Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 06:39, курсовая работа
Тема моей курсовой работы – «формирование рынка труда в России». Актуальность темы работы обусловлена тем, что в условиях современного развития экономических отношений рынок труда занимает важное место. С одной стороны, он является элементом экономической системы и от эффективности его функционирования зависят национальное благополучие, стабильность общества и эффективность социально-экономических преобразований. В то же время, выступая самостоятельной системой, он опосредует влияние этого развития на благосостояние населения и характер многих социальных процессов, усиливая или сглаживая возникающие противоречия.
Введение 3
1. Теоретические основы рынка труда и его основные характеристики 5
1.1. Трактовки понятия рынка труда 5
1.2. Сущность занятости и безработицы как характеристик 11
состояния рынка труда 11
2. Современная структура рынка труда 14
2.1. Современная структура рынка труда 14
2.2. Особенности современного отечественного рынка труда 26
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Следует также иметь в виду, что в условиях рыночной экономики под полной занятостью понимают такую занятость, когда работой обеспечивается всё население, которое может и хочет работать. Под рациональной занятостью следует понимать такую занятость населения, которая создает условия для динамичного развития экономики и обеспечивает ее эффективное участие в международном разделении труда.
Для реализации этой задачи, то есть обеспечения эффективной занятости населения, инфраструктура выполняет ряд функций:
- содействие населению
в трудоустройстве, профессиона
- обеспечение социальной защиты работников, выходящих на рынок труда,
-осуществление
- устанавливает контакты
между работодателями и
- координирует деятельность различных органов, в той или иной степени связанных с осуществлением политики занятости и деятельности на рынке труда.
В настоящее время можно выделить следующие элементы инфраструктуры рынка труда, которые можно классифицировать по ряду признаков. Прежде всего, элементы инфраструктуры рынка труда делятся на государственные и негосударственные.
Особое место в системе элементов инфраструктуры рынка труда занимают государственные структуры. Как показал опыт стран с развитой рыночной экономикой, проблемы занятости не могут быть успешно решены без поддержки государства. Европейская модель занятости, прежде всего, связывает создание новых рабочих мест в частном секторе экономики, но при этом государство берет на себя выплаты пособий по безработице.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции в сфере труда и занятости является Федеральная служба по труду и занятости, которая осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Территориальные органы и государственные учреждения службы занятости - это специальные организации, существующие за счет бюджета и осуществляющие свои посреднические функции бесплатно как для работодателей, так и для соискателей. Они трудоустраивают работников любого уровня и квалификации, в любые организации, но в основном, в государственные структуры. Единственное требование, предъявляемое человеку, встающему на учет в службу занятости – человек должен быть безработным.
Органы службы занятости совместно с органами власти Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области содействия занятости населения. Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.
Проблемой занятости населения на государственном уровне занимается биржа труда. Биржа труда - это учреждение, осуществляющее посредничество между рабочим и предпринимателем при совершении сделки купли-продажи рабочей силы.
Биржа труда, как рыночная структура, выполняет следующие функции:
- сбор и анализ информации о рынке труда, его состоянии и перспективах;
- профориентация, переподготовка и трудоустройство населения;
- содействие территориальной
и профессиональной мобильности
- участие в подготовке
и реализации программ
- контроль за соблюдением трудового законодательства;
- постановка на учет безработных и оказание им помощи, социальная защита населения и содействие местным органам власти в организации общественных работ.
Биржа труда – наиболее развитая организационная форма существования рынка рабочей силы, занимающаяся посредничеством при найме рабочей силы. Услуги оказываются на бирже, как работодателям, так и работникам, ищущим работу.
Существующая конкуренция
на рынке труда приводит к тому,
что на рынке, наряду с государственными
структурами, все возрастающую роль
начинает играть негосударственная система
занятости, которая также занимается трудовым
посредничеством. Она имеет ряд направлений
своей деятельности. Негосударственные
службы занятости, действующие на рынке
труда, могут оказывать услуги по всем
квалификационно-
Все услуги негосударственных служб занятости подразделяются на типовые и оригинальные. Отличительной чертой работы негосударственных служб занятости является индивидуальный подход к каждому клиенту, стремление в максимальной степени удовлетворить запросы клиента, гибкость в работе, использование современных методик профессиональной диагностики. Через негосударственные службы занятости можно получить более высококвалифицированную и высокооплачиваемую работу.
В процессе своей деятельности
негосударственные структуры
Эффективность работы негосударственных служб занятости обусловлена развитием конкуренции между ними за свою нишу на рынке труда. Поэтому они наиболее подвижны и быстрее откликаются на требования рынка труда, совершенствуя качество и расширяя количество предоставляемых услуг. Некоторые негосударственные службы занятости имеют свои печатные издания, в которых публикуется информация о свободных вакансиях5.
Кроме рассмотренных
выше государственных и
К элементам инфраструктуры рынка труда также следует отнести социальные и общественные фонды, финансирующие мероприятия по социальному страхованию и обеспечению занятости, а также информационные механизмы, представленные информационно-аналитическими системами сбора, анализа и прогноза информации о развитии рынка труда и обеспечивающие обмен информацией между его субъектами.
Деятельность всех звеньев инфраструктуры рынка труда регулируется законами, указами, постановлениями, приказами и другими нормативными документами, устанавливаемыми органами законодательной и исполнительной власти, которые образуют нормативно-правовую основу функционирования инфраструктуры рынка труда.
Таким образом, правомерно выделять следующие основные звенья инфраструктуры рынка труда:
Что касается информационных механизмов и нормативно-правовой базы, то они обеспечивают условия функционирование рынка труда, а также взаимосвязь между работодателями и инфраструктурой рынка труда, с одной стороны, и инфраструктурой рынка труда и потенциальными работниками – с другой стороны. Инфраструктура рынка труда, действуя в определенном социально-экономическом и политическом пространстве, находятся под влиянием внешней и внутренней среды. Причем эти факторы оказывают не прямое, а опосредованное влияние, меняя, прежде всего качественные и количественные характеристики рынка труда, факторы его формирования.
Все факторы, которые оказывают влияние на развитие инфраструктуры рынка труда, условно можно разделить на внешние и внутренние. Под внешними факторами следует понимать те, которые косвенным образом действуют на развитие инфраструктуры. Влияние внутренних факторов связано с изменением или развитием одного из элементов инфраструктуры рынка труда, введением новых институтов. В этом случае, в соответствии с необходимостью соблюдения принципа системности инфраструктуры, изменение одного из элементов влечет изменение других. К внешним факторам следует отнести и международные факторы.
Альтернативные виды деятельности. К ним можно отнести общественные работы (оплачиваемые), надомный труд, работы по контракту на определенный срок (выполнение определенного заказа), работа в фирмах временной занятости, трудоустройство несовершеннолетних граждан на временную работу и др.виды гибкой занятости. В отличие от традиционных систем организации труда, регулируемых коллективными договорами, гибкие виды занятости регулируются контрактами.
2.2. Особенности современного отечественного рынка труда
В современных условиях одной из основных проблем, стоящих перед Россией, является повышение социально-экономической стабильности, поиск и выявление ресурсов и факторов ускорения экономического развития. В этом процессе должны быть задействованы все сферы и сектора современной экономики.
Экономическое развитие России вплоть до недавнего времени характеризовалось тенденцией роста, сопровождающегося увеличением количества трудовых ресурсов и повышением занятости во всех секторах экономики и видах экономической деятельности. Однако возникший в мировой экономике финансовый кризис привел к росту безработицы, снижению реальных доходов занятого населения, развитию скрытой занятости и многим другим негативным последствиям.
На рис.2.1 представлена динамика численности занятого населения в РФ в 2007-2010 гг6.
Рис. 2.1. Динамика численности занятого населения в РФ в 2007-2010 гг., млн. ч.
Из рис. 2.1. видно, что за последние годы занятость населения имеет тенденцию к снижению. Так, в 2009 году в сравнении с 2008 годом, количество занятого населения в экономике России снизилось на 0,2 млн. чел. По данным на 2010 г. численность занятого населения снизилась на 1,3 млн. чел. в сравнении с 2008 годом и на 1,1 млн. чел. в сравнении с 2009 годом.
На рисунках 2.2 и 2.3 представлена структура занятых в экономике по формам собственности в 1992 г. и в 2010 г7.
1-государственная,
муниципальная; 2- частная; 3-собственность
общественных и религиозных
Рис. 2.2. Структура занятых в экономике по формам собственности в 1992 г., в %
1-государственная,
муниципальная; 2- частная; 3-собственность
общественных и религиозных
Рис.2.3. Структура занятых в экономике по формам собственности в 2010 г., в %
Развитие институциональной структуры занятости населения в трансформационной экономике характеризуется кардинальными сдвигами в распределении работающих между предприятиями и организациями различных форм собственности. В настоящее время на частных предприятиях работают более половины занятых в экономике. Если в 1992 г. доля занятых в государственном секторе составляла 69,1%, а удельный вес работающих в частном секторе только 19,3% (рис.2.2), то в 2010 г. ситуация радикально изменилась. Доля государственного сектора в структуре занятых сократилась до 33,1%, а частного увеличилась до 55,4% (рис.2.3) .
Важной характеристикой
трансформационной экономики
Динамика и структура занятости населения России по видам экономической деятельности представлена в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Среднегодовая численность занятых в экономике по видам экономической деятельности, %8
Показатели |
Тыс. человек |
В % к итогу | ||
2009 г. |
2010 г. |
2009 г. |
2010 г. | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Всего занято в экономике |
70792 |
75717 |
100 |
100 |
Из них по видам экономической деятельности: | ||||
Сельское х-во, охота и лесное хозяйство |
7381 |
7106 |
11,1 |
10,6 |
Рыболовство, рыбоводство |
138 |
133 |
0,2 |
0,2 |
Добыча полезных ископаемых |
1051 |
1036 |
1,6 |
1,5 |
Обрабатывающие производства |
11506 |
11255 |
17,2 |
16,8 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
1912 |
1917 |
2,9 |
2,9 |
Строительство |
4916 |
5075 |
7,4 |
7,6 |
Оптовая и розничная торговля |
11088 |
11315 |
16,6 |
16,9 |
Ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
1163 |
1183 |
1,7 |
1,8 |
Гостиницы и рестораны |
5369 |
5423 |
8,0 |
8,1 |
Транспорт и связь |
858 |
928 |
1,3 |
1,4 |
Финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда |
4879 |
4936 |
7,3 |
7,4 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение |
3458 |
3579 |
5,2 |
5,3 |
Образование |
6039 |
6014 |
9,0 |
9,0 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
4548 |
4603 |
6,8 |
6,9 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
2460 |
2492 |
3,7 |
3,7 |