Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 09:49, курсовая работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
I) Введение
II) Фискальная политика государства
1)Понятие, цели и задачи
2)Типы фискальной политики
3)Достоинства и недостатки
III) Налоги
1)Понятие, функции и виды
2)Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики
IV) Налоги и сборы как инструменты фискальной политики государства
V) Заключение
Основные направления налоговой политики РФ на 2010-2012гг
полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска.
Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами
дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение
полной занятости ресурсов.
В результате возникает структурный дефицит (излишек)
государственного бюджета - разность между расходами (доходами) и доходами
(расходами) бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко
оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и
структурным дефицитом.
Группа американских специалистов во главе с А. Лаффером изучила зависимость
суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Эта
зависимость отражена кривой Лаффера .
Ставка
налога (К),
в процентах 100 50 |
Рис. Кривая Лаффера
(общая сумма налогов) |
Группа А. Лаффера теоретически доказала: ставка налога 50% Ro
является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов T
M. При ставке налога выше Rо резко снижается деловая активность
фирм и работников, и тогда доходы уходят в теневую экономику. При R, близкой к
100% и равной 100%, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и
предпринимательству.
Признано, что высшая ставка налогообложения (для самых высоких доходов)
должна быть 50--70%.
Россия сегодня по налоговым поступлениям явно находится не в оптимальной
позиции. В результате запланированная величина налоговых поступлении,
превышающая 50 % ВВП, оказалась нереальной.
Фактически государство не может получить и 30-35% ВВП, что повлечет за собой
задержку выплаты заработной платы работникам бюджетных организаций, усилению
напряженности с ростом неплатежей предприятий друг другу.
Кривая Лаффера показывает, что при определенных условиях снижение налоговых
ставок может создать стимулы для бизнеса, способствовать образованию
дополнительных сбережении и тем самым содействовать инвестиционному
процессу. Уменьшение банкротств должно способствовать расширению
налогооблагаемой базы, так как количество налогоплательщиков при этом должно
возрасти.
Налоговая система должна совершенствоваться по следующим важнейшим направлениям:
- требуется уменьшение налогового бремени. Оно является
чрезмерным поскольку налоговые изъятия при составлении бюджета государства до
сих пор планировались в размере около половины ВНП. Мировой опыт и
теоретические разработки, отраженные в виде «кривой Лаффера», показывают, что
тот уровень, с которого начинается массовое бегство от налогов,
обусловливает низкий уровень собираемости налогов. Кроме того, в результате
кризиса неплатежей предприятий подрываются условия непрерывного производства;
- необходимо изменение структуры налоговых поступлений за
счет поэтапного увеличения уровня налогообложения физических лиц (доходов и
имущества), а также налогов на имущество и рентных платежей в
природоэксплуатирующих отраслях, что обеспечит рост платежей за использование
природных ресурсов. Резкий переход на преимущественное налогообложение
физических лиц невозможен, так как невысокие доходы основной массы населения
пока не позволяют проплатить такие налоги;
- назрела необходимость сокращения налоговых льгот. В
сегодняшний период, когда происходит глобальный пересмотр налоговой системы,
индивидуализация налоговых льгот оборачивается неразберихой и коррупцией.
Данная индивидуализация налоговых ставок возможна лишь и хорошо
отработанной, налаженной налоговой политике.
3)Достоинства и недостатки фискальной политики
К достоинствам фискальной политики следует отнести:
1. Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, как мы
видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.
2. Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг - это период времени
между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. (Как мы увидим в главе 13, внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии)).
3. Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы
являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.
Недостатки фискальной политики:
1. Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в
следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.
2. Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг - это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.
3. Неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается:
- проблемы идентификации экономической ситуации Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики
- проблемы, на
какую именно величину следует изменить
государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.
4. Дефицит бюджета. Противники кейнсианских методов регулирования
экономики - монетаристы
(monetarists), сторонники теории экономики
предложения (supply-side economics) и теории рациональных
ожиданий (rational expectations theory) - т.е. представители
неоклассического направления в экономической
теории считают дефицит государственного
бюджета одним из важнейших недостатков
фискальной политики. Действительно, инструментами
стимулирующей фискальной политики, проводимой
при спаде и направленной на увеличение
совокупного спроса, выступает увеличение
государственных закупок и трансфертов,
т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов,
т.е. доходов бюджета, что ведет к росту
дефицита государственного бюджета. Не
случайно рецепты государственного регулирования
экономики, которые предложил Кейнс, получили
название «дефицитного финансирования».
Особенно остро проблема бюджетного дефицита
проявилась в большинстве развитых стран,
использовавших после П мировой войны
кейнсианские методы регулирования экономики,
в середине 70-х годов, причем, в США возник
так называемый «двойной дефицит» («twin debts»),
при котором дефицит государственного
бюджета сочетался с дефицитом платежного
баланса. В связи с этим проблема финансирования
дефицита государственного бюджета превратилась
в одну из важнейших макроэкономических
проблем.
Налоги
1)Понятие, функции и виды
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями. Налоги, как отмечают К. Маркс и Ф. Энгельс, появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти... ".1 В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, -- чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
В налогах заложены большие возможности по регулированию социально-экономических процессов в стране со стороны государства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления.
Так, налоги могут использоваться для регулирования производства - стимулирования развития определенных отраслей, ограничения развития или сдерживания каких-либо экономических процессов и т.п.
С помощью налогов возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог.
Многообразие налогов, различающихся по условиям обложения, механизмам взимания и регулирования, обуславливает необходимость их систематизации и классификации.