Фискальня политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: раскрыть содержание фискальной (налогово-бюджетной) политики как инструмента регулирования государственной экономики. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- раскрыть цели и направления фискальной политики;

- рассмотреть инструменты, с помощью которых осуществляется фискальная политика;

- рассмотреть виды фискальной политики;

- проанализировать эффективность фискальной политики;

- выяснить состояние фискальной политики в России в современных условиях.

Содержание

Введение……….…………………...….………...………..……...…...
2

2.
Фискальная политика. Понятие, цели ……………………...…...….
5

3.
Прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики………………………………………………...….….……


6

4.
Типы фискальной политики….…………………………………...…
7

5.
Дискреционная фискальная политика…..……………...…………...
8

6.
Недискреционная фискальная политика (встроенные

стабилизаторы) ………………………………………………………


11

7.
Сочетание фискальной политики с денежной и налоговой политикой ………………………………………………….…....……


14

8.
Проблемы при проведении фискальной политики………………...
Природа фискальных проблем России в переходный период...
17

18

9.
Заключение…………………………………………………………...
25

10.
Список используемой литературы……………………………..…...
26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик по экономике.docx

— 77.35 Кб (Скачать файл)

     Названная фискальная рестрикция стала одной  из веских причин возникновения и  бурного развития внелегальных хозяйственных структур. Именно это можно наблюдать в современной российской экономике, где сниженные налоговые ставки не дали ожидаемого результата и не вывели из «тени» большинство хозяйственных структур.

     Скрытые формы присвоения благ оказывают  обратное влияние на фискальную политику государства, замедляя либо ускоряя  принятие соответствующих решений. Например, современная преимущественно  экспансионистская, фискальная политика российского государства в немалой  степени явилась закономерным следствием массового ухода от налогов, вызванного в свое время фискальной рестрикцией. И хотя ожидаемых результатов  сниженные налоговые ставки не дали, тем не менее именно в них можно видеть один из факторов стратегической социально-экономической стабилизации в современной России. 

     4.2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ  В ПЕРИОД КРИЗИСА 

     Нестабильность  финансовых систем, обострение социальных проблем и замедление экономического роста вынуждают правительства  многих стран принимать различные  меры по стабилизации ситуации и стимулированию экономики, в том числе и меры фискальной политики. Как показывает исторический опыт проведения стимулирующей  экономической политики в периоды  кризисов, в большинстве случаев  основную роль играли меры денежно-кредитной  политики в силу их большей оперативности  и сравнительно более высокой  эффективности. Тем не менее может использоваться и дискреционная фискальная политика, но с некоторыми ограничениями, особенно в странах с развивающейся экономикой.

     Отметим, что встроенные, автоматические стабилизаторы  фискальной политики считаются относительно эффективными и, что немаловажно, адекватно  работающими как в условиях спада, так и в случае «перегрева»  экономики. В России они достаточно чувствительны к изменениям экономических  условий, в том числе за границами  страны — так, в период замедления экономического роста в мире налоговая  нагрузка на нефтяной сектор значительно уменьшается, поскольку снижаются цены на энергоносители, к которым привязаны основные сборы в нефтяном секторе.

     В странах с развивающейся экономикой стимулирующая фискальная политика ведет к росту дефицита и, следовательно, государственного долга. При этом обычно в периоды «перегрева» сдерживающая фискальная политика осуществляется не так активно, то есть оказывается  асимметричной, смещенной в сторону  стимулирования, что также приводит к постоянному наращиванию долга. Рост государственного долга в странах  с формирующимся рынком служит неблагоприятным  фактором и повышает риски для  данной страны в будущем. В частности, это может привести к тому, что  ставки по внешним заимствованиям для  таких стран оказываются завышенными, дополнительно усугубляя ситуацию. Еще одна серьезная проблема —  обеспечение «временности» стимулирующей  фискальной политики. Если в кризисный  период были снижены налоги или государство  приняло на себя новые расходные  обязательства, то даже при переходе к стадии подъема отменить такие  изменения часто бывает политически  сложно. Поэтому в случае принятия решения о тех или иных стимулирующих  мерах фискальной политики правительству  необходимо тщательно проанализировать возможности по их сворачиванию в  будущем. Один из важнейших факторов эффективности антикризисной фискальной политики — адресность принимаемых мер, будь то меры социальной поддержки или стимулирования предприятий реального сектора.

     Перед нашей страной стоят следующие  задачи, касающиеся фискальной политики и требующие достаточно быстрых  решений.

     Использование мер монетарной и фискальной политики для стабилизации ситуации на финансовом рынке страны. Как уже было отмечено, решение данной задачи в основном обеспечивается мерами денежно-кредитной  политики, однако и фискальные меры также могут использоваться, тем  более при наличии значительных резервов (в том числе средств  нефтегазовых фондов). Однако ключевой вопрос здесь: как определить оптимальные  меры и объем бюджетных средств, которые оказали бы положительное влияние на финансовый сектор, но не привели бы к неблагоприятным средне- и долгосрочным последствиям — инфляции, резкому росту бюджетного дефицита и т. д.?

     Использование мер фискальной политики для решения  острых социальных проблем. В условиях мирового финансового кризиса, экономической  нестабильности и замедления темпов экономического роста при одновременном  достаточно высоком уровне инфляции Россия, как и другие страны, может  столкнуться с различными социальными  проблемами. С одной стороны, это  снижение уровня жизни граждан, рост безработицы, а с другой — замедление развития отраслей социальной сферы. Здесь  важен выбор мер стимулирующей  политики, чтобы помощь получали именно те, кто в ней действительно  нуждается, а бюджетные расходы  не приводили к дополнительному  росту инфляции.

     Поддержка реального сектора экономики  в условиях возможной рецессии. Во избежание резкого спада в  реальном секторе экономики (в силу неблагоприятных внешних условий  и внутренней нестабильности) и связанных  с этим экономических и социальных последствий необходимы стимулирующие  меры со стороны государства.

     Важнейшей задачей, которая возложена на государство, выступает регулирование экономической  жизни. Для ее решения властям  необходимо достичь сбалансированности экономического развития. Для этого  государство стимулирует экономический  рост, поддерживает определенный уровень  занятости, сдерживает инфляцию, обеспечивает устойчивость национальной валюты.

     Для регулирования рыночной экономики  государство активно использует инструменты фискальной политики, которая  наряду с его кредитно-денежной политикой  обладает огромными возможностями.

     Вмешательство государства в экономику с  целью ее регулирования осуществляется в двух формах фискальной политики – дискреционной и недискреционной (автоматической). Первая – дискреционная форма фискальной политики – основана на сознательном вмешательстве государства в налоговую систему (изменение налоговой структуры, налоговых ставок) и госрасходы. Ее целью является бюджетное регулирование экономического роста, занятости и инфляции. 

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Бюджет  – это система, используемая правительством и другими организациями для  планирования доходов и расходов и для осуществления контроля над ними.

     В настоящее время бюджет и налогово-бюджетная  политика неотделимы друг от друга. Налогово-бюджетная политика включает в себя мероприятия по сбору налогов и расходованию бюджетных средств. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.

     Изучение  источников формирования государственного бюджета, а также факторов, влекущих за собой дефицит бюджета, является одной из  важнейших задач ряда государственных институтов и экономической  теории в целом.

     В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе  экономика в той или иной степени  регулируется государством в лице государственных органов.

     Государственное регулирование экономики может  быть направлено как на ограничение  или даже на подавление нежелательных  для общества видов экономической  деятельности, таких, как производство и торговля наркотиками, оружием, так и на поддержку некоторых форм предпринимательства (фермерских хозяйств, малых форм экономической деятельности, видов благотворительной деятельности).

     А также государственное регулирование  экономики и использование механизмов бюджетно-налоговой политики ставит своей главной целью обеспечить стабильные темпы экономического роста, соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при  этом о правах и свободе личности.

     Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической  свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы.

     Правильное  построение экономических рычагов  управления государства ведёт к стабильному, уравновешенному и процветающему образу жизни всех субъектов государства. 
 
 
 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
 
  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория – М., Юрайт, 2005.
  2. Бункина М.К. Национальная экономика, М., Логос, 2003.
  3. Балацкий Е.В. Эффективность фискальной политики государства. // Проблемы прогнозирования. - 2000. - №5.
  4. Ивашковский С.Н. Макроэкономика, М., Дело, 2002.
  5. Коршунов В.В. Взаимосвязь производных способов присвоения и налогообложения в переходной российской экономике. // Финансы и кредит. - 2003. - №6.
  6. Макконелл К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика – Т. 1. - 13-е изд. – М., Инфра-М., 2003.
  7. Носова С.С. Экономическая теория – М., Владос, 2000.
  8. «Россия в цифрах».- 2004.
  9. Тарасевич Л.С. Макроэкономика, М., Юрайт, 2003.
  10. Экономика / под ред. Е.Н. Лобачевой. – М., Экзамен, 2003.
  11. Экономическая теория / под ред. В.Д. Камаева – М., Владос, 2001.
  12. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь – М., ИНФРА-М, 2007.
  13. Матвеева Т. Ю., Введение в макроэкономику - «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2007.
  14. http:// economictheory.narod.ru
  15. http://fines.net.ru

Информация о работе Фискальня политика