляют не акционеры, а наемные управляющие, что дает возможность подбирать их по профессиональным признакам и, тем самым, избегать многих управленческих проблем, свойственных единоличным предприятиям (хозяин, мнящий себя специалистом по всем вопросам; бестолковый наследник и т.п.). Вообще акционер существенно сильнее, чем хозяин единоличного предприятия, отделен от той фирмы, совладельцем которой он является. Так, в случае банкротства фирмы он теряет лишь деньги, которые вложил в акции. На его же личное имущество иски кредиторов разорившейся фирмы обращены быть не могут. Продажа или покупка акций рядовым акционером, равно как и его мнение о том, как следует вести дела фирме, на деятельности компании почти никак не сказывается, т.к. мелких акционеров слишком много и влияние каждого из них в отдельности незначительно. 
 
Применительно к XX веку, когда число акционеров крупных фирм особенно возросло, поэтому, даже принято говорить о менеджериальной революции или революции управляющих. Ее суть состоит в том, что власть в современных крупных корпорациях в значительной степени перешла от собственников (акционеров) к наемным управляющим. Действительно, резкое расширение свободы наемных менеджеров в постановке задач и принятии решений – одно из важнейших событий в новейшей истории фирмы. Следует впрочем иметь в виду, что крупные акционеры, в отличие от мелких свою власть во многом сохранили. 
         Другое важнейшее событие в истории фирмы в XX веке состоит в принципиальном усложнении ее организационной структуры. Крупная фирма в наше время обычно владеет многими заводами, выпускающими широкий спектр товаров и расположенными в целом ряде стран. Подобные транснациональные корпорации (в отечественной литературе их также называют международными монополиями или международными концернами) построены как система акционерных обществ, во главе которой стоит так называемое материнское общество, владеющее акциями дочерних фирм и благодаря этому контролирующее их деятельность. Дочерние общества, в свою очередь, могут контролировать внучатые компании и т.д. 

2.2. Определение фирмы 
       

   Что же представляет из себя капиталистическая фирма? Наиболее часто ее определяют как организацию, концентрирующую и использующую ресурсы для производства товаров и/или услуг с целью получения прибыли. Более отчетливо сущность фирмы можно, однако, понять рассмотрев те функции, которые она выполняет в рыночной экономике (см. рис.1): 
 
Рис.1 Фирма и ее функции 

3. Функции фирмы 

1. Концентрация и использование ресурсов. Как известно, основными факторами производства являются земля, капитал и труд (включая такую важную его разновидность, как предпринимательская способность). Их соединение и использование в рыночной экономике осуществляет фирма. Ей необходимо получить в свое распоряжение ресурсы, добившись при этом, чтобы по своим качественным и стоимостным характеристикам они были пригодны для производства конкурентоспособной продукции. 
 
Отметим, что это непростая и во многом противоречивая задача. Получать самые лучшие ресурсы по низким ценам можно лишь в мечтах. Реально фирма имеет возможность купить только доступные ресурсы, имея для этого ограниченные средства. Отсюда, с одной стороны, вытекает качественная неодинаковость фирм. Так, фирма, которая наняла знаменитого конструктора, неизбежно будет по-иному представлена на рынке, чем та, которой удалось пригласить талантливого специалиста по рекламе. С другой стороны, перед каждой фирмой встает проблема выбора ресурсов и задача с максимальной отдачей использовать сильные стороны тех ресурсов, на которые сделана ставка. 
 
2. Организация производства. Влияние рыночной среды на фирму сказывается «на входе» в производственный процесс через цены и качество потребляемых ресурсов и на «выходе» из него через спрос на готовую продукцию. Но сама организация производства – выбор технологии, создание стимулов к труду, контроль качества и т.п. – является сугубо внутрифирменным делом. Это очень важный момент. 
Оказывать решающее воздействие на рынок фирма, как правило, не может. Так, нельзя навязать рынку неудачный товар. Точно так же приходится смиряться с завышенными ценами на ресурсы, если они сложились на рынке. Относительная автономия производства от прямого диктата рынка дает в руки фирмы механизм адаптации – здесь все зависит только от ее усилий, здесь можно выбрать свой путь. Тем или иным способом организуя производства, фирма удовлетворяет требования рынка, но делает это на свой манер. 
 
3. Сбытовая деятельность. Готовая продукция должна быть доведена до потребителя. В рыночных условиях это требует от фирмы не только создания сбытовой сети той или иной конфигурации: от продажи всего произведенного оптовику-посреднику в простейшем случае до сложных и дорогостоящих схем вроде «прямой продажи», предусматривающей показ товара торговым агентом каждому потенциальному покупателю. Необходимо также стимулировать реализацию продукции, для чего используется широкий спектр маркетинговых и рекламных приемов. Кроме этого через сбытовую сеть фирма получает информацию о том, как ее продукцию принимает рынок. 
 
4. Получение прибыли и несение риска. Прибыль является целью всей деятельности фирмы. При этом особенно важно, что прибыль служит источником финансирования инвестиций, без которых развитие ни фирмы, ни всей экономики в целом невозможно. Не менее важна и неприятная изнанка коммерческой деятельности: опасность вместо прибылей понести убытки. Риски – обязательный, неотъемлемый элемент рыночной экономики, где ничто не может быть запланировано с абсолютной точностью. С макроэкономической точки зрения готовность фирм нести риски является важным условием гибкости хозяйства: без ошибок нельзя создать ничего нового. Поэтому готовность фирм расплачиваться за свои ошибки является синонимом стремления к прогрессу. Для самой же фирмы выбор объема и характера принимаемых на себя рисков – важный элемент общей стратегии, отличающий ее рыночное поведение от поведения других компаний. 
 
5. Накопление опыта. Подобно живым организмам фирмы являются самообучающимися системами. Успехи и неудачи тщательно анализируются, чтобы наращивать преимущества и устранять недостатки. Разница же между экономикой и живой природой прежде всего проявляется в темпах процесса. Естественный отбор миллионы лет суммирует удачные случайные мутации прежде чем сформирует хорошо приспособленный к условиям среды обитания вид. Фирмы сознательно перенимают удачные нововведения. Поэтому передовой опыт – к выгоде как самих компаний, так и всей экономики – распространяется очень быстро. Способность к самообучению представляет собой в высшей степени индивидуальную, связанную с общей внутрифирменной культурой, и, вероятно, самую важную характеристику каждой компании. Ведь в конечном счете именно способность к самообучению определяет эффективность выполнения всех функций, а значит, и рыночный успех фирмы. 
        Итак, фирма является многофункциональной организацией. Эффективное выполнение каждой из основных функций жизненно необходимо как для отдельных фирм, так и для нормальной работы всей рыночной экономики в целом. 
 
Важно и другое обстоятельство. Выполнение каждой из основных функций возможно многими способами. Соответственно очень велико число допустимых стратегий рыночного поведения фирмы, которые она может выбрать, отдав преимущество тому или иному способу реализации своих функций. 
Реальный пример. Критические моменты в истории «Макдональдс». 
     Как и всякая добившаяся всемирной известности фирма, корпорация «Макдональдс» пришла к своему успеху непростым путем. В ее истории много моментов, когда под угрозой оказывалось выполнение то одной, то другой функции фирмы: 
 
1. До появления фирмы «Макдональдс» в мире не существовало индустриальных способов приготовления пищи. Именно применение конвейерных технологий принесло первые успехи молодой фирме – они позволили дешево изготавливать и продавать доброкачественную еду. 
 
Здесь, однако, компанию подстерегал неприятный сюрприз. Одно из обязательных блюд ассортимента – жаренный картофель «фри» – никак не поддавался механизации: при машинной жарке он оказывался то пережаренным, то недожаренным. Выяснилось, что все зависит от неоднородности химического состава картофеля. 
 
Но где это видано, чтобы фермеры направляли свою картошку на анализы? Корпорации «Макдональдс» пришлось прибегнуть к целому арсеналу угроз и посулов, чтобы фермеры поняли, что важны не только сорт и размеры клубня, но и, скажем, процент содержания протеина в нем. 
 
2. На одном из этапов бурного роста сети ресторанов «Макдональдс» фирма утратила контроль за хозяевами некоторых из них. И поплатилась за это: главой французской системы ресторанов стал человек, не желавший следить за качеством еды и обслуживания. 
 
Потенциальный спрос на услуги ресторанов быстрого обслуживания в этой стране был подорван, а кафе «Макдональдс» приобрели репутацию грязных забегаловок. Лишь судебный процесс позволил фирме устранить нерадивого менеджера и начать восстанавливать престиж марки. 
 
3. Замороженный мясной фарш для гамбургера технологичнее свежего. Его можно хранить сколь угодно долго, не боясь, что он испортится. Но – увы! – он не так вкусен. Поэтому долгие годы политика «Макдональдс» в этом вопросе состояла в отказе от мороженных продуктов. Более того в этом направлении не велись даже исследования. 
 
Революцию совершила группа поставщиков фарша. Она за свой счет, не будучи даже уверена в поддержке руководства «Макдональдс», разработала принципиально новую технологию глубокой заморозки, сделавшую фарш очень вкусным, и даже построила мощный хладокомбинат. Благодаря этой новинке «Макдональдс» надолго обогнал своих конкурентов. 
 
4. Несколько раз «Макдональдс» совершал одну и ту же очень естественную ошибку. Выходя на рынок новой страны он стремился включить в меню местные блюда, а само кафе оформить в национальном стиле... и неизменно терпел фиаско. 
 
Лишь напряженная работа экспертов по маркетингу позволила сначала связать неудачи с попытками национально «окрасить» кафе в разных странах, а затем и объяснить странный феномен. Оказывается, местные жители считали американизированный вариант собственных блюд профанацией национальной кухни и в то же время не прочь были попробовать чисто американскую пищу. С тех пор где бы не открывалось кафе «Макдональдс», основу его меню составляют вариации на тему традиционной американской булочки с котлетой (гамбургера).

4. Заключение

        Итак, фирма является многофункциональной организацией. Эффективное выполнение каждой из основных функций жизненно необходимо как для отдельных фирм, так и для нормальной работы всей рыночной экономики в целом. Выполнение каждой из основных функций возможно многими способами. Соответственно очень велико число допустимых стратегий рыночного поведения фирмы, которые она может выбрать, отдав преимущество тому или иному способу реализации своих функций. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.. Думная Н.Н. Новая рыночная экономика. М. : МАКС-Пресс,2009

2.. Колодняя Г.В. Сквозь призму практики: неоинституциональная теория фирмы. М.: Финансы и Кредит, 2007

3.Философова, Т. Г.     Конкуренция и конкурентоспособность [Текст] : учеб. пособие / Т. Г. Философова, В. А. Быков ; под ред. Т. Г. Философовой. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 271с.

4. Портер М. “Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов”, М., Альпина, 2005

5. Портер М. “Конкурентное преимущество”, М., Альпина, 2005

6.. Портер М. Конкуренция. — М.: Изд. дом «Вильямс», 2000.

7. Портер М. Международная конкуренция. — М.:Международные отношения, 1993.

8... Юданов А.Ю., (ред.) Опыт конкуренции в России: Причины успехов иеудач. М.: КноРус, 2008.

9..Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебно-практическое пособие; 3-е изд.., М.: Гном и Д, 2001.

Интернет- ресурсы:

  1. ЧТО ТАКОЕ КОНКУРЕНЦИЯ. ПОНЯТИЯ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ http://www.adhard.ru/page-al-concurrntiaponyatievid-pg-3.html
  2. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. — М.: ИНФРА-М., 2000.

 


Информация о работе Фирма как основной субъект конкуренции. Функции фирмы