Формирование и использование ФСС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.
К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ……………………………………6
1.1.Сущность и особенности функционирования Фонда социального страхования РФ………………………….…………………….………………………………………6
1.2 Формирование, цели, задачи, структура и управление Фонда социального страхования РФ…………………………………………………………………………8
1.3 Место и роль Фонда социального страхования РФ в системе государственных внебюджетных фондов и финансовой системе РФ……………………….………...11
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ……………………………………………..14
2.1. Структура доходов и расходов Фонда социального страхования РФ……...…14
2.2. Анализ изменения структуры доходов и структуры расходов Фонда социального страхования РФ……………………………………………………..….16
2.3. Динамика финансирования Фонда социального страхования РФ……….……19
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ……………………………………………..25
3.1.Стратегические направления развития социальных фондов………………......25
3.2.Пути повышения финансирования Фонда социального страхования РФ…….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………...38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 2.68 Мб (Скачать файл)

6) сотрудничество с аналогичными  фондами (службами) других государств  и международными организациями  по вопросам социального страхования.

Средства Фонда образуются за счет:

- страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

- страховых взносов граждан, занимающихся  индивидуальной трудовой деятельностью  и обязанных уплачивать взносы  на социальное страхование в  соответствии с законодательством;

- страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

- доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

- добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

- ассигнований из федерального  бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением  льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

- прочих поступлений (возмещаемых  страхователем расходов, не принятых  к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).

Средства Фонда направляются на:

- выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

- оплату дополнительных выходных  дней по уходу за ребенком-инвалидом  или инвалидом с детства до  достижения им возраста 18 лет; оплату  путевок для работников и их  детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;

- частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);

- частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;

- частичное содержание детско-юношеских  спортивных школ (оплата расходов  на оплату труда тренерско-преподавательского  состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);

- оплату проезда к месту лечения  и обратно;

- создание резерва для обеспечения  финансовой устойчивости Фонда  на всех уровнях. Порядок формирования  резерва и предоставления из  него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования (далее именуется - инструкция), утвержденной Фондом совместно с Министерством труда и социального развития РФ, Министерством финансов РФ, Государственной налоговой службой РФ и с участием Центрального банка РФ;

- обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления  Фонда;

- финансирование деятельности  подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;

- проведение научно-исследовательской  работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

- осуществление иных мероприятий  в соответствии с задачами  Фонда, включая разъяснительную  работу среди населения, поощрение  внештатных работников Фонда, активно  участвующих в реализации мероприятий  по социальному страхованию;

- участие в финансировании программ  международного сотрудничества  по вопросам социального страхования.

Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в Положении. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных. Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации.

 

  1.3 Место и роль Фонда социального страхования РФ в системе государственных внебюджетных фондов и финансовой системе РФ

 

 

В субъектах Федерации открыты региональные отделения Фонда.

Отделения Фонда осуществляют оперативное управление средствами социального страхования. Непосредственным распорядителем средств является управляющий отделением. Деятельность отделений обеспечивается их аппаратом. Отделения имеют филиалы, которые являются их обособленными структурными подразделениями.

В региональных отделениях и филиалах проводится вся текущая работа Фонда: осуществляется сбор страховых взносов, принимается отчетность организаций-страхователей, проводятся ревизии организаций-страхователей по правильности начисления взносов и выплате пособий.

Центральный аппарат Фонда имеет в своем составе юридическое, финансовое, материально-техническое, информационное подразделения, которые обеспечивают:

- управление системой социального  страхования;

- непосредственное руководство  территориальными отделениями;

- разработку бюджета Фонда;

- контроль за обеспечением доходной и расходной частей бюджета Фонда;

- разработку предложений по  тарифам страховых взносов;

- подготовку нормативных материалов  по вопросам социального страхования;

- контроль за соблюдением законодательства  в сфере социального страхования.

Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

Система социального страхования России включает четыре отрасли, управляемых тремя внебюджетными фондами:

• государственное социальное страхование;

• обязательное страхование от несчастных случаев;

• обязательное медицинское страхование;

• обязательное пенсионное страхование.

Отечественная система социального страхования имеет важную особенность в покрытии риска временной нетрудоспособности. В РФ термин «социальное страхование» употребляется для обозначения двух различных понятий. В широком смысле «социальное страхование» означает всю систему обязательного социального страхования социальных рисков в масштабах общества в целом, как и принято в остальном мире. С другой стороны, исторически «социальное страхование» одновременно имеет и более узкий смысл: страхование временной нетрудоспособности, осуществляемое Фондом социального страхования. Еще в советское время через этот фонд происходило страхование потери заработной платы в период временной нетрудоспособности. В пореформенный период этот вид страхования был дополнен отдельным страхованием расходов на лечение. В настоящее время риск временной нетрудоспособности, связанный с заболеванием, покрывается двумя различными отраслями. Государственное социальное страхование, осуществляемое ФСС, компенсирует временную утрату трудового дохода. Обязательное медицинское страхование, реализуемое через соответствующие фонды, оплачивает расходы на медицинское обслуживание.

Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний введено с 2000 г. и находится в управлении ФСС. Фонд социального страхования формирует общий бюджет по двум отраслям: социальному страхованию и страхованию от несчастных случаев на производстве с выделением отдельными строками как поступлений, так и расходов по страхованию от несчастных случаев. В целом доля новой отрасли составила 21% в консолидированном бюджете ФСС на 2002 г.

 

2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ

 

2.1. Структура доходов и расходов  Фонда социального страхования  РФ

 

 

Проанализируем поступление и выбытие денежных средств Фонда за период с 2007 по 2013 гг. Результаты отобразим в таблице 1.

 

Таблица 1- Анализ динамики доходов и расходов ФСС за 2007-2013гг.

 

Доходы

Абсолют. отклонения к пред. году

Относит. отклонения к пред. году

Расходы

Абсолют. отклонения к пред. году

Относит. отклонения к пред. году

2007

159,3

-

-

140,6

-

-

2008

186,7

27,4

117,2

165,3

24,7

117,57

2009

218,9

32,2

117,25

208,2

42,9

125,95

2010

295,4

76,5

134,95

303,1

94,9

145,58

2011

360,5

65,1

122,04

379,4

76,3

125,17

2012

440

79,5

122,05

448,5

69,1

118,21

2013

463,8

23,8

105,41

491,2

42,7

109,52


 

Анализ динамики роста доходов и расходов ФСС за 2007-2013 гг. показал следующие результаты:

1. Наибольший прирост доходов  фонда произошел в 2012 году по  сравнению с 2011 годом и составил 79,5 млрд. руб. или 22,05%.

2.Наименьший прирост доходов  наблюдался в 2013 году по сравнению  с 2012 годом и составил 23,8 млрд. руб. или 5,41%.

3. Наибольший прирост расходов  отмечался в 2010 году по сравнению  с 2009 годом и составил 94,9 млрд. руб. или 45,58%.

4. Наименьший прирост расходов  наблюдался в 2008 году по сравнению  с 2007 годом и составил 24,7 млрд. руб. или 17,57%.

Динамика расходов и количества оплаченных дней пособий по беременности и родам за 2007 -2013гг. положительна, наблюдается рост с 12 млрд. руб. до 67,3 млрд. руб. или 5,6 раза. Количество оплаченных дней также увеличилось с 103,8 млн. дней до 145,4 млн. дней.

Динамика расходов на выплату пособий по материнству с 2007 по 2013гг. положительна, наблюдается рост с 24,6 млрд. руб. до 160,5 млрд. руб. Наибольшие темпы роста данного показателя наблюдаются в 2010 году и составляют 95,6% по сравнению с 2009 годом. Это связано с наибольшим темпом роста рождаемости 8,8% по сравнению с 2009 годом.

Динамика расходов выплаченных на пособия при рождении ребенка положительная. Рост составил 9,1 млрд. руб. с 4,7 млрд. руб. до 13,8 млрд. руб. работающему населению и 3 млрд. руб. (2 млрд. руб. до 5 млрд. руб .) неработающему населению.

Следующее анализируемое пособие, женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.

Сопоставление расходов и числа выплаченных единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, показывает рост выплат по данному виду расходов со 143 млн. руб. до 321,2 млн. руб. Так же наблюдается и количественный рост числа выплаченных пособий с 433,5 тыс. выплат до 717,3 тыс. выплат.

Существует также система пособий и страховых выплат от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний .

Динамика расходов на оплату больничных по несчастным случаям положительная и составляет прирост 1,6 млрд. руб. с 2007 по 2013гг. При этом количество оплаченных календарных дней уменьшается с 5,2 тыс. дней до 4,3 тыс. дней.

Таким образом, проведенный анализ показал увеличение расходов Фонда на социальные выплаты гражданам различного характера, что свидетельствует о росте социальной защищенности граждан РФ. однако Доходы Фонда не покрывают расходы ,что свидетельствует о недостаточном поступлении от работодателей. Это связано с несколькими причинами, одной из которых является рост неофициальных заработков, так называемых выплат в конвертах. реформирование системы социального страхования призвано устранять недостатки этой системы.

Информация о работе Формирование и использование ФСС