Формы и методы воздействия государственных финансов на сферу здравоохранения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 13:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в изучении форм и методов воздействия государственных финансов на сферу здравоохранения. Достижение данной цели связано с решением следующих задач:
рассмотреть характеристику отрасли здравоохранения в Российской Федерации;
раскрыть формы и методы воздействия государственных финансов на здравоохранение;
изучить проблемы и перспективы воздействия государственных финансов на здравоохранение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………
3
ГЛАВА 1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ………………………….
4
1.1
Здравоохранение как одна из отраслей социальной сферы…
4
1.2
Нормативно-правовое регулирование воздействия государственных финансов в России на отрасль здравоохранения……………………………………………….


6
1.3.
Современное состояние отрасли здравоохранения в России………………………………………………………......

10
ГЛАВА 2.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В РОССИИ…………………………..


15
2.1
Формы и методы воздействия государственных финансов на экономику…………………………………………………...

15
2.2
Формы воздействия государственных финансов на здравоохранение в России……………………………………..

17
2.3
Методы воздействия государственных финансов на здравоохранение в России……………………………………..


19
ГЛАВА 3.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ……………………….....

25
3.1
Проблема развития здравоохранения в России……………...
25
3.2
Перспективы развития здравоохранения в России……….....
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………
30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ...………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по здравоохранению.docx

— 85.71 Кб (Скачать файл)

Амортизационная политика –  составная часть общей политики формирования собственных финансовых ресурсов, заключающаяся в управлении амортизационными отчислениями от используемых основных фондов и нематериальных активов с целью их реинвестирования в производственную деятельность.

  • различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты,  предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях, государственные и муниципальные гарантии);

Субсидии – это средства, выделяемые из бюджета конкретному  юридическому лицу или направленные на поддержание какой – либо хозяйственной  деятельности, доходы от которой не покрывают величину расходов [19];

Субвенции – денежная или натуральная помощь, оказываемая государством субъектам Федерации или местным бюджетам, предназначенная  для определенных целей [19];

Бюджетный кредит – это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах [19].

С бюджетными расходами связаны  также льготное кредитование и страхование, поскольку более низкий уровень  ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и  страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих  ставок и тарифов.

Методы финансового регулирования  территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетного регулирования (регулирующие доходы, дотации, субсидии, субвенции  бюджетам других уровней бюджетной  системы), финансирование целевых программ и развития отдельных регионов и  муниципальных образований.

          2.2. Формы воздействия государственных финансов

                   на здравоохранение в России

 

Профессор М.Л. Седова выделяет две основные формы воздействия государственных финансов – прямую и косвенную.

К прямому государственному регулированию относится контроль цен на лекарственные средства, он осуществляется в соответствии с  Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2001 года №782 «О государственном регулировании  цен на лекарственные средства». До 1998 года Россия не имела законодательных  актов в сфере обращения лекарственных  средств.

Согласно данному документу  государство регулирует цены на лекарственные  средства, которые включены в перечень важнейших и жизненно необходимых  лекарственных средств. Государственной  регистрации подлежат цены на лекарственные  средства как отечественного, так  и импортного производства.

Государственное регулирование  цен на лекарственные средства осуществляется путем государственной регистрации  предельных отпускных цен российских и иностранных организаций-производителей на лекарственные средства и установления предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на эти лекарственные средства.

В перечень жизненно важных лекарственных средств входит примерно 5,5 тыс. Цены на них регулируются Росздравнадзором. Конечная цена состоит из суммы предельной зарегистрированной цены производителя  и оптовой и розничной надбавок, которые варьируются в зависимости  от региона.

Оптовая "накрутка" на лекарства стоимостью ниже 50 рублей - 20%, от 50 до 500 рублей - 15%, свыше 500 рублей - 10%; розничные надбавки - 32%, 28% и 15% соответственно.

В 2009-2011 гг. продолжается реализация приоритетного национального проекта "Здоровье", направленного на повышение  доступности и качества медицинской  помощи, усиление профилактической направленности здравоохранения. Средства, выделяемые из федерального бюджета на его реализацию (включая межбюджетные трансферты) составят в 2009-2011 годах - 286,2 млрд. руб.

Расходы на здравоохранение  осуществляются из всех звеньев бюджетной  системы, и составляют на 2010 год - 392,9 миллиарда рублей. Предоставление бюджетных средств на здравоохранение осуществляется в следующих формах:

  1. Ассигнований на содержание ЛПУ;
  2. Трансферты населению для финансирования льготного лекарственного обеспечения, протезирования, других социальных выплат и компенсаций в области охраны здоровья населения, установленных законодательством РФ;
  3. Платежей на ОМС неработающего населения.

Введено в действие с 1 января 2011 года Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. «О финансовом обеспечении за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака». Сумма составит 300 000 тыс. рублей.

Общий объем бюджетных  ассигнований на здравоохранение в 2009 году составил 329,4 млрд. рублей, в 2010 году - 392,9 млрд. рублей, в 2011 году - 406,4 млрд. рублей.

Косвенное регулирование  управления деятельностью промышленных предприятий формирует систему  мотивации, создает стимулирующие  условия для деятельности субъектов  рыночных отношений. В здравоохранении  это реализация таких направлений  государственного воздействия как:

- целевая программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Объемы финансирования отрасли по Программе составляют 188067 млн. рублей. Соответственно в сфере здравоохранения будет увеличиваться спектр оказываемых услуг, увеличатся поступления денежных средств в бюджет.

- Постановление Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 № 19 «Об утверждении Перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость».

Осуществление и финансирование государством данных программ приводит к росту потребления медицинских  изделий лечебно-профилактическими и медицинскими учреждениями в России, что стимулирует развитие сферы здравоохранения.

 

          2.3. Методы воздействия государственных финансов на

                 здравоохранение в России

 

Основные методы воздействия  государственных финансов на медицинскую  промышленность, как говорилось в  первом пункте данной главы, делятся  на налоговые и бюджетные.

С 2010 года отменён единый социальный налог, вместо него нынешние плательщики налога уплачивают страховые  взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд Социального Страхования, федеральный и территориальные  ФОМС, согласно закону № 212-ФЗ от 24.07.2009.

В 2010 году в Пенсионный Фонд поступило – 43 215,2 млн. руб.; в Фонд Социального Страхования – 3 349,4 млн. руб.; в Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования – 3 067,5 млн. руб.

В  2010 году в Российской Федерации в системе обязательного медицинского страхования работало по договорам 8 141 медицинская организация, что сопоставимо с данными за 2009 год (8 142 медицинские организации).

Система здравоохранения в РФ базируется на обязательном медицинском страховании. Обязательное медицинское страхование является частью государственной системы социального страхования. Обязательное медицинское страхование распространяется на всех граждан страны независимо от возраста, пола, состояния здоровья, места жительства и доходов. Все граждане страны имеют право на получение бесплатных медицинских услуг включенных в программу обязательного медицинского страхования.

В 2010 году в медицинские  организации поступило 515,9 млрд. рублей (в 2009 г.- 491,5 млрд. рублей), в т.ч. на оплату медицинской помощи в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования 509,8 млрд. рублей. Структура системы обязательного медицинского страхования представлена 84 территориальными фондами медицинского страхования, 100 страховыми медицинскими организациями (СМО) и 261 филиалам СМО.

Страховые взносы перечисляются  на всех граждан, однако использование  перечисленных ресурсов осуществляется только при обращении за медицинской помощью – принцип "здоровый платит за больного". Граждане с различным уровнем дохода имеют одинаковое право на получение медицинских услуг.

Из общей численности  застрахованных страховыми медицинскими организациями на долю 14 наиболее крупных  страховых медицинских организаций  приходится свыше 70 % застрахованных, из которых страховой компанией  ЗАО МАСК «МАКС-М» застраховано 20,5 млн. человек или 14,5% от общей численности застрахованных, СМК ОАО «РОСНО-МС» – 15,7млн. человек (11,9%), ОАО СК «СОГАЗ – Мед» – 12,97 млн. человек  (9,2%). 

В общей сумме расходов страховых медицинских организаций 476,5 млрд. рублей (97,2%) израсходовано на оплату медицинской помощи, оказанной гражданам в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования. 

А так же действующим законодательством о налогах и сборах предусмотрен ряд налоговых льгот, специально ориентированных на поддержку деятельности в сфере медицины и здравоохранения. Ниже приводится их краткий обзор.

28 декабря 2010 Федеральным законом № 395-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлена налоговая ставка в размере 0 % к налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими медицинскую деятельность. Изменения вступили в силу. Теперь Правительство РФ утвердило перечень тех видов медицинской деятельности, для которых, собственно, действует нулевая ставка по налогу на прибыль. В Перечень 125 видов медицинской деятельности (акушерство и гинекология, кардиология, нейрохирургия). Доходы учреждения от медицинской работы должны будут составлять не менее 90 процентов от всех доходов.

Существует льгота по налогу на добавленную стоимость. Не подлежит налогообложению реализация медицинских товаров.

Налогом с продаж не облагается стоимость лекарств и протезно-ортопедических изделий.

Так же не рассматривается  как подакцизные товары следующая  спиртосодержащая продукция: лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические  средства, внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и предметов торговли медицинского назначения, разлитые в емкости не более 100 мл.

Так же государством выделяется определенное количество субсидий. Субсидия - пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое из средств государственного бюджета,  местных бюджетов или из специальных фондов физическим и юридическим лицам, местным органам, другим государствам.

В 2010 и 2011 году Правительство  РФ определило следующий перечень субсидий:

1) Приказ Департамента  здравоохранения г. Москвы от 25 августа 2011 г. N 766 “О выплате дополнительной субсидии на увеличение фонда оплаты труда в 2011 году медицинским работникам в ЛПУ, подведомственным органам управления здравоохранением города Москвы, участвующим в территориальной программе ОМС»

2) На оказание  высокотехнологичной медицинской помощи гражданам  Российской Федерации по профилю: абдоминальная хирургия, акушерство и гинекология, нейрохирургия, онкология, офтальмология, педиатрия, сердечно сосудистая хирургия, травматология и ортопедия, урология, трансплантация. В общем объеме 4000000 тыс. руб.

3) На финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей).

4)Федеральным государственным унитарным протезно-ортопедическим предприятиям субсидий федеральным государственным унитарным протезно-ортопедическим предприятиям, оказывающим в соответствии с законодательством Российской Федерации услуги  по протезированию инвалидам, а также лицам, не имеющим группы инвалидности, но по медицинским показаниям нуждающимся в протезно-ортопедических изделиях.

5) Отдельным общественным организациям, уставная деятельность которых направлена на решение социальных проблем, и некоммерческим объединениям, созданным и действующим в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей. В общем объеме 774 293,3 (тыс. руб.)

6) Постановление Правительства Российской Федерации  от 14 июня 2010 г. N 472 «Распределение субсидий, предоставляемых в 2011 году из Федерального Бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения» В общей сумме 6149900 тыс.руб. В их числе: Республика Бурятия – 500000 тыс.руб.  (Государственное учреждение здравоохранения  "Бурятский республиканский клиническонкологический диспансер", г. Улан-Удэ) и др.

Таким образом, государство, используя различные финансовые формы и методы, призвано решить одну из важнейших задач  – обеспечение  необходимыми  финансовыми ресурсами  системы здравоохранения.

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПРЕСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ      

                   ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ

Информация о работе Формы и методы воздействия государственных финансов на сферу здравоохранения в России