Формирование понятий «риск» и «неопределенность» при подготовке будущих экономистов-математиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

Современное общество во всех аспектах его деятельности подвержено рискам вследствие неопределенности влияния случайных факторов различного рода. В связи с этим учебные курсы, отдельные главы, посвященные методам оценки и анализа риска, принятия решений в условиях риска и неопределенности включены в программы подготовки по многим экономическим специальностям, специализациям и направлениям.

Вложенные файлы: 1 файл

Bakurova.doc

— 58.00 Кб (Скачать файл)

Т.М. БАКУРОВА

 

ФОРМИРОВАНИЕ  ПОНЯТИЙ «РИСК» И «НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ» ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ-МАТЕМАТИКОВ

 

Современное общество во всех аспектах его деятельности подвержено рискам вследствие неопределенности влияния случайных факторов различного рода. В связи с этим учебные курсы, отдельные главы, посвященные методам оценки и анализа риска, принятия решений в условиях риска и неопределенности включены в программы подготовки по многим экономическим специальностям, специализациям и направлениям.

Для будущего экономиста-математика важно осознание того, что любая предпринимательская деятельность связана с неопределенностью достижения конечного результата из-за влияния большого числа случайных и неконтролируемых факторов, поэтому его профессиональная деятельность будет связана с количественным и качественным обоснованием принятия решений в условиях риска и неопределенности.

Студенты экономических специальностей уже на младших курсах знакомятся с историей экономической мысли, им уже известны основные положения различных экономических теорий, поэтому при изучении теории риска необходимо им показать, что на протяжении всей истории развития экономической науки исследователи осознавали, что любая предпринимательская деятельность осуществляется в условиях неопределенности и риска, этот вопрос был и остается актуальным.

Поэтому возникает необходимость в изучении студентами истории становления понятия «риск», эволюции взглядов экономистов и предпринимателей в вопросе принятия решений в условиях риска и неопределенности, степени освещенности этих категорий в современной научной и учебной литературе. К уже имеющимся у них знаниям по истории экономики можно добавить следующий раздел.

Само слово «риск» имеет испано-португальские  корни и означает «риф», «подводная скала», что ассоциируется с опасностью.

История возникновения понятия  «риск» достаточно подробно рассматривается различными авторами. Н. Луман выяснил, что уже в средневековье важными сферами применения слова «риск» являлись мореплавание и морская торговля, существовало морское страхование рисков.

Впервые понятие риска в качестве функциональной характеристики предпринимательства было рассмотрено в XVII в. французским экономистом Р. Кантильоном. Он рассматривал предпринимателя как человека, принимающего решения в условиях неопределенности, обладающего предвидением и желанием взять на себя риск, устремленный в будущее, чьи действия характеризуются и надеждой получить доход, и готовностью к потерям. Прибыли и потери предпринимателя – следствия риска и неопределенности, сопровождающих его решения.

Представитель немецкой классической школы XIX в. Й. фон Тюнен, пытаясь определить величину предпринимательского дохода или «выигрыша», прямо связывал его появление с предпринимательским риском.

Наиболее полное изучение фактора риска как важнейшей составляющей предпринимательской функции проделал американский экономист Фрэнк Найт. Риск, по Ф. Найту, представляет собой объективную вероятность того или иного события и может быть выражен количественно, в частности, в виде вероятностного распределения доходов. Чем больше вероятность стандартного отклонения от ожидаемой величины при таком распределении, тем меньше риск, и наоборот. Помимо риска (измеримой неопределенности) существует неопределенность, которую в принципе нельзя вычислить на основании априорных предположений или статистического анализа имеющихся данных.

Целесообразно обратить внимание студентов  на то, что еще Адам Смит отмечал, что обычная норма прибыли всегда более или менее увеличивается вместе с риском, указывая при этом, что данное увеличение не является пропорциональным.

Проблеме риска и его оценки уделялось внимание и в отечественной экономике: в 20-х гг. XX в. был принят ряд законодательных актов, учитывающих существование в России производственно-хозяйственного риска. Административно-командная система искоренила предпринимательскую деятельность, понятие «риск» было отнесено к буржуазным, капиталистическим и исключено из словарей и энциклопедий. В ходе рыночного реформирования экономики России теория риска получила свое дальнейшее развитие, стала практически востребованной.

Таким образом, студенты должны придти к выводу, что риск – это историческая и экономическая категория, имеющая количественное выражение. При его изучении проявляются обе стороны их профессиональной подготовки – как экономиста, так и математика. Им полезно порекомендовать литературу, в которой вопросам, связанным с принятием предпринимательских решений в условиях риска, уделяется большое внимание. Ознакомившись с предложенными источниками, студенты узнают, что на начальных стадиях развития экономической науки понятие риска связывалось только с негативными его проявлениями. С риском связывалась возможность убытков, ущерба, недополучения дохода и т.п. Вместе с тем признавалось, что полностью устранить риск невозможно. Риск понимался как негативная, но неизбежная составляющая экономической деятельности. При такой трактовке наиболее рациональные действия предпринимателя должны быть направлены если не на полное устранение риска (что невозможно), то на сведение его к минимуму. По мере развития как экономической деятельности, так и экономической науки отношение к риску постепенно менялось. В частности, в качестве общей закономерности было установлено, что виды деятельности, связанные с получением наиболее высоких доходов, сопряжены с повышенным уровнем риска. Взаимосвязь доходности и риска нашла отражение, в том числе, и в общечеловеческом обиходе в виде афоризмов типа «кто не рискует, тот не пьет шампанского», «риск – благородное дело».

Студенты должны прочно усвоить, что с точки зрения рационального поведения предприниматель, с одной стороны, не должен рисковать, поскольку это может привести к убыткам. С другой стороны, малорисковые виды деятельности приносят низкие доходы. Такая двойственность получила название «противоречие доходность-риск».

При разработке курса «Теория риска и моделирование рисковых ситуаций» представляется методически верным построение системы задач, связанных с оценкой риска, в соответствии с историческим развитием этой теории: необходимо начать с качественных задач, нацеленных на идентификацию студентами ситуаций риска и неопределенности, выявление их различий; затем перейти к решению задач на вычисление и анализ показателей, используемых для оценки риска; наконец – рассмотреть прикладные задачи принятия решений в условиях риска и неопределенности, основанного на различных концепциях: от минимизации риска до использования риска как ресурса.

В настоящее время имеется много различных определений понятия «риск», иногда противоречащих друг другу, что может смутить студентов. Необходимо указать им на то, что в научной литературе большинство определений учитывает следующие моменты:

  1. Риск в предпринимательской деятельности по своей сути связан с наличием неопределенности в ходе подготовки, принятия и реализации предпринимательских решений.
  2. С риском связываются потери, возможность которых обусловлена наличием неопределенности, случайности, но по той же причине возможно получение и дополнительных выгод.
  3. Понятие риска субъективно в том смысле, что риск всегда оценивается с точки зрения интересов определенного субъекта предпринимательской деятельности, связан с оценкой возможности возникновения последствий индивидом, которые могут оказаться неблагоприятными для одного лица принимающего решение (ЛПР) и благоприятными для другого.
  4. Риск чаще всего имеет количественную меру, необходимо выбрать оптимальное решение на основе оценки вероятности достижения желаемого результата и степени отклонения от него.

Студенты приходят к  пониманию того, что в основе понятия риска лежит понятие неопределенности, однако эти категории необходимо различать. Тем самым преподаватель подводит студентов к следующему определению понятия «неопределенность».

Неопределенность – характеристика предпринимательской деятельности, отражающая объективное наличие факторов случайной природы, оказывающих существенное влияние на итоговый результат деятельности. Она связана не с отсутствием информации о последствиях принятия решения, а с ее неполнотой и неточностью. Источников неопределенности несколько, но прежде всего – это неполнота, недостаточность наших знаний об экономической сфере, окружающем мире; далее – случайность, то, что в сходных условиях происходит неодинаково, что заранее нельзя предугадать (выход оборудования из строя, внезапное изменение спроса на продукцию); наконец – противодействие (нарушение договорных обязательств поставщиками и т.п.). Результаты проявления неопределенности в общем случае могут быть:

а) положительными (прибыль, доход или другая выгода);

б) отрицательными (убытки, ущерб, потери и т.п.);

в) нулевыми (безубыточный и бесприбыльный результат).

Понятие риска вводится его определением. Риском будем называть характеристику предпринимательской деятельности, связанную с субъективной оценкой предпринимателем последствий влияния факторов неопределенности на результаты принимаемого решения с точки зрения благоприятного и неблагоприятного влияния.

Студенты должны осознать: главное отличие риска от неопределенности состоит в том, что субъект предпринимательской деятельности четко отдает себе отчет в том, каким образом изменения случайных факторов могут отразиться на его экономических интересах. В частности, он заинтересован в одних изменениях и не заинтересован в других. Другими словами, в упрощенном виде: Риск = Неопределенность + Экономический интерес.

Приведенное определение  риска позволяет учесть не только потери, которые могут возникнуть в результате принимаемого решения (негативная реализация риска), но и дополнительные выгоды (позитивная реализация риска), поскольку некоторые изменения случайных факторов могут оказать дополнительное положительное влияние на конечный результат.

Следует также подчеркнуть, что ключевым моментом в приведенном  определении риска является не только наличие неопределенности и экономического интереса субъекта предпринимательской деятельности, но и то, как оценивает эту неопределенность данный субъект. Другими словами, риск принимаемого решения существует в том виде, в каком его понимает лицо, принимающее решение. Если предприниматель в силу своей неосведомленности или некомпетентности считает, что никакие случайные факторы не могут привести, например, к снижению или увеличению его дохода, то данная ситуация понимается как безрисковая. Поэтому с точки зрения ребенка игра на проезжей части считается безрисковой, тогда как с точки зрения его матери она сопряжена с чрезвычайно высоким уровнем риска.

Студентам можно указать следующие  опорные пункты для идентификации ситуации как рисковой:

  1. ЛПР поставлено перед необходимостью выбора одного из нескольких действий (альтернатив).
  2. По крайней мере, одно из альтернативных действий имеет неопределенные последствия.
  3. ЛПР считает себя осведомленным о всех возможных последствиях каждого действия и упорядочивает их по принципу «лучше – хуже».

Полезно привести примеры качественных задач, решение которых будет способствовать формированию у студентов понятий «риск» и «неопределенность». Будущие экономисты-математики должны охарактеризовать предлагаемые ситуации как безрисковые или ситуации риска или неопределенности.

Ситуация 1. Предприниматель должен принять решение о начале реализации некоторого проекта на территории субъекта РФ накануне выборов мэра из нескольких кандидатов на эту должность. Результаты выборов зависят от неизвестных предпринимателю предпочтений избирателей и поэтому носят случайный характер, но безусловно окажут влияние на конечный итог реализации проекта. Предприниматель не может уверенно ответить на вопрос о том, избрание какого из кандидатов наиболее предпочтительно с точки зрения успеха проекта (Ситуация неопределенности).

Ситуация 2. Молокозавод обязан ежедневно  выполнять социальный заказ на 100 т молока, независимо от спроса (Безрисковая ситуация, т.к. нет никакой неопределенности).

Ситуация 3. В зависимости от количества осадков и температуры воздуха требуется различный объем и состав реагентов для очистки дорог от льда. Производитель реагентов решает вопрос об объеме производства продукции на следующий месяц, ему известно вероятностное распределение количества осадков и температуры. От типа реагента зависит его себестоимость, и, как следствие, прибыль предпринимателя (Ситуация риска).

Рассматривая ситуации, целесообразно обсуждать со студентами методы решения задач: в ситуации 1 возможно привлечение экспертной информации и применение методов экспертной оценки, в ситуации 3 надо использовать аппарат теории вероятностей и математической статистики.

Решение такого рода задач, изучение ретроспективы формирования понятий в научной и учебной литературе при подготовке будущих экономистов-математиков способствуют формированию у них понятий «риск» и «неопределенность», являющихся базовыми для дальнейшего изучения теории принятия решений в неоднозначной экономической ситуации.


Информация о работе Формирование понятий «риск» и «неопределенность» при подготовке будущих экономистов-математиков