Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 16:59, курсовая работа
Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.
Введение………………………………………………………………………3
1. Сущность и формирование доходов в экономической теории.
1.1 Сущность и структура рыночных доходов……….............................5
1.2 «Кривая Лоренца» и «коэффициент Джини»…………………………9
1.3 Измерение и сопоставление доходов………………………….……..12
1.4 Потребление и сбережение……………………………………..…….13
2. Политика государства в области распределения и перераспредиления лоходов.
2.1 Распределение и перераспределение доходов………………….….14
2.2 Государственная политика доходов………………………………....17
2.3 Индексация доходов……………………………………………………..19
2.4 Социальная справедливость и рыночная эффективность……….…..20
2.5 Поддержка бедных слоев населения………………………………….21
2.6 Социальная политика государства………………………….…………..24
Заключение ……………………………………………………………………28
Список использованной литературы…………………………..…………….30
Перераспределение доходов от богатых к бедным американский экономист А. Окунь (Оукен) сравнил с «дырявым ведром», т.е. этот процесс неизбежно ведет к снижению экономической эффективности. Масштабы «утечки» из «ведра Окуня» определяются тем, в какой мере повышение налогов и рост социальных трансфертов уменьшают объемы предложения труда. В случае, если эластичность предложения труда по заработной плате высока, повышение налогов с целью увеличения социальных трансфертов приводит к значительному сокращению предложения труда в легальном секторе экономики и перетеканию его в теневой сектор (где оплата труда не облагается государственными налогами).
2.3 Индексация доходов
Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами - пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.
Индексация осуществляется
как на уровне общегосударственном,
так и отдельных предприятий
через коллективный договор Она
предусматривает
В России индексация денежных доходов установлена законом от 24 октября 1991 г. и распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия.
Индексация доходов имеет и существенные недостатки. Гак, она может отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.
2.4 Социальная
справедливость и рыночная
Государственное вмешательство в формирование доходов населения в условиях рыночной экономики предполагает ответ на очень важный вопрос: справедливо ли рыночное распределение доходов? Как соотносятся социальное равенство и социальная справедливость? Еще недавно в нашей стране действовал принцип — кто не работает, тот не ест, отражающий понимание социального равенства и социальной справедливости тех лет. В рыночной экономике социальное равенство рассматривается как равенство всех перед законом, равные возможности в получении образования, медицинской помощи, квалификации. Речь идет об экономической свободе для каждого в реализации своих способностей и возможностей в самостоятельном обеспечении своего благополучия. Означает ли это, что доходы у всех должны быть одинаковыми? Отнюдь нет. Как это ни парадоксально, именно социальное равенство предполагает дифференциацию доходов. Доходы получают люди с разными способностями, возможностями, разной квалификацией, и именно это обстоятельство побуждает каждого участника рыночных отношений, желающего получить больший доход, совершенствовать прежде всего свое профессиональное мастерство, получать соответствующее образование. В рамках рыночной экономики затраты на образование — эффективное вложение капитала, которое обязательно принесет свой эффект.
Опыт постсоциалистических
государств показал, что социальная
справедливость «по-социалистически»,
уравнительное распределение
Неравенство доходов не только следствие, но и стимул развития рыночной экономики.
Государство и общество должны
сделать выбор: или доходы всех будут
примерно одинаковыми (как правило,
одинаково низкими) и экономика
будет неэффективной, или распределение
доходов будет внешне относительно
справедливым, высоко дифференцированным,
но стимулы к труду не иссякнут,
обеспечив эффективное развитие
экономики в целом. Важно найти
баланс между социальной справедливостью
и экономической
2.5 Поддержка бедных слоев населения
Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка бедных слоев населения. Бедность можно рассматривать как экономическое состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию. Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов, которые не могут быть компенсированы ни предыдущими сбережениями, ни временной экономией на приобретении дорогостоящих товаров и услуг. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.
Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности.
Абсолютная черт а бедности - это минимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде и жилье, т.е. на основе набора (корзины) товаров и услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей человека. В России абсолютная черта бедности совпадает с прожиточным минимумом.
Прожиточный минимум представляет
собой натуральный набор
Относительная черта бедности показывает, сколько стоит минимальная потребительская корзина (черта бедности) относительно среднего уровня достатка в данной стране (регионе). Так, в России относительной чертой бедности является уровень доходов, составляющий менее 40% от среднего дохода в данном регионе, в странах — членах ЕС — менее 50% средних суммарных расходов домашних хозяйств по стране.
Бедность также
Дефицит дохода оценивается
как величина дополнительных средств,
необходимых для доведения
Для количественной оценки
бедности и социальной дифференциации
в целом используются также более
широкие по набору товаров и услуг,
чем прожиточный минимум, показатели
минимального и рационального
Минимальный потребительский бюджет представляет собой социальный минимум товаров и услуг в объеме, необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России этот бюджет составлен на основе более 200. товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания. Структура минимального потребительского бюджета, %: питание - 45,1; непродовольственные товары - 39,0;услуги - 13,2; налоги и сборы - 2,7.
Рациональный потребительский бюджет отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами удовлетворения рациональных потребностей человека. Рациональный потребительский бюджет отличается от минимального по структуре затрат - в частности, в нем существенно ниже доля затрат на питание. Его составляющие таковы, %: продукты питания - 30; непродовольственные товары - 47 (из них ткани, одежда, обувь - 20, мебель, предметы культуры и быта - 18, прочие товары - 9%); все услуги-23.
Дифференциация населения по уровню доходов на основе прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить следующие группы с разным уровнем материальной обеспеченности:
1) «бедные» семьи, душевой
доход в которых ниже или
соответствует прожиточному
2) «малообеспеченные» семьи,
душевой доход в которых
3) «обеспеченные» семьи,
душевой доход в которых
4) «богатые» семьи, уровень
душевого дохода в которых
выше рационального
В России во второй половине 90-х гг. на бедные семьи приходилось 30-35% населения, малообеспеченные – 35-40, обеспеченные – 20-25, состоятельные и богатые – 6-6,5%.
2.6 Социальная политика государства
Социальная политика направлена на решение следующих задач:
1) стабилизация жизненного
уровня населения и
2) сдерживание роста безработицы
и материальная поддержка
3) поддержание стабильного
уровня реальных доходов
4) развитие отраслей социальной
сферы (образование,
Таким образом, политика доходов представляет собой составную часть социальной политики государства. Последняя направлена, в частности, на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.
Поэтому важной задачей социальной
политики является адресная (т.е. предназначенная
для конкретных групп населения)
социальная поддержка со стороны
государства, в первую очередь, слабо
защищенных слоев населения. Решение
этой задачи имеет целью поддержание
оптимальных соотношений между
доходами активной (занятой) части населения
и нетрудоспособных граждан через
механизм налогов и социальных трансфертов.
Социальная политика в переходный период
отличается не столько набором своих
направлений, функций и целей
сколько их соотношением, устанавливаемыми
приоритетами. В условиях переходной
экономики действует
Как уже отмечалось, для
переходной экономики характерно резкое
увеличение дифференциации доходов
населения. В дополнение к различиям
в степени адаптации к рыночным
условиям отдельных групп населения
неравенство в доходах
В этих условиях государство
вынуждено (даже вопреки объективной
логике сокращения государственного вмешательства
в экономику) активно участвовать
в перераспределении доходов. Как
говорилось выше, главными средствами
перераспределения доходов
Социальная политика государства
включает гармонизацию отношений между
участниками рыночной экономики
в форме социального
Практически эта идея получила
свое воплощение в ФРГ, где с 60-х
гг. стали проводиться «
Социальное партнерство
активно используется в промышленно
развитых и переходящих к рыночной
экономике странах для
Информация о работе Формирование доходов в экономической теории