Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 09:05, курсовая работа
В 1991 году в нашей стране был создан Фонд социального страхования и с 1994 года в соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации Фонд стал самостоятельным специализированным финансово - кредитным учреждением.
Фонд социального страхования на сегодняшний день один из трех государственных внебюджетных фондов, действующих на территории РФ (ПФ, ФОМС).
Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Фонде социального страхования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.02.94г. N 101.
Глава 1. Фонд социального страхования РФ, его назначение и место в реализации социальной политики государства
1.1 Правовые, экономические и социальные предпосылки создания Фонда социального страхования РФ
1.2 Содержание Фонда социального страхования РФ, его место в реализации социальной политики государства
1.3 Характеристика основных направлений деятельности ФСС РФ
Глава 2. Механизм функционирования ФСС РФ
2.1 Состав, структура и динамика доходов ФСС РФ
2.2 Состав, структура и динамика расходов ФСС РФ
Глава 3. Направления по совершенствованию деятельности ФСС РФ
Заключение
Список литературы
Приложения
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 16.12.2002 891 «Об участии Фонда социального страхования Российской Федерации в деятельности Международной ассоциации социального обеспечения» Фонд принимает участие в деятельности Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) в качестве ее полноправного члена.
Фонд социального страхования Российской Федерации также является полноправным членом Европейского форума организаций страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Еврофорум), активно сотрудничает с Международной организацией труда (МОТ).
В пределах компетенции Фонд участвует в реализации договоров о социальном обеспечении, а также взаимодействует с партнерскими организациями других стран, осуществляя обмен опытом, методическими материалами, проведение совместных мероприятий, реализацию международных программ в России и в мире.
Международная деятельность способствует укреплению двухсторонних контактов с международными организациями социальной сферы, профессиональному развитию руководителей и специалистов центрального аппарата и региональных отделений Фонда.
Глава 2. Механизм функционирования ФСС РФ
2.1 Состав, структура и динамика доходов ФСС РФ
2.2 Состав, структура и динамика расходов ФСС РФ
Первые попытки реформирования были проделаны сразу, как только в 1990 году был избран новый состав Верховного Совета в России – изъятие из-под управления профсоюзов средств пенсионного обеспечения и созданием Пенсионного фонда России под управлением Правительства.
Следующим шагом в этом направлении было принятие законов о занятости населения и об обязательном медицинском страховании и создание вслед за этим фондов занятости и обязательного медицинского страхования. Завершился начальный этап реформирования социального обеспечения созданием в России государственного Фонда социального страхования и окончательного выведения всех средств социального страхования из-под контроля профсоюзов. Основное, что было положительного на этом этапе – это то, что средства социального страхования (а на самом деле – средства социального обеспечения) были распределены по основным направлениям назначения: средства пенсионного обеспечения были сосредоточены в Пенсионном фонде, средства медицинского страхования – в ФОМСе, пособия по временной нетрудоспособности и некоторые другие социальные пособия – в ФСС и так далее.
Однако, этот этап не менял характера социальных платежей. Они фактически оставались различными видами социального налога. И таким образом, не смотря на свое название, никакой системы социального страхования в России по-прежнему не было. Поэтому Правительством Российской Федерации было принято решение о введении вместо разного вида социальных платежей единого социального налога, что было осуществлено при принятии Государственной Думой второй части Налогового кодекса.
Тенденции развития
Одновременно с этими процессами продолжалась работа над совершенствованием пенсионного обеспечения в России. Можно считать, что с момента принятия Правительством России решения о переходе к накопительной системе пенсионного обеспечения начался следующий этап общего реформирования социального обеспечения. Он характеризуется тем, что начинается постепенный переход от чисто налогового характера аккумулирования средств социального обеспечения к принципам действительно социального страхования. Во-первых, следует обратить внимание на то, что наряду с чисто государственной социальной пенсией по старости предполагается ввести и отраслевые трудовые пенсионные системы, а помимо них еще и возможность дополнительного индивидуального пенсионного страхования. Во-вторых, на текущий момент на рынке пенсионных услуг уже действует ряд негосударственных пенсионных фондов, деятельность которых регламентируется специальным федеральным законом. (В настоящих заметках мы не ставим своей целью обсуждение качества тех или иных нормативных актов в области социального обеспечения, мы только лишь отслеживаем общие тенденции в развитии социального обеспечения.) В-третьих, некоторые ведущие страховые компании уже включают в свои программы и виды страхования нетрудоспособности и по старости, и по выслуге лет, и по трудовому увечью, и другие.
В то же время с упразднением Фонда занятости из поля зрения может выпасть одно из важнейших направлений в области социальной защищенности человека – страхование от безработицы.
С точки зрения специалистов Российского объединения социальных технологий (РОСТ) общая направленность социального обеспечения в России должна носить страховой характер. В России нужно последовательно строить эффективную систему социального страхования по всем видам социальных рисков. Как уже отмечалось, для этого уже существуют реальные предпосылки. Теперь важно, чтобы действия всех участников такого строительства носили системный и целенаправленный характер. А для этого необходимо уже в ближайшее время разработать и принять федеральный закон об основах социального страхования в России. Основной целью такого закона должно быть определение правил деятельности всех участников системы социального страхования, выработка принципов социального страхования в России.
Заключение
2 июня 1903 года с высочайшего
соизволения императора Николая
II в Российской империи были
введены «Правила о
Организационные проблемы социального страхования в современной России
Общие проблемы системы обязательного социального страхования
Новый характер приобрела наша социальная политика и будет приобретать и в дальнейшем. Во-первых, ее главным объектом должны стать не просто социальные отрасли, а, прежде всего, сам гражданин, и именно для человека должны развиваться те социальные сферы, в которые в последнее время вкладываются значительные деньги. Целевое приложение этих средств, и здравоохранение, и образование, и социальная поддержка, сфера занятости, культура, жилищная, демографическая и семейная политика.
Именно и для этого был создан фонд социального страхования, для реализации социальной политики Российской Федерации.
Основные направления реформирования системы обязательного социального страхования:
Благоприятные социально-экономические последствия реформ в системе социального страхования
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998г. 145 ФЗ. С. 143-150.
2. Конституция Российской
3. Федеральный закон "Об обязательном
социальном страховании от
4. Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.1999 165-ФЗ (ред. от 05.03.2004) // СЗ РФ от 19.07.1999, 29, ст. 3686, СЗ РФ от 08.03.2004, 10, ст. 836.
5. Постановление Правительства
РФ от 12 февраля 1994 г. 101 "О Фонде
социального страхования
6. Постановление Фонда
7. Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов
Е.Н. Экономика социального страхова
8. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник. М.: Юнити Дана, 2008.
9. Бюджетная система России: Учебник/Под ред. Г.Б. Поляка. -М.: ЮНИТИ, 2007.
10. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы. - М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 2007.
11. Гусаров В. М. Статистика. Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 2007.
12. Дегтярев Г. О дефицитности пенсионной системы// - Экономист . –2008.
13. Коломин Е.В. Основные предпосылки и направления повышения социально-экономической эффективности страхования // - Финансы. 2010.
14. Пешехонов Ю.В. "Внебюджетные социальные фонды: состояние и перспективы" // Финансы, 2010.
15. Российский статистический ежегодник 2010: Стат.сб./ Госкомстат России. М.: Госкомстат России, 2010.
16. Сенчагов В.К., Архипов А.И. Финансы, денежное обращение, кредит. М.: Проспект., 2007.
17. Смирнов С., Малеева Т. "Внебюджетные социальные фонды: варианты реформирования" // Человек и труд, 2010.
18. Соколов В. П. Особенности функционирования внебюджетных социальных фондов на современном этапе.// Экономический анализ: теория и практика. - 2010. - 10.
19. Социальная политика: реформы социального страхования // Общество и экономика. 2010.
20. Федотов Д.Ю. О формировании доходов внебюджетных фондов России // Финансы. - 2010.
21. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для вузов. Под общ. ред. Л.А. Дробозиной. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007.
22. Финансы. Деньги. Кредит. Учебник/Под ред. О.В. Соколовой. М.: Юристъ, 2007.
23. Финансы: Учебник для вузов/Под ред. Г.Б. Поляка. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити - Дана, 2007.
24. Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. М.: Перспектива: Юрайт, 2008.
25. Целевые бюджетные и внебюджетн
26. Чернова Е.Г., Иванов В.В, Финансы, деньги, кредит. М.:Проспект. 2007.
27. Шмелев А.К. Модернизации финансовых механизмов государственных внебюджетных фондов требуется системный подход.//Аналитический вестник Совета Федерации.- 2008.
28. www.budget.ru
29. www.marcolino.ru
30. www.minfin.ru
Приложения
Приложение 1
Сопоставительные характеристики единого социального налога и страхового взноса
Характеристики |
Страховой взнос |
Налог |
Целевое предназначение |
на строго целевой характер – выплата пенсий и пособий, увязывается с параметрами заработной платы |
обезличенный характер – на широкий круг государственных расходов, финансируемых из бюджетов различных уровней |
Экономическая природа |
часть резервируемой во времени заработной платы, выплачиваемой в случаях наступления социальных рисков: старости, болезни, инвалидности, утраты кормильца |
часть прибыли предприятий и вновь созданного прибавочного продукта |
Вопросы собственности |
принадлежит застрахованным (и их иждивенцам) |
принадлежит государству |
Зависимость между отчислениями и выплатами |
имеет возмездный характер и стремление к эквивалентности |
имеет безвозмездный и безэквивалентный характер |
Субъекты сбора |
страховые платежи производят работодатели, работники (государство) |
налоги вносят юридические и физические лица |
Порядок очередности платежей |
первичные платежи |
вторичные (после уплаты страховых платежей) |
Информация о работе Фонд социального страхования РФ: назначение и функции