Формирование ассортимента на предприятиях торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:57, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования в том, что на сегодняшний день на рынке присутствует огромное количество компаний. Каждая из них занимается каким-либо видом деятельности производство, торговля, услуги и т.п. Потребитель предъявляет всё новые, более изысканные требования к товарам. Покупатели хотят, чтобы купленные ими товары были более практичными, красивыми, долговечными. А производители вынуждены удовлетворять постоянно возрастающие запросы своих клиентов. Вот почему коррекция ассортимента очень важна сегодня.

Содержание

Введение 3
Теоретические основы процесса формирования ассортимента товаро 5
1.1 Значение процесса формирования ассортимента товаров в деятельности торгового предприятия 5
1.2 Основные принципы и этапы формирования ассортимента товаров 11
Организация процесса формирования ассортимента товаров в торговом предприятии 21
2.1 Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров 21
2.2 Особенности формирования ассортимента для оптовых ярмарок и различия торговых предприятий 23
Пути совершенствования процесса формирования ассортимента товаров 28
Заключение 33
Литература 36

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование ассортимента на предприятиях торговли.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

3

  1. Теоретические основы процесса формирования ассортимента товаров

5

1.1 Значение  процесса формирования ассортимента  товаров в деятельности торгового  предприятия

5

1.2 Основные  принципы и этапы формирования ассортимента товаров

11

  1. Организация процесса формирования ассортимента товаров в торговом предприятии

21

2.1 Факторы, влияющие  на формирование ассортимента  товаров

21

2.2 Особенности формирования ассортимента для оптовых ярмарок и различия торговых предприятий

23

  1. Пути совершенствования процесса формирования ассортимента товаров

28

Заключение

33

Литература

36

   

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования в том, что на сегодняшний день на рынке присутствует огромное количество компаний. Каждая из них занимается каким-либо видом деятельности производство, торговля, услуги и т.п. Потребитель предъявляет всё новые, более изысканные требования к товарам. Покупатели хотят, чтобы купленные ими товары были более практичными, красивыми, долговечными. А производители вынуждены удовлетворять постоянно возрастающие запросы своих клиентов. Вот почему коррекция ассортимента очень важна сегодня. Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы производитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей. Товарный ассортимент это вся совокупность изделий, которые присутствуют на прилавке магазина. Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации. Чтобы обеспечить эффективную предпринимательскую деятельность, фирма должна постоянно развивать товарный ассортимент. Необходимость этого обусловлена рядом факторов, основные из которых:

  • изменение спроса на отдельные товары;
  • появление новых или усовершенствование уже существующих товаров в результате проведённых исследований в области техники и технологии;
  • изменения в товарном ассортименте конкурентов.

Кроме того, важными факторами развития товарного ассортимента являются:

  • целесообразность использования свободных площадей и денежных средств;

  • желание закупать товары широкого ассортимента;

  • целесообразность увеличения числа потребителей за счет побочных продуктов производства.

Задача высшего руководства фирмы и состоит в том, чтобы, учитывая все эти факторы, обеспечить наиболее полное соответствие товарного ассортимента запросам потребителей. Такое соответствие обеспечивается благодаря планированию товарного ассортимента.

Целью настоящей работы является комплексное исследование планирования товарного ассортимента и систем закупок на предприятии розничной торговли и разработка предложений их оптимизации в условиях рынка.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

исследованы теоретические и методические вопросы планирования товарного ассортимента и систем закупок на предприятии розничной торговли;

Целью курсовой работы является выявление факторов, влияющих на формирование ассортимента товаров, показать, как управляется  ассортимент в торговом предприятии.

Задачи данной курсовой работы: дать основные понятия управления ассортиментом в торговом предприятии; показать состояние и особенности управления в торговом предприятии; выявить основные направления совершенствования в формировании качества.

Таким образом  выбранная тема является очень актуальной в современных условиях рыночной экономики.

В России многократно  увеличился ассортимент различных  товаров, значительная часть которого представлена продукцией недостаточно высокого качества и не отвечающая современным мировым требованиям. Ошибки при выборе товара, незнание его свойств, характеристик, могут обернуться для предпринимателя крупными потерями и убытками. Поэтому знаниями, полученными в ходе рассмотрения данной темы, должен обладать каждый высококвалифицированный торговый специалист в области товароведения, конкурентоспособный на рынке труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы процесса формирования ассортимента товаров

 

    1. Значение процесса формирования ассортимента товаров в деятельности торгового предприятия

 

Стабильность  торговли определяется рациональностью, полнотой и устойчивостью ассортимента товаров. От состава и обновляемости  ассортимента непосредственно зависят  рост товарооборота и ускорение  реализации товаров. Отсутствие в торговле нужных товаров, их узкий, нестабильный или несоответствующий запросам потребителей ассортимент порождают неудовлетворенный спрос, что отрицательно сказывается на эффективности торговли.

Ассортимент товаров  – совокупность видов товаров, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Основными группировочными признаками являются: производственный, сырьевой и потребительский.

Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары. Каждая из отраслей делится на товарные группы, в состав которых входят товары, объединенные по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительскому назначению, степени сложности ассортимента).

Ассортиментная  политика - политика, суть которой состоит  в определении номенклатуры производимых или реализуемых товаров, продукции  с учетом собственных возможностей, возможностей поставщиков и партнеров, потребностей рынка, степени риска, сезонности спроса, конъюнктуры и динамики цен и др.

Сущность ассортиментной политики заключается в формировании ассортимента продукции в зависимости  от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей. Ассортиментная политика обычно преследует долгосрочные цели, например, компания может сохранять свое присутствие на рынке, не приносящее прибыли в настоящий момент, ради будущих успехов.

Планирование ассортимента необходимо для определения условий безубыточной работы предприятия, управления объемом прибыли с целью оптимизации налогообложения и прогнозирования собственных инвестиций в развитие бизнеса.

Планирование  ассортимента приобретает особое значение при наличии свободы выбора сферы и направления деятельности. Планирование ассортимента предполагает наличие информации о характеристиках сегментов рынков, товаров, покупательских предпочтений, динамики цен, макроэкономических тенденций, уровня внешнеэкономических связей с зарубежными странами. Все перечисленные факторы необходимы для определения условий безубыточной работы и управления массой прибыли с целью оптимизации налогообложения, прогнозирования возможных вложений собственных средств в развитие бизнеса.

Велика роль планирования ассортимента в конкурентном соперничестве. Чем больше в продаже  товаров разных наименований, удовлетворяющих  потребности покупателей, тем сильнее  конкурентные позиции торгового  предприятия в рыночной торговле.

Планирование ассортимента - это одна из важнейших составляющих конкурентной стратегии компании. Вопрос о расширении или сужении ассортимента выпускаемой или продаваемой продукции может иметь различные решения в зависимости от целого комплекса конкретных условий: отрасль, товарная группа, размеры фирмы и прочие конъюнктурные составляющие.

Однако общие  правила и зависимости могут  и должны быть определены и сформулированы на основании анализа состояния  и развития существующих сегментов  рынка (внешние факторы) и финансовых изменений, происходящих внутри компании (внутренние факторы)

Выбор той или  иной ассортиментной стратегии планирования ассортимента должен основываться на оценке изменений денежных потоков, вызванных изменением ассортимента, а также на прогнозе состояния денежных потоков в перспективе.

Формирование  ассортимента - это процесс подбора  групп, видов и разновидностей товаров. Формирование ассортимента магазина должно согласовываться со стратегическими  целями предприятия и его ассортиментной политикой. Ассортиментная политика - общие принципы, которых торговая фирма собирается придерживаться в области формирования ассортимента. Задачи ассортиментной политики:

- установление  реальных и предполагаемых потребностей  в определенных товарах;

- определение  основных показателей ассортимента (широты, глубины, насыщенности, гармоничности);

- принятие решений  относительно включения в ассортимент  новых товаров и исключения  их него убыточных или не  пользующихся спросом товаров;

- оптимизация  структуры ассортимента.

Решения, принимаемые фирмой в рамках ассортиментной политики, могут включать:

1. Сокращение (сужение)  ассортимента - это изменения в  ассортименте, связанные с уменьшением  его широты. Причинами сокращения  ассортимента могут быть падение  спроса, недостаточность предложений со стороны поставщиков, убыточность или низкая прибыльность при реализации отдельных групп товаров.

2. Расширение  ассортимента - это изменение в  ассортименте, связанные с увеличением  его широты. Причинами расширения  ассортимента являются изменения  в стратегии предприятия, расширение его материально-технической базы, изменения в спросе, появление на рынке новых видов товаров и др.

3. Увеличение  или уменьшение длины товарных  групп - это изменение глубины  ассортимента. Чем больше товаров  разных наименований в товарной группе, тем ассортимент глубже. Решения, касающиеся увеличения или уменьшения глубины ассортимента, принимаются в зависимости от профиля и специализации магазина, от состояния спроса на отдельные товары, уровня их рентабельности, в связи с устареванием или появлением товаров-новинок.

4. Обновление  ассортимента - изменения в ассортименте, которые характеризуются увеличением  показателя обновляемости. При  этом формируется ассортимент,  который способен удовлетворять  изменившиеся потребности за  счет новых товаров. Причины, побуждающие ассортимент изменяться, как правило, связаны с заменой морально устаревших или не пользующихся спросом товаров, появлением товаров лучшего качества.

5. Достижение  большей или меньшей гармоничности  ассортимента - изменения в ассортименте, связанные со степенью близости между собой отдельных групп товаров с точки зрения их назначения или по другим признакам. Преимущество гармоничного ассортимента для покупателей связано с большим удобством поиска близких по назначению или дополняющих друг друга товаров, для продавца - в том, что гармоничным ассортиментом проще управлять. В то ж время отсутствие гармоничности не является недостатком торгового предприятия, если предлагаемые товарные группы пользуются активным спросом.

6. Стабилизация ассортимента подразумевает высокую устойчивость и низкую степень обновления ассортимента. В основном такая политика может реализовываться в течение какого-либо периода в отношении продовольственных товаров и других товаров повседневного спроса.

7. Совершенствование структуры ассортимента - изменения в соотношении отдельных групп товаров (например, отечественных и импортных товаров, товаров различных видов, марок и т.п.). В рамках оптимизации ассортимента принимаются меры, в результате которых структура ассортимента в большей степени будет удовлетворять структуре и содержанию спроса и задачам максимизации прибыли предприятия.

Ассортиментная  политика в розничной торговой сети - важная часть коммерческой стратегии  в розничной торговле.

Проведение  ассортиментной политики требует принятия решений не только о включении новых товаров, но и о снятии товаров с продажи. Фирмы - изготовители и поставщики товаров постоянно обновляют номенклатуру своей продукции, стремясь получить все новые и новые прибыли.

Ассортимент же есть часть розничной стратегии и оружие в конкурентной борьбе, и уже одно это предполагает его непрерывное и динамичное изменение. В некоторых случаях необходимость исключения определенного товара из ассортимента совершенно очевидна.

Информация о работе Формирование ассортимента на предприятиях торговли