Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 21:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – проследить воздействие инструментов фискальной политики на экономику с выявлением эффектов, возникающих в процессе её осуществления. В курсовой работе также уделено внимание реализации налогово-бюджетной политики в переходных экономиках в целом и в Республике Беларусь в частности.
При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. Установить цели фискальной политики в зависимости от её видов и способов осуществления.
2. Раскрыть принцип действия мультипликаторов.
Введение……………………………………………………………………………………………3
1. Краткосрочные и долгосрочные цели фискальной политики…………………………....4
1.1. Виды фискальной политики………………………………………………………………5
2. Инструменты фискальной политики……………………………………………………...9
2.1. Мультипликатор государственных расходов…………………………………………….9
2.2. Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета……………11
2.3. Мультипликатор трансфертов……………………………………………………………14
3. Эффективность фискальной политики. Эффект вытеснения…………………………....15
4. Механизм реализации фискальной политики в переходной экономике. Особенности её осуществления в Республике Беларусь…………………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………………………………...27
Список использованной литературы……………………………………………………………..29
Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса за счёт роста безработицы и спада производства (рис.1.2, Приложение 1). В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периода.
В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета [1, с. 117].
2. ИНСТРУМЕНТЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ.
МУЛЬТИПЛИКАТОР ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ И НАЛОГОВ. МУЛЬТИПЛИКАТОР СБАЛАНСИРОВАННОГО БЮДЖЕТА
Использование инструментов фискальной политики для регулирования совокупного спроса предполагает их воздействие на величину совокупных расходов.
Влияние этих инструментов на совокупный спрос отражено в формуле (2.1).
AD
= C + I + G + Xn.
Государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое и непосредственное воздействие на величину совокупных расходов, т.е. на совокупный спрос, и изменяет величину совокупного выпуска и дохода. Изменение налогов и трансфертов означают лишь перераспределение совокупного дохода, и их воздействие на совокупный спрос косвенное — через изменение величины потребительских (поскольку меняется величина располагаемого дохода домохозяйств) и инвестиционных (так как меняется величина прибыли, остающаяся в распоряжении фирм) расходов.
Исследование влияния инструментов фискальной политики на совокупный спрос проводилось Дж.М. Кейнсом и его последователями, которые пытались обосновать более высокую эффективность фискальной политики по сравнению с монетарной для стабилизации экономики, и прежде всего для преодоления рецессии в экономике. Это предположение основывалось на идее, что все инструменты фискальной политики воздействуют на экономику с эффектом мультипликатора [6, с. 448].
Механизм действия мультипликатора основан на том, что расходы одного экономического агента превращаются в дополнительные доходы другого и соответственно служат предпосылкой для увеличения его расходов, что создает дополнительный доход третьему экономическому агенту, расходование которого увеличивает доход следующего агента и т.д. В результате совокупный доход оказывается гораздо больше, чем первоначальное изменение расходов.
Влияние государственных закупок
Рассмотрим механизм воздействия на совокупный спрос государственных закупок. Предположим, что государство увеличило свои расходы на ΔG (повысило заработную плату чиновнику или учителю или купило дополнительное оборудование для своего предприятия и т.п.). Продавец товара или услуги (т.е. домашнее хозяйство или предприятие) получил дополнительный доход на эту сумму, следовательно его располагаемый доход увеличился, а поскольку располагаемый доход делится на потребление и сбережения, то рационально действующий экономический агент потратит на потребление не весь свой дополнительный доход — часть прироста дохода он использует на увеличение сбережений. Эту идею Кейнс назвал основным психологическим законом и сформулировал следующим образом: "Основной психологический закон ... состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, как растет доход" [5, с. 448].
Последствия фискального импульса интерпретируются по-разному в различных экономических школах.
Общая оценка экспансионистской фискальной политики новыми классиками отрицательная: рост государственных расходов уменьшает частное потребление и инвестиции, что препятствует устойчивому экономическому росту.
Воздействие государственных расходов на экономическую конъюнктуру проявляется в том, что:
В кейнсианской концепции
конечный результат изменения
Мультипликатор автономных расходов — это коэффициент, который показывает, на сколько увеличится (уменьшится) совокупный доход при росте (уменьшении) автономных расходов на единицу.
Действие
мультипликатора можно
Мультипликатор действует в обе стороны: при росте автономных расходов (в данном случае государственных закупок товаров и услуг) совокупный доход мультипликативно увеличивается, при уменьшении автономных расходов совокупный доход мультипликативно сокращается [6, с. 451].
Однако действие мультипликатора может быть разным в зависимости от того, закрытой является экономика или открытой. Эффект мультипликатора государственных расходов в открытой экономике относительно ниже, чем в закрытой, следовательно
multG = (2.7)
т' — предельная склонность к импортированию [1, с. 119].
Таким образом, рост объёма
государственных закупок
Предположим, что государство решит изменять величину своих расходов на товары и услуги и чистые налоги на одну и ту же величину таким образом, чтобы баланс бюджета не изменялся. Это может произойти, к примеру, если государство решит финансировать увеличение своих расходов только увеличением налогов: ΔG=ΔT. Это отражает теорема Хаавельмо, которая звучит следующим образом: если увеличение государственных расходов финансируется только за счёт соответствующего роста налогов (ΔG=ΔT), то мультипликационный эффект равен единице и увеличение дохода равно увеличению государственных расходов или налогов: = ΔG=ΔT [9, с.148].
Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета
Инструментом отрицательного
Изменение налогов ведет к изменению величины располагаемого дохода (Yd). Рост автономных налогов сокращает располагаемый доход, а уменьшение налогов увеличивает располагаемый доход.
Мультипликатор налогов — это коэффициент, который показывает, на сколько увеличится (уменьшится) совокупный доход при уменьшении (увеличении) налогов на единицу.
.
Действие мультипликатора налогов иллюстрируется на графике (рис. 2.2 Приложения 2).
Механизм налоговой мультипликации, как и в случае с государственными расходами, связан с многократной реакцией потребления на однократное изменение налогов.
Если предположить, что все налоговые отчисления в государственный бюджет зависят от динамики текущего дохода Y, то налоговая функция принимает вид
t — предельная налоговая ставка.
В этом случае модель налогового мультипликатора принимает вид:
где (2.5)
mt — налоговый мультипликатор в закрытой экономике.
Следует обратить внимание на два момента:
• мультипликатор налогов всегда величина отрицательная.
Это означает,
что его воздействие на совокупный доход
обратное. Рост налогов приводит к
снижению совокупного дохода, а сокращение
налогов — к росту совокупно-
го дохода.
• по своему абсолютному значению
мультипликатор налогов всегда
меньше мультипликатора расходов. Поэтому если государственные
закупки и
автономные налоги увеличиваются на одну
и ту же величину, то происходит
рост совокупного дохода, причем это изменение
равно величине изменения государственных
закупок и налогов. Данное различие является определяющим
при выборе инструментов фискальной политики.
Если она нацелена на расширение государственного
сектора экономики, то для преодоления
циклического спада увеличиваются госрасходы
(что дает сильный стимулирующий эффект),
а для сдерживания инфляционного подъема
увеличиваются налоги (что является относительно
мягкой ограничительной мерой). Если фискальная
политика нацелена на ограничение государственного
сектора, то в фазе циклического спада
снижаются налоги (что дает относительно
небольшой стимулирующий эффект), а в фазе
циклического подъема снижаются госрасходы,
что позволяет относительно быстро снизить
уровень инфляции.
Таким образом, если государственные расходы и автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный объем производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда равен или меньше единицы.
Мультипликатор
Если, например,
государственные расходы
Если правительство одновременно повысит автономные налоги на ΔТа = ΔG, то равновесный объем выпуска снизится на величину
Суммарное изменение равновесного объема выпуска составит:
то есть ΔY<ΔG = ΔTa.
Причина того, почему объём
выпуска продукции
При неизменном данном уровне
инвестиций результат действия мультипликатора
сбалансированного бюджета
При выборе между увеличением государственных расходов и снижением налогов в качестве инструмента активизации экономической активности нужно иметь в виду, что увеличение государственных расходов означает рост участия государства в перераспределении государственного национального дохода, а снижение налогов есть «уход» государства из экономики. Поэтому выбор в пользу того или иного инструмента фискальной политики зависит и от величины государственного бюджета в данный момент [13, с. 366].