Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 21:17, курсовая работа
Целью данной работы является попытка выяснить сущность прибыли, определить ее функции в экономике, выявить источники ее формирования.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
· исследовалась роль прибыли в экономике;
· рассматривались методы планирования прибыли;
· анализировались пути использования и распределения прибыли на предприятии.
Введение ……………………………………………………………..….2
Глава 1. Прибыль и ее роль в рыночной экономике
1.1 Понятие прибыли как экономической категории …………4
1.2 Источники получения прибыли …………………………….5
1.3 Понятие балансовой прибыли ………………………………7
Глава 2. Методы планирования прибыли
2.1 Метод прямого счета, его достоинства и недостатки …….9
2.2 Характеристика аналитического метода планирования прибыли ………………………..……………………..………..….11
Глава 3. Формирование, распределение и использование прибыли на предприятии
3.1 Подходы к распределению прибыли на предприятии ….…..13
3.2 Формирование прибыли. Составные элементы формирования балансовой прибыли……………………………….…………...15
3.3 Управление формированием прибыли …….………………...25
Заключение ……………………………………………………………….32
Список использованной литературы ………………………………..…..34
На величину прибыли от реализации продукции влияет состав и размер нереализованных остатков на начало и конец отчетного периода. Значительная величина остатков приводит к неполному поступлению выручки и недополучению ожидаемой прибыли.
Остатки нереализованной продукции образуются по следующим причинам:
* часть готовой продукции закономерно оседает на складе в связи с необходимостью ее комплектации, упаковки, подготовки к отгрузке, накопления до размеров транспортной партии, выписки расчетных документов. Увеличение остатков готовой продукции на складе сверх нормативной величины должно быть предметом внимания финансовых служб предприятия: возможно, продукция не находит сбыта из-за разрыва хозяйственных связей или не пользуется спросом по другой причине.
Такое влияние на прибыль остатков готовой продукции на складе встречается место на предприятиях, которые выпускают продукцию,, имеющую натурально-вещественную форму. Выполненные работы и оказанные услуги в силу своей специфичной формы как товара не могут принимать вид остатков продукции на складе. То же относится и к продукции некоторых отраслей, например, электроэнергетики, транспорта, связи;
* остатки товаров
отгруженных, срок оплаты
* часть товаров отгруженных не оплачена в срок покупателем. Не поступление выручки в этом случае практически не зависит от поставщика. К сожалению, эта ситуация стала типичной, объем неплатежей не уменьшается, но предприятию все же следует работать в направлении получения доходов - прекратить отгрузку покупателю, перевести его на аккредитивную форму расчетов, передать требования по взысканию неплатежей с покупателя банку, оформить коммерческий кредит;
* продукция отгружена и получена покупателем, но последний на законных основаниях отказался от ее оплаты. Наиболее вероятной причиной отказа может быть несоблюдение поставщиком условий договора поставки.
Резервом увеличения балансовой прибыли может быть прибыль, полученная от реализации основных фондов и иного имущества предприятия. Если раньше операции, связанные с выбытием основных фондов, не оказывали заметного влияния на финансовые результаты, то теперь, когда предприятия вправе распоряжаться своим имуществом, имеет смысл освободиться от излишнего и не установленного оборудования, предварительно взвесив, что выгоднее - продать его или сдать в аренду. Другие операции, например безвозмездная передача основных средств предприятию, не относятся на балансовую прибыль, а возмещаются из чистой прибыли, предназначенной на накопление.
Финансовый результат от реализации иного имущества предприятия может быть и положительным, и отрицательным. Это зависит от состава и продажной цены реализуемых активов. Если речь идет о материальных активах, то следует исходить не столько из возможности получения прибыли, сколько из наличия запасов, которые из-за изменения экономической конъюнктуры, ассортимента выпускаемой продукции и по другим причинам оказываются ненужными или по величине превышают уровень, достаточный для запланированного выпуска продукции. Эта работа является одним из направлений финансового менеджмента, т.е. управления финансами предприятия, и должна проводиться на основании анализа структуры материальных активов. Безусловно, лучше продать их по цене, превышающей учетную стоимость, но и в ином случае предприятие получит денежные средства, которые можно вовлечь в оборот.
Прибыль может быть получена от реализации нематериальных активов, имеющих спрос на рынке. Их продажная цена определяется способностью приносить доход. Для исчисления прибыли из продажной цены исключаются затраты, связанные с созданием или покупкой нематериальных активов с учетом расходов по их доведению до состояния, в котором они способны приносить доход.
Ценные бумаги приобретаются предприятием с разными целями. Поскольку они относятся к ликвидным средствам, то предприятие, быстро обратив их в деньги, может совершать платежи и расчеты, погашать обязательства. При покупке ценных бумаг важен их правильный выбор. Приобретать ценные бумаги можно лишь в том случае, если имеется обоснованная уверенность в росте их курсовой стоимости, тогда их продажа даст положительный финансовый результат. При падении курсовой стоимости реализовать эти бумаги почти невозможно, а при отсутствии доходов по ним такое вложение средств можно считать не активами, а убытками. Реализуя ценные бумаги, предприятие получает результат, который можно сравнить с номинальной стоимостью этих ценных бумаг.
В составе внереализационных операций наиболее доходными могут быть финансовые вложения. Важно, чтобы они осуществлялись не в ущерб основной деятельности предприятия. Конкретные направления и структура финансовых вложений должны быть результатом продуманной политики предприятия на основе достоверной оценки их эффективности. Непрофессиональный подход к этому вопросу может привести к потере средств, вложенных в уставный капитал других предприятий или совместную деятельность, в неликвидные ценные бумаги. В настоящее время практически никакие доходы по финансовым активам не перекрывают уровня инфляции, поэтому для получения реальных доходов от финансовых вложений следует подходить к таким инвестициям очень взвешенно.
Относительно надежным способом финансовых вложений сейчас можно считать хранение денег на депозитном счете или приобретение депозитных сертификатов. В этом случае должны учитываться по меньшей мере два обстоятельства: темпы инфляции, если речь идет о приобретении сертификатов, и процентная ставка налога с полученных доходов.
Важнейшим вопросом управления процессом формирования прибыли является планирование прибыли и других финансовых результатов с учетом выводов экономического анализа. Главной целью при планировании является максимизация доходов, что позволяет обеспечивать финансирование большего объема потребностей предприятия в его развитии. При этом важно исходить из величины чистой прибыли. Задача максимизации чистой прибыли предприятия тесно связана с оптимизацией величины уплачиваемых налогов в рамках действующего законодательства, предотвращением непроизводительных выплат.
Заключение
Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности фирмы. Представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности. Она является стержнем и главной движущей силой рыночной экономики, основным побудительным мотивом деятельности предпринимателей, а также основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие. За счёт прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию, увеличению фонда оплаты труда.
Прибыль от реализации продукции формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую продукцию.
Для эффективного планирования
и распределения прибыли
Правильное планирование прибыли имеет важное значение не только для предприятия, но и для экономики в целом. Достоверность определения плановой прибыли влияет на успешную финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Подходы к планированию прибыли зависят от параметров производственной, хозяйственной и финансовой деятельности организации.
Исчисление оптимального размера прибыли становится важным элементом планирования предпринимательской деятельности на современном этапе хозяйствования. В процессе планирования прибыли необходимо определить, за счёт каких факторов она растет или снижается.
Прибыль, остающаяся в распоряжении организации, используется ею самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Получая прибыль, предприятие решает задачи ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития.
Распределение прибыли осуществляется в соответствии с разработанной политикой, целью которой является оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой ее частями. Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные, и социальные нужды предприятия.
Прибыль надо рассматривать не только со стороны количественного характера её измерения, то есть не только правильно её рассчитывать (прибыль – это превышение валовых доходов над валовыми расходами ), но и уметь обращаться с прибылью, то есть использовать её как один из основных, универсальных финансовых показателей для планирования и оценки хозяйственной деятельности фирмы.
Следует также отметить и большое влияние размера прибыли на финансирование мероприятий научно - технического и социально - культурного развития, а также увеличение фонда оплаты труда (понятно, что если предприятие будет иметь убыток, финансирование данных статей может сократиться, возникнут перебои в финансировании или оно вообще может прекратиться).
Прибыль является
не только источником обеспечения
Задача государственного управления, реализуемая в основном на основе налогообложения, состоит в том, чтобы, сохраняя стабильность роста доходов бюджета, способствовать экономическому росту на предприятиях.
Список используемой литературы
1. Артеменко В.П. Финансовый анализ. 2002г.
2. Баранов В.В. Финансовый менеджмент. М., 2002г.
3. Глазунов В.Н. Управление доходом фирмы. М., 2003г.
4. Зимин Н.Е. Анализ и диагностика финансового состояния предприятия. М., 2002г.
5. Золотарева В.С. Финансовый менеджмент. Ростов-на-Дону., 2000г.
6. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М., 2002г.
7. Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы. М., 2005г.
8. Колчина Н.В. Финансы организаций. М., 2004г.
9. Кудина М.В. Финансовый менеджмент. М., 2001г.
10. Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы. М., 2003г.
11. Поляк Г.Б. Финансы. М., 2003г.
12. Шуляк П.Н. Финансы предприятий. М., 2004г.
Информация о работе Формирование, распределение и использование прибыли на предприятии